В Славянске производят керамику, за которой едут из Европы

В Славянске производят керамику, за которой едут из Европы

Керамическое производство – одна из основных «точек опоры» для тысяч жителей Славянска

Фото – из личного архива Дмитрия Ярового

   Исторически сложилось, что керамическое производство – одна из основных «точек опоры» для тысяч жителей Славянска. Именно в этом секторе малого бизнеса сегодня занято больше всего наших земляков.   

   Правда, в последнее время многие славянские предприниматели-керамисты всё чаще говорят о непростых временах для их бизнеса. Проблем, действительно, хватает: это и отмена ночного (льготного) тарифа на электроэнергию, и вечный дефицит квалифицированных рабочих, которые периодически «уходят в трудовую миграцию». Добавила головной боли керамистам Славянска и пандемия коронавируса.      А еще заметно обострилась конкуренция: аналогичные товары из Китая мгновенно заполняют рыночные ниши, вытесняя продукцию некоторых местных производителей. Причем, это не только привычный ширпотреб, но и товары приличного качества. 

   Как в этой ситуации выживать керамическому бизнесу? По-прежнему просто «гнать вал», привычно ориентируясь на непритязательного российского потребителя? Или делать акцент на качестве своей продукции и на поиск новых рынков?

   Наш рассказ – о предпринимателе-керамисте, который, образно говоря, не живет вчерашним днем, а производит продукцию такого качества, с которым можно выходить на рынки не только Китая, но и Европы.

   Речь идет о гончарном производстве из красной глины, которым в нашем городе занимается семья Дмитрия Ярового. 

Напомним нашим читателям, как зарождался его бизнес.

Предыстория

Дмитрий учился в Харькове на графического дизайнера. Затем несколько лет работал по специальности: дизайнером, фотографом, полиграфистом. Во время военных действий в 2014 году родители оказались в сложном экономическом положении, и он решил вернуться, чтобы им помочь – всё бросил и приехал в Славянск.

По словам Дмитрия, родители имели опыт работы в керамической отрасли. Пришлось и ему научиться этому ремеслу. Производить изделия из красной глины – сегодня это мейнстрим: это считается эко-керамикой. 

Купил станок. С помощью интернета осваивал навыки работы с глиной. Потом прошёл один мастер-класс, и (неожиданно для себя) начало что-то получаться. 

«Было забавно наблюдать, как из обычной глиняной массы рождаются керамические изделия, – вспоминает Дмитрий Яровой. – Гончарное производство – это наш основной вид деятельности. Хотя параллельно занимаемся и литьевым методом производства».

Журналист «Карачуна» пообщался с Дмитрием Яровым. Было интересно узнать, как его семейный керамический бизнес выживает в это кризисное время.

Дмитрий Яровой у станка

- Какие изделия производите сегодня? Что больше всего пользуется спросом?

- На сегодняшний день, на нашем производстве насчитывается около 200 ассортиментных позиций. Правда, большая часть из них выпускается «от случая к случаю». Но есть порядка 60 товарных позиций, которые пользуются высоким спросом на постоянной основе. К их числу можно отнести кофейные турки, кувшины, пивные бокалы. Каждое из изделий выполняется с различными вариантами декорирования, что позволяет расширить ассортимент выпускаемой продукции. 

Также часто заказывают супники, миски, бочонки для специй и меда, соусники и графины.

У оптовиков по-прежнему большей популярностью пользуется литая продукция, чем гончарная. Это обусловлено более низкой ценой и весом изделия (что немаловажно при транспортировке товара).

Из-за такого спроса на литьё нам уже не хватает нынешних площадей – приходится всё время убирать одни формы и ставить другие. 

- Какое оборудование используете?

- Из оборудования – все, как у всех остальных керамиков: печи, шликерные мешалки (миксеры), мельница, вибросито (для фильтрации шликера), гончарные станки.

- Выдерживает ли ваша продукция конкуренцию? Есть информация, что на рынок керамических изделий мощно выходит Китай.

- Конкурировать с Китаем и Европой бессмысленно – такие изделия из красной глины они не производят. У них они в корне другие, поэтому и Китай, и Европа (их оптовики) нередко интересуются нашими изделиями. Но, к сожалению, пока что мы не вышли на заключение договоров на стабильные поставки нашей продукции в Европу и Китай. 

Пока крупные оптовики из России до сих пор потребляют основную массу производимого в Славянске товара. 

Я рекомендую выходить на рынок Европейского Союза. Бывает, к нам приезжают дилеры из Европы – они готовы покупать наш товар. Правда, нужны соответствующие документы и качественная упаковка. Но зато на европейских рынках мы можем получить гораздо большую прибыль. 

- С какими сложностями вам приходиться сталкиваться?   

- Единственная сложность на данный момент – это Covid-19. Приходится придерживаться карантинных ограничений и работать самим – и днем, и ночью.

- Есть какие-то значимые прорывы/достижения в гончарном деле?

- Из прорывов в гончарном деле? Насколько фантазия позволяет прорваться в этом деле. Все делают руки гончара. Иногда прибегаем к использованию 3d принтеров или чпу-фрезеров, чтобы создать точные формы или оттиски, которые мы используем при создании красивого декора (таблички или рисунки).

 Пример работы гончара из Славянска Дмитрия Ярового – это история о том, как местный бизнес может диверсифицировать деятельность и минимизировать потери от всевозможных кризисов. То есть, вроде бы эта семья в своем производстве использует идентичное другим оборудование. Но только одни ведут разговоры о грядущем сворачивании деятельности, а другие думают над тем, как расширить производственные площади.

*А если говорить о выводе бизнеса на европейский рынок, то в помощь приходят программы поддержки от Европейского Союза.

Масштабировать собственный бизнес проще, чем может показаться на первый взгляд. Для этого активно работает программа Европейского Союза EU4Business ("ЕС для бизнеса»), в рамках которой в 15 областях Украины работают центры поддержки малого и среднего бизнеса. Эта программа может стать полезной для предпринимателей различных отраслей – от сельского хозяйства до инновационных технологий. Важно, что речь идет не только о консультациях, но и финансовой поддержке для тех, кто решился на экспорт товаров. Это также предоставляет возможности развития и обучения предпринимателей МСП для лучшего понимания международных стандартов и требований. 

Подробная информация о доступе к рынкам, финансовым ресурсам, регистрации бизнеса и других вопросах – на странице программы.

Источник информации о европейских программах поддержки бизнеса - "Евробиблиотека" – это проект Представительства Европейского Союза в Украине