Заправился «зимним» пропан-бутаном? Отрегулируй ГБО!

С приближением очередной смены сезона вновь возникают дискуссии о том, регулировать или нет ГБО 2-го поколения при переходе на зимний газ. Ситуацию комментирует представитель компании «Время Газа»

Большинство карбюраторных и моноинжекторных двигателей не критично чувствительны к смене марки газового топлива. Однако инжекторы, на которые автовладельцы поставили 2-е поколение газа вопреки рекомендациям газовщиков, часто ощущают изменение состава газовой смеси. В таких ситуациях регулировка ГБО 2 обязательна.

Что происходит с газом?

В зимней марке пропан-бутановой смеси содержание пропана составляет 80% (бутана – 20%). Летний вариант – 50% на 50%. Изменение соотношения необходимо для более качественного преобразования сжиженного газа в пар. Если оставить летнюю смесь, то испарение не произойдет – газ останется сжиженным, потому что при температуре ниже -0,5C° бутан не испаряется (напомним, его в летней смеси 50%). А если хотя бы часть смеси не испаряется, то полное преобразование не происходит.

Применение бутана в газовой смеси объясняется его дешевизной: чем больше бутана, тем ниже себестоимость пропан-бутана. 20-процентное его содержание в зимней смеси существенно не влияет на температуру ее испарения. Во всяком случае, в наших широтах. Но, как мы уже говорили, это может повлиять на работу мотора.

Что нужно знать о регулировке

Напомним, что настройка газа привязана к состоянию двигателя на момент регулировки. То есть, если вы планируете менять свечи или ВВ-провода, то рекомендуем сделать это до начала работ. В противном случае придется заново настраивать систему. Естественно, в карбюраторных авто желательно отрегулировать карбюратор, если есть проблемы в его работе.

Регулировку ГБО 2 производят винтами на редукторе-испарителе и смесителе – сначала настраивается холостой ход, а затем регулируется подача газа на повышенных оборотах. Полученные настройки следует проверить при диагностике. Настройки машин «без обратной связи» проверяются с помощью газоанализатора.

Вероятные проблемы с точностью впрыска здесь связаны как раз со статичными настройками – в реальном движении машина может вести себя иначе. Получается, диапазон нормальной работы ДВС на газе небольшой. Однако карбюраторный мотор, напомним, не столь чувствителен к составу топливной смеси.

А вот для инжекторного двигателя некорректный впрыск – болезненное явление. Именно поэтому на инжекторах рекомендуется устанавливать ГБО 4. Разница в цене с ГБО 2 получается небольшая, но если с двигателем случится беда, то ни о какой экономии речь не идет – стоимость ремонта перекроет сэкономленную сумму несколько раз!

Если вы владеете инжекторной машиной, используйте технологию ГБО 4-го поколения.

Преимущество технологии распределенного впрыска газа очевидно: система 4-го поколения включает в себя электронный блок управления (ЭБУ) с программой газового впрыска. После настройки топливной карты оборудование в дальнейшем не требует каких-либо регулировок, в том числе и сезонных. Принцип работы здесь – ведущий-ведомый, где роль ведущего остается за бортовым компьютером (БК), а ЭБУ строго соблюдает заводские настройки, реализуя подачу газа с коэффициентом коррекции.