Заправщики просят сбалансировать акцизы на бензин и автогаз. Как отреагируют цены

Бензин резко подешевеет, а стоимость сжиженного газа, наоборот, резко взлетит

Заправщики в очередной раз просят сбалансировать ставки акцизного налога на бензины и сжиженный газ. С соответствующим предложением выступила Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ). Об этом пишет UBR.

Отметим, на сегодняшний день размер акциза на сжиженный газ составляет 52 евро/1 тыс. литров, что в 4 раза ниже ставки налога на автомобильные бензины, которая равна 213,5 евро/1 тыс. литров.

НАУ предлагает пересмотреть ставки в два этапа:

- на I этапе установить ставки акцизного налога для бензинов 180 евро/1 тыс. литров, а на сжиженный газ – в размере 95 евро/1 тыс. литров;

- на II этапе для бензинов и сжиженного газа на уровне 145 евро/1 тыс. литров.

По данным ассоциации, в последние годы половина рынка бензинов замещена сжиженным газом и тенденция растет. Кроме того, за время карантинных ограничений для бизнеса и граждан уже произошло катастрофическое падение объемов продаж бензина (более 50%), которое еще может увеличиться.

Как заметил UBR.ua эксперт топливного рынка Леонид Косянчук, вопрос пересмотра акцизов уже очень давно назрел. По его оценкам, за последние 2 года доля потребления сжиженного газа с 20% выросла до 50% по соотношению к потреблению бензинов.

"Это привело к существенным потерям поступлений в госбюджет. К тому же львиная доля акциза направлена на дорожное строительство. А что, автомобиль на газу меньше вредит дорожному покрытию, чем автомобиль на бензине? Этот вопрос поднимался уже не раз, но слишком велик соблазн "черного нала" в продажах автогаза с нелегальных модулей для тех, кто "крышует" черный сегмент рынка. Поэтому, так болезненно и воспринимают эту инициативу в Раде", — говорит Леонид Косянчук.

Если предложенную формулу примут, то "переоцененный" ныне бензин (за счет доли налогов 71% сейчас) подешевеет как минимум на 2,4 грн/л, и доля налогов станет 63%.

Соответственно, если акцизы уравняют, то цена сжиженного газа вырастет как минимум на 2,6 грн/л.

"Таким образом, в результате двух этапов, стоимость автогаза будет составлять «законные» и логичные 55,9%, вместо 37,8% сейчас. С учетом эксплуатационных характеристик автогаза, все равно будет выгодно покупать автогаз, но без такого "перекоса" в цене", – добавил Леонид Косянчук.

По словам директора компании "Укравтономгаз" Андрея Дорофеева, пересмотр акциза на топливо может быть реализован только в разрезе увеличения для всех видов топлива: дизеля, бензина, пропан-бутана. Но не в коем случае не в сторону уменьшения для бензина, говорит эксперт.

"В Европе среднее соотношение акцизного налога на дизель и бензин в 4 раза выше чем на сжиженный газ. Потому будет логично поднять акцизный налог на все виды топлива в такой пропорции, какое соотношение акцизов требует имплементация Директивы 2003/96/ЕС. Депутатские группы уже обсуждают вопрос увеличения акциза на дизельное топливо. За счет уменьшения стоимости ДТ увеличился объем его потребления, поэтому именно на это топливо стоит ожидать увеличения акцизного налога", – отметил в разговоре с UBR.ua Андрей Дорофеев.

Чиновникам надо будет чем-то компенсировать дефицит бюджета и, скорее всего, поднятие акциза на топливо неизбежно, считают эксперты.

то же время, говорит Андрей Дорофеев, формулу, предложенную Нефтегазовой ассоциацией, вряд ли примут в парламентском налоговом комитете: в период кризиса уменьшать ставку акцизного налога никто не даст. А если и получится, то ее сразу же и отменят.

В этом году ставка акциза не может быть пересмотрена согласно регламентным и организационным процедурам в Верховной Раде. Скорее всего, к острому обсуждению ставок акциза на топливо вернутся ближе к концу осени. И скорее всего, будет стоять вопрос о поднятии акцизных ставок налога сразу на все виды топлива.

"У меня есть глубокие сомнения в том, что наши "арламентарии" пойдут на это даже в следующем бюджетном году (а это норма Налогового Кодекса, принимаемого ВРУ к госбюджету), так как там нет вменяемых специалистов в нашей отрасли, тем более, когда успешно функционируют эти нелегальные газовые модули, несмотря на всю борьбу (или демонстрацию таковой) с теневым рынком", – подметил нам Леонид Косянчук.