Как Госслужба занятости трудоустраивала украинцев в карантин

ГСЗ играет первостепенную роль в период экономического кризиса, но с апреля не имеет директора

Госслужба занятости (ГСЗ) в коронакризисный период обрела особое значение для поддержки сотен тысяч утративших работу украинцев. Однако несмотря на принятые правительством меры для облегчения возможности получать выплаты и встать на биржу труда, важнейшая задача службы – функция переподготовки кадров – была вынужденно отодвинута на второй план.

Это не единственная выделяемая экспертами проблема в работе ГСЗ. К ним также относят постепенный отход от социальной функции и низкое число вакансий. Но общий источник этих проблем, считают собеседники UBR.ua, заключается в отсутствии внимания со стороны руководящего министерства. 

Сколько людей трудоустроились через ГСЗ за период карантина

Уже через месяц после начала карантина уровень безработицы в Украине, свидетельствовали данные Торгово-промышленной палаты, дошел до 15-летнего пика – 2,5-2,8 млн человек, или 13,4-15,7% от трудоспособного населения. Только часть из них впоследствии обратились в Госслужбу занятости. По оценкам эксперта рынка труда и профессора Киевской школы экономики Ольги Купец, так поступают лишь от трети и максимум до половины всех уволенных. Впрочем, масштаб кризиса обусловил повышенный приток клиентов и в ГСЗ.

С 12 марта по 1 июля статус безработного в Украине получили на 76% больше людей, чем за аналогичный период 2019 года – всего 324 тысячи человек. К 21 июля данный показатель достиг 375,1 тысяч. Всего же на 22 июля в ГСЗ было зарегистрировано 513,8 тыс. безработных – это меньше, чем по состоянию на 7 июля, когда на учете в службе стояли 517 тыс. человек. Отметим, что к 7 июля их число не росло на протяжении трех недель. На сегодняшний день из 513 тысяч зарегистрированных в ГСЗ человек 431,3 тыс. получают помощь по безработице.

В то же время, согласно предоставленным UBR.ua оперативным данным ГСЗ, с 13 марта и по 22 июля через службу трудоустроились 210,5 тыс. человек. Значительная часть из них успела получить работу еще до обретения статуса безработного – таковых было 67,6 тыс. против 142,8 тыс., имеющих соответствующий статус.

Заведующий кафедрой в Институте подготовки кадров Госслужбы занятости, бывший замминистра Минсоцполитики и труда Андрей Черкасов настаивает, что релевантной является только последняя цифра. По его мнению, она отображает не только общее число людей, попытавшихся воспользоваться услугами ГСЗ, но и показывает тех, кто реально после этого получил новое место работы.

"Я могу прийти в ГСЗ, поговорить с диспетчером, найти вакансию и уйти. Но как потом проверить, что я трудоустроился? Это нигде не будет зафиксировано", – говорит Черкасов.

Более того, уровень зарегистрированных безработных относительно всех людей, пришедших в Центры занятости службы, должен был вырасти. Это обусловлено постановлением Кабмина от 29 марта, которое дало право получать статус безработного и, соответственно, рассчитывать на начисление пособий уже с первого дня регистрации. До этого безработный имел 7 дней для активного поиска трудоустройства в системе ГСЗ и лишь после их истечения – если так и не находил работу – официально становился на "биржу труда". Мера, как и повышение минимального уровня пособия в период карантина до 1 тыс. грн, была принята с целью социальной поддержки населения.

Впрочем, в отделе коммуникаций ГСЗ UBR.ua пояснили, что реальное число трудоустроенных может быть и выше, чем показывает статистика, но не все из трудоустроенных через службу, являясь ее учтенными клиентами, имели возможность и желание получать статус безработного.

"Те клиенты, которые не получили статус безработного, но воспользовались услугой, также учитываются. Кто-то сам не хочет регистрироваться – например, студенты, пенсионеры, люди, уволенные по собственному желанию, которым по законодательству выплата помощи откладывается на 90 дней. Не знаю, учитывают ли 100% таких клиентов, но учет ведется точно", – рассказывает начальник отдела коммуникаций ГСЗ Ирина Полищук.

Нагрузка на ГСЗ может быть усилена

По словам Черкасова, статистика трудоустроенных – какой бы показатель не брать за основу – не является высокой. Всего за период карантина ГСЗ было трудоустроено (в том числе и тех клиентов, которые трудоустроились до получения статуса безработного) на 141 тыс. человек (59,9%) меньше, чем в прошлом году.

Основная причина, считает Черкасов, незначительное число вакансий в ГСЗ, что объясняется общим экономическим кризисом. 22 июля всего в службе было зарегистрировано 54,7 тыс. вакансий против 88,5 тыс. в 2019-м.

Проблема, предполагает Андрей Черкасов, несмотря на отсутствие роста зарегистрированных безработных, может усугубиться в дальнейшем из-за высокого уровня скрытой безработицы (сокращение рабочей недели и т.д.), а также готовящихся увольнений в ряде госорганов.

"У нас есть риски – "Укрзализныця" уже объявила о переходе на сокращенный рабочий день, готовятся к закрытию около 300 отделений госбанков, из-за сокращения районов (в КМУ намерены создать 129 районов вместо 490 существующих – прим. ред.) будут уволены работники районных администраций. Кроме того, закрыть ряд колоний планируют в Минюсте – они находятся в небольших городах, где ограничен выбор трудоустройства. Все вышеперечисленные работники вскоре дружно пойдут на учет в ГСЗ. В итоге, Украина, вместо 500 тыс. новых рабочих мест, пополнится сотнями тысяч безработных", – делится опасениями Черкасов.

Всех вышеуказанных работников, с учетом ликвидации их довольно специализированных рабочих мест, придется обучать либо дополнительным навыкам в своей специальности, либо направлять на получение новой профессии – иначе вернуть их на рынок труда не выйдет, уверен Черкасов. Однако сегодня эта функция ГСЗ, хоть и предполагается как основная, вынужденно работает в ограниченном режиме.

С начала апреля ГСЗ лишена директора

По мнению Черкасова, основная причина возникших проблем ГСЗ – проведенное в прошлом году переподчинение ведомства из Минсоцполитики к Минэкономики. Цель реформы заключалась, как объясняла предыдущий директор ГСЗ Ольга Макогон, в усилении профподготовительной составляющей ведомства.

"Именно социальный компонент сформировал отношение к службе как к "социальной кассе" или "месту для отдыха". Это следствие того, что социальная поддержка не сопровождается побуждением к активному поиску работы. И когда мы перейдем к сфере экономики, эти компоненты могут быть изменены", – рассказывала Макогон, впрочем, уточняя, что ориентация на рынок не означает приуменьшение значимости социальных задач Госслужбы занятости.

Однако в результате реформы, говорит Черкасов, не была усилена ни рыночная составляющая, ни социальная. Так, из-за карантина прекратили работу все программы ГСЗ по повышению квалификации в Центрах профессионально-технического образования (всего существует 11 центров), хотя их специалисты, уточнили UBR.ua в отделе коммуникаций ГСЗ, при возможности предоставляют дистанционное онлайн-обучение по отдельным программам.

"Госслужба во время карантина занятости по факту стала кассой по выплате пособий – уверен Черкасов, – но если из службы убрать программу повышения квалификации, то пропадет ее смысл. Ведь пособия – это вторично, первично – трудоустройство. Сегодня ГСЗ не тратит деньги коронафонда на программы повышения квалификации", – разъясняет Черкасов.

Возможность переквалификации особенно важна с учетом быстро меняющегося спроса рынка труда на конкретные специальности и играет не меньшее значение в кризисный период. Черкасов приводит пример правительственной программы "500 тыс. рабочих мест", большая часть которых предполагалась к открытию в дорожном строительстве. Однако большинство работ в данной профсфере требуют специфических навыков, которые потенциальный соискатель мог бы приобрести в рамках программ ГСЗ.

С другой стороны, ослабления социальной компоненты экс-замминистра иллюстрирует количеством безработных с инвалидностью – их в период между 1 апреля и 1 июля было зарегистрировано в ГСЗ всего 21,8 тыс. Из них, по состоянию на 1 июля, только 2,3 тыс. человек смогли получить работу. По мнению Черкасова, причина низких показателей в этой части состоит именно в том, что Минэкономики не акцентирует внимание на проблемах социально-уязвимых категориях работников.

У Черкасова есть и дополнительный аргумент к тому, что Минэкономики не справляется с руководством Госслужбой. Спустя 3,5 месяца после того, как Ольга Макогон была уволена с должности 2 апреля, на ее место так и не был назначен новый директор. Нынешний руководитель ГСЗ Юлия Жовтяк при этом не получила статуса и.о. директора.

"Нельзя же в период кризиса орган, который занимается сложнейшими задачами, оставить без руководства! Раньше на высших должностях был 1 директор и 3 заместителя, а сейчас осталось 2 заместителя: один ведет хозяйство, другой отвечает за финансы. Нет заместителя по технологической функции", – рассказывает Черкасов, делая вывод, что "Минэкономики этот вопрос просто не интересует".