Донбасс европейский

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Донбасс европейский, 0 комментариев
Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

   Славянск – город, который во все времена развивался в двух направлениях: рекреационная отрасль – здравницы на базе солёных озёр с лечебными грязями, и промышленная – за счёт карьеров с белой и красной глиной Славянск прославился, как город керамиков.

   В начале девяностых, когда знаменитый Славянский керамический комбинат начал сдавать свои позиции, нишу керамического производства начали занимать частные предприниматели. Они создавали посудные цеха в любых свободных помещениях, где было напряжение 380 вольт: частный сектор, территории развалившихся заводов, различные складские помещения и т.д. 

   В итоге наиболее массовой отраслью производства в Славянске стала именно керамическая. 

   Традиционные торговые отношения и непосредственная близость с Россией автоматически определили основной рынок сбыта для нашей керамической продукции – Российская Федерация. По словам местных производителей, около 90% продукции уходили на рынки северной соседки.

   Однако события 2014 года заставили многих славянских керамиков задуматься о переориентации сбыта. Ведь ещё до начала вооруженного конфликта Россия развернула в отношении Украины торговую войну. В итоге фуры с готовой продукцией славянских производителей керамики неделями стояли на таможне. Перевозчики и собственники груза несли колоссальные убытки. Спустя какое-то время украинцам удалось урегулировать экономические взаимоотношения с РФ. Но при этом одни славянские керамики по-прежнему без оглядки продолжили «гнать» товар на российский рынок, а другие производители керамических изделий задумались о «запасном аэродроме».

   Вскоре выяснилось, что таким «аэродромом» могут служить рынки Европейского Союза. Их преимущества видны и невооруженным глазом: европейские рынки гораздо привлекательнее привычного российского рынка потенциальными объёмами сбыта, а также ценой, по которой можно продавать товар. 
 
   Об экономической привлекательности европейского рынка говорит и статистика. Так, к примеру, в России средней уровень заработной платы по итогам 2017 года составил 35 300 рублей (450 евро). Тогда как в странах Европейского союза в 2017 году этот показатель варьировался от 630 евро в Болгарии до 6060 евро в Дании.

   Покупательская способность у европейцев на порядок выше российской. Тем более, после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и вступлении в силу Глубокой и всеобъемлющей Зоны свободной торговли, у местных производителей керамики появилась возможность экспортировать товар в Европу без пошлин.
   
   Правда, чтобы стать равноправным поставщиком продукции на европейские рынки, славянским керамикам необходимо хорошенько поработать. Об этом журналисту «Карачуна» рассказал руководитель одного из предприятий по производству керамических изделий в Славянске Александр Семенец. Сегодня продукция его предприятия уже продаётся на европейском рынке – правда, пока лишь через посредников. Однако в ближайшем будущем бизнесмен-керамист планирует осваивать рынки ЕС напрямую. 

   С Александром Семенцом мы говорили о том, какой путь необходимо преодолеть местным производителями керамических изделий, чтобы «продаваться» не только на территории России, но и на емком европейском рынке.

   Едем на цех

   Встречу с бизнесменом запланировали на территории производства – в керамическом цеху. Цех расположен в промышленной зоне – на территории бывшего п/о «Химпром». Признаюсь: заезжаешь на территорию и создаётся впечатление, что здесь не осталось «ничего живого» – полуразрушенные здания, одиноко стоящие стены… «Здесь можно снимать фильмы о войне», – такая мысль рождается уже на въезде в промзону. 

   Правда, проехав немного вглубь, становится понятно, что отдельные бывшие производственные мощности «Химпрома» сегодня дают возможность неплохо зарабатывать некоторым славянским бизнесменам – преимущественно производителям керамики. 

   Среди прочих промпредприятий, здесь расположился и цех, в котором работает производство Александра Семенца.
По словам Александра Яковлевича, в производстве керамических изделий сегодня задействована вся его семья: супруга, сын, дочь. Также он уверен, что и у внуков будет возможность потрудиться на этом поприще. 

   Около 25 лет назад Александр Семенец оставил должность в конструкторском отделе НКМЗ и «нырнул» в керамический бизнес. Род деятельности – производство керамических штофов (бутылок). Причём, каждая из моделей является уникальной разработкой. Чтобы не уподобляться иным «коллегам» – не передирать у других идеи и модели – на предприятии работает специальный модельщик.

   Без качественной упаковки на европейском рынке делать нечего

   Александр Семенец уверяет, что если у кого-то из производителей керамики родилась идея о выходе на европейский рынок, то в первую очередь нужно побеспокоиться о современной упаковке продукции:

   - Европа – это не Россия. Там у потребителя абсолютно другие требования к товару. Приведу пример: каким образом мы продаём готовую продукцию в Россию? Изделие заматываем в упаковочную бумагу (не кондиция, газеты, «рыжая» бумага»), укладываем в сигаретный коробок и – готово. 

   В Европе товар в таком виде не «скушают». Европейцы предъявляют высокие требования и к самому товару, и к его упаковке.

   - Как вам удалось начать отгружать товар на европейский рынок?

   - Мы сотрудничаем с ликёро-водочными заводами: они покупают у нас бутылки, разливают в них свою продукцию, а уже потом отправляют на Европу. Так вот, когда они нашли возможность выхода на еврорынки, то тут же сказали нам о необходимости создания упаковки. Мы нашли соответствующих производителей в Киеве – теперь пакуем в красочные картонные коробочки каждое изделие, которое уходит на западные рынки.

   - Какова цена вопроса?

   - Качественная упаковка – удовольствие не из дешевых. Конечно, затраты потом возвращаются (даже с небольшим наваром), но чтобы разработать привлекательную упаковку и произвести ее, нужно изъять приличную сумму денег из оборота. К примеру, чтобы снизить удельную стоимость упаковки, нужно заказывать ее хотя бы в количестве от 1000 штук на каждый вид изделия. В среднем 1000 штук упаковок стоит около 25 000 гривен. А теперь представьте: мы производим более 100 разновидностей товара. Где взять такие деньги? Это 2.5-3 миллиона гривен!

   Но мы всё равно стараемся развиваться. Керамический бизнес – это такое дело, когда на месте стоять не получитья – стоит остановиться и ты тут же откатываешься назад.

   - Нужны ли сертификаты соответствия для выпускаемой вами продукции?

   - Что касается экспорта продукции на еврорынки, то пока мы не сталкивались с необходимостью сертифицирования товара. Все необходимые документы оформляет непосредственно покупатель.  

  - Какие ещё особенности выхода на европейский рынок?

   - В ходе производства изделия нужно учитывать менталитет европейцев – он отличается от нашего. Эстетическое восприятие заметно разнится: например, сувенирные изделия, которые хорошо продаются в России или у нас на внутреннем рынке, в Европе никому не нужны.

   - Как найти покупателя на Западе?

   - Наше предприятие имеет достаточно продвинутый сайт, поэтому, случается, на нас сами выходят покупатели из Европы. Но это не то, что мы ищем. Мы заинтересованы в опте, розница нас не интересует.

   Также одним из эффективных механизмов продвижения товаров являются выставки. Нас интересуют выставки, куда съезжаются представители ликеро-водочного бизнеса. Раньше мы ездили в Москву – последний раз в 2013 году. А сегодня мы «протаптываем дорожку» на профильные выставки в Европе. Так, недавно мы уже оплатили участие в выставке, которая состоится в Варшаве в следующем году. 

   Удовольствие, конечно же, недешевое, но мы всё просчитали. Думаю, затраты окупятся.

   Ведь цена реализации товаров на европейском рынке на порядок выше, чем если продавать тот же товар в России. Мы просчитывали экономику производства и сбыта. В случае освоения европейского рынка, прибыль можно будет умножить на два, как минимум!

   - Есть ли у вашего бизнеса какие-то конкурентные преимущества?

   - В Киеве у нас есть офис с выставочными панелями, где оптовик может, как говорится, потрогать товар и ознакомиться со всем ассортиментом выпускаемой продукции «вживую». Европейцам работать с Киевом гораздо проще, чем с нашим регионом.

   - Почему европейский рынок столь привлекателен для местных производителей керамики?

   - Наша цель – выйти на европейский рынок напрямую. Это позволит нам «дышать на полную грудь» – там абсолютно другие цены. А российский рынок, даже без учёта напряженной ситуации, постепенно насыщается. А, значит, «схлопывается». Дело в том, что мы с россиянами работаем уже больше 20 лет. Пока у нас нет развитого альтернативного рынка сбыта, россияне будут нас и дальше «давить ценой». И этот процесс уже ощущается. Еще недавно в Славянске работало несколько тысяч производителей керамики, сегодня – около 300. 

   - Кто-то помогает вам в деле освоения европейских рынков?

   - Мы сотрудничаем с Донецкой торгово-промышленной палатой. Была идея через них выйти на аналогичные ТПП в Европе. Но, к сожалению, она пока не увенчалась успехом. Поэтому путь на западные рынки нужно «протаптывать» самим.

   В конце 2015 года в Славянске был создан керамический кластер «Керамический край». Мы, как члены кластера. регулярно встречаемся, общаемся, но пока эта деятельность также не привела к желанному успеху.

   - С какими проблемами сталкиваются керамики в ходе производства?

   - Основная проблема – это персонал: наблюдается достаточно высокая текучка рабочих кадров. К сожалению, отрасль переживает кризис – закрываются цеха и наблюдается отток рабочей силы в Россию.

   Также сегодня многие предприниматели продолжают работать «в тени». А это, в свою очередь, не позволяет выдерживать конкуренцию добросовестным предпринимателям.

   Журналист «Карачуна» связался с президентом Донецкой торгово-промышленной палаты Эльвирой Севостьяненко. Она озвучила своё видение того, как керамистам Славянска нужно выходить на европейский рынок, и почему они этого до сих пор не сделали.

   - Мы давно сотрудничаем с керамистами Славянска. После событий 2014 года остро стал вопрос о выходе на западные рынки. 

   Донецкая торгово-промышленная палата осуществляла попытки (и продолжает осуществлять) помощи местным производителям освоить рынок Европейского союза. Но чтобы такое сотрудничество увенчалось успехом, нужно «идти по улице» с двухсторонним движением. Торгово-промышленная плата не может выполнить домашнюю работу вместо производителей керамики.

   Что мы делаем? В первую очередь мы погрузили собственников керамических производств в информационное поле: что такое рынок ЕС и какие возможности открываются. Мы приглашали экспертов из Европы, проводили местные и выездные конференции по этому поводу. 

   После анализа товара мы получили отличные новости – технические барьеры для экспорта керамической продукции отсутствуют (в случае если речь не идёт о пищевой керамике (чашки, тарелки, горшочки для запекания и т.д.). 

   Подписав Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, вступила в силу Глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли. Для производителей керамики это означает, что их товар может ввозиться в ЕС с нулевой пошлиной. 

   Позже появились и непредвиденные «сюрпризы» с точки зрения маркетинга: как о себе рассказать, как найти тот рынок сбыта, где бы наша керамика была востребована.

   Сегодня мы продолжаем работать в этом направлении и искать соответствующие рынки сбыта. 

   После общения с международными экспертами, мы пришли к выводу, что для славянской керамики на европейском рынке необходим единый бренд с едиными стандартами, единым качеством и соответствующим дизайном.

   А сегодня в Славянске у каждого производителя по отдельности абсолютно разная продукция. А то количество, которое может производить один-два предпринимателя, вряд ли заинтересует крупных оптовых покупателей. 

   Поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания керамического кластера. В Славянске он был создан, но, к сожалению, пока это лишь формальное объединение.

   О чём это говорит? О том, что пока ещё у керамистов Славянска не всё так плохо. Но, как только сотрудничество с российским рынком станет окончательно не выгодным, то им придётся объединяться с целью освоения новых рынков.

   Реальный выход на европейский рынок славянской керамики возможен лишь при условии объединения производителей.

   Да, сегодня есть отдельные случаи, когда кто-то нашёл небольшую нишу и потихонечку работает с европейцами. Но они не хотят делиться опытом.

   Как видим, сегодня в Славянске производится уникальная керамическая продукция, которая не требует дополнительной сертификации и имеет нулевые пошлины на ввоз в ЕС. Осталось только найти оптовиков, готовых это купить. Ну, а чтобы обеспечивать бесперебойные поставки на рынки ЕС в полном объёме, похоже, местным керамистам таки придётся объединяться.

   Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок


Последние новости