Карантин закончился? Почему должники по коммуналке стали получать квитанции со "штрафами"

Карантин закончился? Почему должники по коммуналке стали получать квитанции со "штрафами"

Тепловики придумали, как обойти прямой запрет на взыскивание пени и штрафов

В июле киевляне, которые имеют долги по жилищно-коммунальным услугам, увидели в платежных квитанциях за июнь новые графы. Несмотря на то, что карантин в Украине еще не закончился, некоторые предприятия – поставщики коммунальных услуг стали начислять штрафные санкции за долги.

Сайт "Сегодня" узнавал, что это за "пеня" и насколько законны такие требования в период карантина.

По два штрафа за один долг

Киевлянка Наталья Д. задолжала за горячую воду в своей двухкомнатной квартире чуть больше 1200 грн, за отопление – 3600 грн. В квитанции за июнь она обнаружила, кроме обычных строк, новые графы: "Инфляционная составляющая долга" и "3% годовых". Отдельно за горячую воду и отдельно – за отопление. За горячую воду, кроме долга и текущих платежей, требовали заплатить 13 грн, за отопление – 103 грн.

Наталья утверждает, что ее семья – не злостные неплательщики. Просто она пенсионерка, сын из-за карантина остался без работы и до недавнего времени состоял на учете в центре занятости. Официальную работу так и не нашел, перебивается подработками. Тем не менее текущие платежи семья старается оплачивать. Эти 4,8 тыс. за тепло и горячую воду – единственный долг. За субсидией не обращались, поскольку раньше денег хватало. Надеются, что "черная полоса" скоро закончится. Да и уверены, что из-за сына в субсидии им откажут.

И долг, и размер "пени", по меркам Киева, – деньги небольшие. Но Наталья считает неправильным, что их начали начислять именно сейчас. Ведь карантин, вроде, еще не закончился…

Имеют ли право коммунальщики начислять пеню

В 2017 году был принят новый закон "О жилищно-коммунальных услугах", который вновь узаконил такие меры наказания должников, как пеня и штрафы за несвоевременную оплату услуг. В ст. 7 этого закона говорится, что потребители обязаны "в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги оплачивать пеню в размерах, установленных законом или договорами о предоставлении жилищно-коммунальных услуг". Предельный размер пени установили в 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки платежа, но не выше 100% общей суммы долга. Начислять пеню разрешили "с первого рабочего дня, следующего за последним днем граничного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги".

Этот закон вступил в силу с 1 мая 2019 года. А норма о штрафах и пене – еще позже: с 1 ноября 2019 года.

Зимой 2020-го украинцы начали получать первые квитанции с начисленными штрафами за долги. Но вскоре разразилась пандемия коронавируса. И в марте 2020-го, сразу после введения первого локдауна, Верховная Рада приняла закон №530-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни COVID-19". Статья 2 Заключительных положений этого закона говорит о том, что насчитывать и взыскивать неустойку (штрафы, пеню) за долги по жилкомуслугам запрещено "на период установления карантина или ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), и на протяжении 30 дней со дня его отмены".

Именно благодаря этому пункту на протяжении всего карантина должники не получали штрафов, отключений и угроз выселения из жилья за долги по коммуналке.

9 июня власть сообщила, что все области Украины перешли в "зеленую зону". Однако значит ли это, что карантин отменен?

В постановлении Кабинета министров №1236 от 9 декабря 2020 года четко записано, что карантин в Украине продлен до 31 августа 2021 года. Хотя "с 17 июня 2021 года на территории Украины устанавливается "зеленый" уровень эпидемической опасности".

Таким образом, начислять штрафы и пеню за просрочку по коммунальным платежам коммунальщики не имеют права до сих пор.

Почему появились дополнительные платежи?

Надо признать, что ни слова "пеня", ни слова "штраф" в коммунальных платежках нет.

Мы позвонили в Центр коммунального сервиса по телефону (044) 247-40-40, и там подтвердили, что должникам стали насчитывать "инфляционную составляющую долга" и "3% годовых" с 1 июня. Эти суммы скромно называют "начислениями", а не "пеней" или "штрафными санкциями".

На вопрос, почему должникам начали насчитывать штрафные суммы, оператор ответила: "Карантинные ограничения сейчас сняты". Однако уточнить, на основании каких документов они сняты, не смогла. Даже после консультации с кем-то из специалистов своего ведомства. Только сообщила, что эти "начисления" регулируются ст. 625 Гражданского кодекса Украины.

Упомянутая статья называется "Ответственность за нарушение денежного обязательства". В ней говорится, что "должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом".

То есть теплоэнерго вместо отношений "поставщик услуги – потребитель услуги" просто назвало себя "кредитором", а потребителя – заведомо "должником". И таким образом нашло лазейку, как обойти прямой запрет на выставление дополнительных платежей за жилищно-коммунальные долги.

На сайте ведомства специальных сообщений о начале дополнительных начислений мы не обнаружили. Однако в сообщении о введении "рекомендованного авансового платежа" опубликована платежка с новыми графами – про "инфляцию" и 3%.

А также содержится приписка, что "КП "Киевэнерго" использует все имеющиеся в правовом поле методы работы с должниками от реструктуризации долга до взыскания задолженности в принудительном порядке исполнительными службами по судебным решениям".

Однако фамилия киевлянки, чью историю мы описывали выше, в реестре должников отсутствует. Сообщение из суда ей также не приходило.

Андрей Никончук, фото с Facebook.

"Они не должны делать таких начислений. Насколько мне известно, "инфляционная составляющая" – это часть требования по какому-либо судебному спору. То есть должно быть какое-то решение суда. Это предусмотрено Гражданским кодексом Украины. Платить нужно, только если есть решение суда и в нем предусмотрена эта инфляционная составляющая. А если такого решения нет, я не могу рекомендовать платить эту инфляционную составляющую", – говорит эксперт по вопросам ЖКХ Андрей Никончук.

В то же время сотрудница кол-центра из Центра коммунального сервиса уверяет, что дополнительные начисления идут просто по факту долга, а не по решению суда.

"Это не по решению суда. Если есть долги по состоянию на 1 июня, то уже в квитанции идут эти начисления. Для этого не нужно решение суда", – заявила она.

К сожалению, украинские потребители жилищно-коммунальных услуг продолжают оставаться беззащитными перед предприятиями-поставщиками. Закон, разумеется, позволяет им обращаться в суд. Однако в большинстве случаев украинцы предпочитают платить за несправедливо начисленные платежи, а не затевать долгие, хлопотные и не бесплатные судебные разборки.

По данным Укрстата, долги украинцев за коммунальные услуги на 1 июня 2021 года подбираются к 69 млрд грн. Самая большая задолженность – за газ: более 26 млрд грн. Общий долг за тепло и горячую воду – 22,7 млрд грн.