Оптимизация по-славянски: так ли это страшно, как звучит

Оптимизация по-славянски: так ли это страшно, как звучит

Информация о грядущем сокращении бюджетников самых разных сфер, прозвучавшая на пресс-конференции руководителя Славянской городской ВЦА, вызвала большой резонанс

Информация о грядущем сокращении бюджетников самых разных сфер, прозвучавшая на пресс-конференции руководителя Славянской городской ВЦА, вызвала большой резонанс. Не удивительно — тема болезненная и, особенно в разрезе медицины, касается каждого жителя громады. 

Поэтому мы решили выяснить, такая ли «массовая» планируется оптимизация, и как именно она будет проходить. Об этом — наш сегодняшний разговоров с Вадимом Ляхом.

- Вадим Михайлович, почему в Славянске вообще зашла речь об оптимизации? С чем это связано?

- Уже сейчас понятно, что мы закончим год с дефицитом бюджета. Это само по себе является поводом ужаться, чтобы вписаться в имеющиеся фонды. 

Мои политические оппоненты любят спекулировать на теме, что все проблемы в громаде начались с появлением ВЦА. При этом они часто забывают, что сами явились причиной ее создания. 

Но даже в таком случае их доводы — пример манипуляций. Ведь почему возник дефицит бюджета? Не из-за введения ВЦА, а из-за того, что некоторые областные предприятия перестали платить налоги в нашу казну. Почему они от нас «ушли»? Точно не из-за ВЦА, а потому что в связи с децентрализацией изменилось законодательство. И государственные областные предприятия стали платить налоги не по месту регистрации, а там, где фактически находятся. Например, если областная организация была зарегистрирована у нас, а располагалась в соседнем городе, то теперь и налоги уходят туда.

Так же и с оптимизацией. Этот вопрос возник не вчера и не вдруг. Жить по средствам — это задача, которая сегодня стоит перед каждой громадой. Государство будет финансировать необходимый минимум. Все, что сверх этого — на самообеспечении.

Мы одни из последних в области начали процесс реформирования. До нас по этому пути прошли многие соседние громады, например, Бахмут. Сегодня в области его всем ставят в пример. С октября к слиянию медицинских учреждений приступает Краматорск.

- Означает ли это, что мы лишимся ряда привычных услуг, в том числе медицинских?

- Так вопрос не стоит. Наоборот, наша задача — сохранить весь спектр медицинских и коммунальных услуг в том объеме, в котором они существуют сейчас. В амбициозных планах на недалекое будущее — увеличить их. В этом направлении и идет работа. Делегация из Славянска была в НСЗУ. Сейчас идет работа над заключением новых пакетов. И я практически уверен, что они будут получены, потому что мы создаем для этого все необходимые условия.

- Давайте вернемся к теме объединения предприятий и будем говорить на конкретных примерах

- Например, сфера ЖКХ. Здесь мы планируем временное слияние коммунальных предприятий. По нашим планам, сотрудники КП «Наружное освещение» пока перейдут в КП «Благоустрій», а из КП «Водопонижение» – в «Славгорводоканал». При этом предприятия мы не закрываем, а переводим в «спящий режим». Это временная мера, на трудный период. Когда он закончится, предприятия будут «расконсервированы» и возвращены на места. 

Но сейчас это позволяет нам сэкономить. Во-первых, мы сможем отдать в аренду два здания, где размещается администрация этих предприятий. То есть, нам не нужно будет оплачивать в них коммунальные услуги. Во-вторых, не будет и самих администраций. При этом нужно понимать, что речь идет о сокращении одного десятка человек. То есть, не стоит употреблять термин «массовые сокращения». В то же время эти две графы – зарплатный фонд и оплата коммунальных услуг — дадут нам экономию в сумме почти 2 млн грн в год. При нынешнем дефиците бюджета считаю, что это солидная сумма.

- Какова будет структура исполкома?

- Работы по ее созданию пока только ведутся. Точно могу сказать, что уменьшится количество моих заместителей, а все сотрудники две недели пробудут в неоплачиваемых отпусках. Конечно, по очереди, чтобы не пострадала работа. В итоге сэкономим около 5 млн гривен. В этом году фонд оплаты труда сокращался уже дважды – на 2,5 млн. Эти средства пустили на различные городские программы.

Что касается обновленной структуры, она будет создана на начало следующего года.

- Гораздо больше волнений среди населения вызывают слухи о закрытии отделений в больницах...

- Вы употребили правильное слово – «слухи». На самом деле речь идет о слиянии медучреждений. Ни в коем случае не о закрытии. Мы прорабатываем возможность географического перемещения медицинских отделений.

От того, что хирургия №1 переедет в современное отремонтированное здание, пациенты только выиграют. А сколько будущих мамочек обращалось ко мне с просьбами перевести женскую консультацию в помещение роддома. Женщинам от этого будет удобнее. Если офтальмология и терапия с Машмета переедут в железнодорожную больницу и больницу на Васильевской соответственно, людям будет лишь проще добираться. 

В чем же здесь негатив? Может, в том, что только по коммунальным услугам мы получим 3 млн экономии?

Конечно, сотрудникам лечебных учреждений, как и всем в мире людям, не хочется глобальных перемен. Но жизнь и бюджет к ним подталкивают. Повторюсь, мы и так оттягивали реформирование отрасли, как могли.

- Но теперь это уже окончательное решение?

- Я бы сказал — это направление, в котором сейчас идет работа. Слияние любых учреждений, а тем более медицинских — очень сложный вопрос. Нужно выяснить, сохраним ли мы в таком случае финансирование НСЗУ, необходимо учесть все юридические аспекты и специфику работы отделений. Нужно, в первую очередь, сохранить все услуги, которые они оказывали населению города. 

На данный момент главная наша задача такова: огромный массив сотрудников всех сфер — образовательной, культуры, медицинской, коммунальной — перевести из Славянского городского совета в ВЦА. Когда этот процесс будет закончен, можно начинать разговор об оптимизации. Она — не самоцель. А средство дальнейшего развития громады.