- Категория
- Интервью
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 145
Наталья Скиданова: о жизни в Милане, главных ценностях, непроданных «Паляницах» и честном бизнесе
Подписывайтесь на "Карачун" в Facebook, Instagram, Telegram
Помните, в Славянске были свои достаточно крупные предприятия пищевой промышленности – мясокомбинат, молокозавод, пищевкусовая фабрика. Где они теперь – известно…
Там же (в развалинах- руинах) мог оказаться и славянский хлебокомбинат, если бы… Если бы в феврале 1998 года у руля предприятия не стала молодой предприниматель Наталья Скиданова, которая к тому времени лишь несколько месяцев успела поработать в должности заместителя директора по маркетингу АО «Хлеб».
Многие жители Славянска уже забыли тот непростой период, когда стратегически важное для города предприятие стояло на раздорожье: многолетний директор хлебокомбината Н.Г. Титов собрался на заслуженный отдых, остро стоял вопрос о новом директоре. Возглавить АО «Хлеб» в Славянске хотели многие люди с возможностями и связями. Но акционеры отдали свои голоса Наталье Скидановой. Прошедшие с тех пор два десятилетия подтвердили правильность их выбора.
С тех пор в жизни славянского хлебокомбината произошло много разных событий: поменялась организационно-правовая форма предприятия (оно стало ЧАО «Хлеб»), было построено современное мукомольное производство, зернохранилище, в разы вырос автопарк, была построена сеть собственных магазинов («Паляницы»).
Хлебокомбинат окреп настолько, что мог содержать собственную футбольную команду, которая достойно выступала даже на всеукраинском уровне аматоров футбола.
В какой-то период развития предприятия новые задачи потребовали кадрового усиления менеджмента. И тогда на «капитанский мостик» встал Юрий Скиданов – муж Натальи Владимировны. Вскоре оказалось, что Юрий Павлович не только хороший футбольный тренер, но и отличный хозяйственник. Мукомольное производство, например, его детище…
Но кроме взлетов были и болезненные падения. Первый мощный удар по предприятию – известные события весны-лета 2014 года, когда от артобстрелов сильно пострадали производственные помещения, автопарк. Второй удар по предприятию случился три года назад – после тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни Юрий Скиданов.
Все это совпало по времени с мощной экспансией соседей-хлебопеков. В город «зашли» Дружковка, Лиман, Бахмут. А вскоре и «Паляницы» начали дружно менять вывески…
«Скидановы распродают активы…»,- пошла гулять по городу молва. Примерно в то же время на OLX появилось объявление о продаже квартиры Скидановых, которое только подтверждало догадки. Да и самой Натальи после смерти мужа в Славянске не было видно.
А недавно Наталья Скиданова снова появилась в публичном пространстве Славянска. Повод – скорбная дата: три года со дня смерти Юрия Скиданова.
Наталья собрала друзей Юры на вечер памяти мужа в ресторане святогорской гостиницы Roche Royal (репортаж об этом был опубликован на «Карачуне»). Там мы и договорились с ней об интервью.
Жизнь между двумя странами и тремя городами
...В рабочем кабинете Натальи Скидановой на втором этаже ЧАО «Хлеб» все «дышит женским началом»: на столе – огромный букет цветов, рядом – фотографии детей и Юры с внуком. Их совместная с мужем фотография украшает столик, над которым – огромное цветное фото дочери Карины.
На приставном столике – две старые газеты. В одной (от 9 января 1998 года) опубликована статья под смелым заголовком: «Наталья Скиданова: «Я превращу хлебокомбинат в предприятие-конфетку!». В другой газете (от 1 мая 2013 года) предыдущий заголовок приобрел законченную форму: «Скидановы таки сделали из хлебокомбината конфетку!». Хорошо, что Скидановы сделали то, что обещали. А мне было приятно, что, таким образом, Наталья напомнила о моих давних журналистских работах…
Сразу бросается в глаза зажженная свеча на рабочем столе Натальи Владимировны. С вопроса о зажженной свече и начинаю интервью (общаемся на «ты», поскольку «знакомы сто лет»).
- Зажженная свеча успокаивает нервную систему, в огне сгорает какая-то часть эмоционального негатива, который неизбежно накапливается в кабинете любого руководителя. Ведь к нам заходят люди с разными намерениями…
- Сама придумала, или где-то «подсмотрела» идею?
- Незадолго до военных событий 2014 года батюшка освящал одно из наших новых производств. Тогда он и посоветовал мне зажигать свечу в кабинете. Мол, в рабочий кабинет не всегда заходят люди с хорошей энергетикой…
- А свежий букет цветов на рабочем столе – недавно было какое-то праздничное мероприятие?
- Это традиция, которую много лет назад завел Юра: когда я приезжаю, он дарит мне цветы. Он часто дарил мне цветы, ему для этого не нужен был повод. Теперь Юры нет. Но традиция осталась. Только теперь о цветах для своего руководителя заботятся сотрудники предприятия.
- Насколько я знаю, после смерти Юры ЧАО «Хлеб» возглавляет другой человек, не Наталья Скиданова…
- Я – один из учредителей ЧАО «Хлеб», с блокирующим пакетом акций. Сейчас это наш семейный бизнес. Мой сын Артем активно занимается коммерческими вопросами предприятия.
- Одно время в городе говорили, что ты живешь в Киеве. Потом – что давно переехала в Милан. Проясни.
- В Киеве у меня, действительно, есть квартира. А в Италию я уехала два года назад. Сейчас у меня уже есть вид на жительство. Кстати, там живет и работает моя дочь Карина, которая переехала в Италию на десять лет раньше. У нее там свой небольшой, но успешный бизнес. Ну, а я живу, образно говоря, между двумя странами и тремя городами: Миланом, Киевом, Славянском.
- А чем в Милане занимается Наталья Скиданова – тоже ведет какой-нибудь бизнес?
- Пока нет. Скажу честно: после смерти Юры я полтора-два года не могла прийти в себя. Было очень тяжело морально. Свет был не мил. И только недавно начала эмоционально «оживать».
- Не все знают, почему Юру похоронили в селе Богородичное?
- Это была его воля. Там похоронен мой папа. В Богородичном живет моя мама. Ну, и потом у нас дом в Татьяновке. Так что я никогда не проезжаю это село «транзитом».
- А в Украине (в Славянске) бываешь часто?
- В Славянск приезжаю не часто, но регулярно. Примерно раз в два месяца, на неделю.
- Ностальгия?
- Скорее, необходимость контролировать дела на ЧАО «Хлеб».
Лучший хлеб – по «дедовской» технологии
- Скажи правду: как на хлебокомбинате сегодня идут дела? Судя по розничной торговле в Славянске, где присутствуют несколько крупных производителей хлебобулочной продукции, ЧАО «Хлеб» переживает сейчас не самые лучшие свои времена…
- Ну, я бы не была столь пессимистичной… Да, вал упал. В сравнении с довоенным периодом – упал в три раза. До известных событий 2014 года мы работали в три смены. Сейчас работает только одна, ночная смена.
- С чем это связано? Давят конкуренты?
- Давят… Конкуренты начали массово «заходить в Славянск» осенью 2014 года. Наше предприятие сильно пострадало во время военных событий. Мы несколько месяцев восстанавливались. Этим и воспользовались соседи. Конечно, было обидно. Думала: «Вы бы, ребята, тут в войну лучше б поработали. Развозили бы хлеб под обстрелами, и даже раздавали его бесплатно…».
- Но, будем справедливы, вы тоже выходите за пределы «своей территории»: недавно купил хлеб нашего комбината в Краматорске…
- Да, сегодня в Краматорске работают 12 торговых точек, где мы реализуем продукцию славянского ЧАО «Хлеб». Еще 8 таких торговых точек «на подходе». Спасибо Краматорскому городскому голове, который, зная высокое качество наших хлебобулочных изделий, пошел нам навстречу. Кстати, все мэры Славянска помогали ЧАО «Хлеб», мы очень благодарны им за поддержку и понимание очевидного факта: городу нужен свой хлебокомбинат.
- Вы до сих пор производите хлеб «дедовским» методом?
- Да. И считаю такую технологию правильной. Мы сами производим чистые (натуральные) культуры брожения. Не используем дрожжи. Не добавляем соль – только рапу. Сейчас почти все производители хлеба (во всем мире) предпочитают быстрый замес теста. Никто не хочет шесть часов выдерживать хлеб – от начала брожения до выпекания. Все экономят на чем-то. Да, экономить нужно. Но экономить на здоровье людей… Нет, мы «до последнего» будем производить хлеб по «дедовской» технологии. Это, кстати, одно из наших конкурентных преимуществ.
- А в это время куда больший, чем у вас, экономический результат получают ваши конкуренты. Ведь хлеб, батоны лиманской «Чайки», например, имеют свежий вид и через несколько дней после выпечки, тогда как продукция славянского ЧАО «Хлеб» черствеет значительно быстрее… Может, вам стоит добавлять в тесто всякие «Е» (консерванты), и тогда славянский хлеб даже через неделю будет, как свежевыпеченный?
- Нет, мы не будем этого делать. Это принципиальная позиция. У наших земляков и так хватает проблем со здоровьем, зачем их «кормить» еще и консервантами. Умные (информированные) покупатели знают, какие добавки обеспечивают продуктам питания большой срок годности, и не хотят травиться консервантами, которые добавляют в хлебобулочные изделия другие производители.
У ЧАО «Хлеб» свой сегмент рынка. Это рынок качественной продукции. У нас не вал, но качество. Я готова тестировать продукцию ЧАО «Хлеб» в любой лаборатории. Прекрасная органолептика, чистота, отсутствие какой-либо «химии» – гарантируются.
Помните, времена, когда пиво было пригодным к употреблению буквально несколько дней. Потому что производилось без консервантов. Сейчас срок годности пива – пол-года, год… Какая от него польза для здоровья – только вред!
Так и хлеб: правильные технологии означают безопасность для желудочно-кишечного тракта у потребителей нашей продукции.
Кстати, продвинутые европейцы это понимают. Мои миланские знакомые, например, обычно просят привезти в качестве «гостинца» хлеб славянского комбината – наши популярные ржаные «кирпичики».
«Паляницы» свою функцию выполняют!
- Сколько у вас было «Паляниц»?
- Почему было? Они и есть. Все на месте. Их восемнадцать.
- Но теперь там «Фреш-маркеты» и «Генацвале». Было так плохо, что пришлось продавать «куриц, несущих золотые яйца»?
- Мы не продали ни одной «Паляницы». Все они в аренде.
Чтобы магазин приносил прибыль, им нужно серьезно заниматься. Торговля для нашего предприятия никогда не была профильным и сильно прибыльным бизнесом. А содержать магазины «в минус» – какой бизнесмен на это пойдет? Я даже торговый отдел сократила. Продавать хлеб, пиво, водку, селедку… Такой бизнес нам сейчас не интересен. К тому же теперь лицензия нужна даже на торговлю пивом. Я ушла от этих проблем и вечных недостач.
Магазины для нас теперь – это возможность для реализации продукции ЧАО «Хлеб». Поэтому главное, что все наши магазины (хоть многие теперь и под другими вывесками) торгуют нашей продукцией. С некоторых арендаторов мы даже не берем арендную плату. Условие одно: реализация наших хлебобулочных изделий.
- Признаюсь: слабо верится, что «Паляницы» не могут быть прибыльными…
- Я не говорила, что они не могут работать «в плюс». Понятно, что арендаторы зарабатывают на наших бывших «Паляницах». Это их малый бизнес. А наш бизнес – производство. Естественно, доходность «Паляниц» зависит от товарооборота. Он разный…
- Можешь назвать самые прибыльные «Паляницы»?
- Центр города – возле площади. Один из последних построенных. Далее – автовокзал. Еще какие-то…
- Были предложения продать какую-нибудь из «Паляниц»?
- Конечно, и не раз. Но продавать… Это смешно.
- Смотря, какая цена вопроса…
- Если бы для меня на первом месте стояли деньги, можно было бы еще двадцать лет назад порезать хлебокомбинат на металл. Но я всегда думаю о завтрашнем дне. А деньги… После смерти мужа я отношусь к деньгам философски: сегодня есть – и хорошо, а завтра, как Бог даст…
Украинцев бросили на выживание…
- Как тебе Италия, Милан?
- Честно? Милан не нравится. Но я и от Киева не в восторге. Я его не люблю.
- Остается Славянск…
- Славянск привлекателен с апреля по октябрь. Без сожаления продала большую квартиру возле бывшего «Империала». Уверена: нужно с легкостью избавляться от того, что нам не нужно. А вот Татьяновка – моя отдушина для души и тела. Это мой маленький рай на земле, который мы построили вместе с Юрой.
Но этот рай заканчивается, когда попадаешь в украинские реалии. Наше здравоохранение – это просто ужас! Все боятся китайского короновируса, но у нас свободно «гуляет» палочка Коха, и никого, похоже, это не волнует. А туберкулез – эта инфекция куда страшнее. Такое ощущение, что украинцев «выбросили» на выживание.
- Когда снова в Италию?
- Вот закончу все текущие дела в Украине…
- Китайского короновируса не боишься? В Италии он разгулялся!
- Эта паника не обоснована. Итальянцы в своем большинстве живут обычной жизнью. У меня сейчас другая забота – нужно учить итальянский язык. Без него там никуда! Особенно, если планируешь заниматься бизнесом.
- Значит, есть итальянские бизнес планы. Какие?
- Что-нибудь совместное – украино-итальянское. Или украино-канадское. Мой внук сейчас учится в Торонто. Изучает в университете экономику.
- Ты не раз могла пойти в городскую власть. Но никогда даже не пыталась. Почему?
- Не люблю «копаться в грязи». Бизнес – это честнее и правильнее. Политика меня не интересует.
Подписывайтесь на "Карачун" в Facebook, Instagram, Telegram