- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 17
Изучи платежку: что обязательно должно быть в счетах за коммунальные услуги
Большинство из нас, получая платежки за жилищно-коммунальные услуги, смотрят только на сумму "к оплате". А зря. Платежка, независимо от вида (бумажная или электронная), – документ. К его составлению предъявляются жесткие требования. Какие именно? С 6 марта это точно известно, – пишут Вести.
Строго индивидуально
Именно с 6 марта 2020 года вступает в действие Приказ №23 Министерства развития общин и территорий Украины от 31.01.2020 года "Об утверждении Требований к формированию счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии, поставке горячей воды, централизованного водоснабжения и централизованного водоотвода".
В "Требованиях…" уточняется, что же такое на самом деле платежки, так волнующие нас каждый месяц. Итак, счет на оплату коммунальной услуги – это расчетный персонифицированный для каждого отдельного потребителя документ. И он строго индивидуален.
Краткое содержание вашей платежки
В документе должна быть информация:
- о начисленной сумме за потребленные объемы коммунальной услуги;
- о платежах потребителя за эти услуги, в том числе уплаченных в предыдущем расчетном периоде,
об объемах потребления коммунальных услуг и действующих тарифов на эти услуги.
Помимо этого, Приказом оговаривается, что платежка может содержать и другие данные о начисленных и уплаченных суммах, в соответствии с требованиями законов "О жилищно-коммунальных услугах" и "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения".
Оглавление "письма счастья"
Платежка разбивается на несколько смысловых разделов:
- общая информация;
- информация о потребителе;
- информация о начислении за коммунальную услугу, объем ее потребления;
- информация о возмещении затрат, связанных с установкой, обслуживанием и заменой узлов коммерческого учета;
- другая информация.
Внимание к датам
Согласно Приказу, в платежках должен в обязательном порядке указываться расчетный период: календарный месяц или другой период, определенный договором о предоставлении услуги.
Вопрос серьезный, так как в отопительном сезоне 2019-2020 у потребителей тепловой энергии, в частности, у киевлян, возникли вопросы по поводу счетов за отопление: почему суммы за "плюсовой" январь 2020 года выше "минусового" января 2019 года. Некоторые поставщики услуги сослались на 36 дней, за которые они в 2020 году сделали начисление. Но не во всех платежках есть информация о расчетном периоде (о чем свидетельствуют сканы квитанций, выкладываемых в соцсетях).
Что сообщает о себе исполнитель услуги, а что он пишет о вас
Помимо расчетного периода, в разделе общей информации поставщик должен указывать полное название исполнителя коммунальной услуги (если это ФЛП – полное имя, фамилия и отчество). В обязательном порядке – платежные реквизиты и вид платежа.
О вас та структура, которая формирует квитанции, обязана сообщать полные ФИО и абонентский номер, адрес проживания (для физлиц) или пребывания (для юрлиц). Причем в Приказе, в отличие от закона "О коммерческом учете…", Ф.И.О. и абонентский номер указаны через запятую, значит, оба вида данных могут и должны быть в квитанции. Упомянутый же закон предоставляет выбор: ст. 8 гласит, что должны быть или Ф.И.О. или абонентский номер.
Внимание – далее следует информация о количестве лиц, которые проживают по адресу потребителя. Но только в том случае, если жилище или помещение не оснащено узлами коммерческого или распределительного учета. Соответственно, если такие узлы (счетчики) есть, сообщать в платежке о количестве обитателей не нужно.
Цифра цифре рознь
Самое волнующее в платежке, это, конечно, информация о начислении и оплате коммунальных услуг и объемы ее потребления. Итак – объем коммунальной услуги, потребленный домом и конкретным потребителем за расчетный период. То есть, гипотетически, если речь идет о тепле и воде, в вашей платежке должны быть две цифры: по дому и по вашей квартире. Важный момент: расчетный период определяется законом "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения" и условиями договора о предоставлении коммунальных услуг. Как правило, поставщики услуг дублируют норму закона о том, что расчетным периодом является календарный месяц. Однако могут быть варианты, поэтому следует перечитать заключенный договор или изучить его перед подписанием.
Также платежка должна иметь графы для внесения вами показаний счетчиков, если, по условиям договора, именно вы снимаете показания. В большинстве случаев, именно вы обязаны сообщать показания счетчиков, поэтому и пустые "окошки" для них в квитанции должны быть в любом случае.
Важно то, что, если вы передаете показания счетчиков третьей структуре, как это предусмотрено договором (расчетный центр и т.п.), ответственность за показания несет именно эта структура, а не вы.
Данные о показаниях счетчиках такие: текущие, предыдущие и разница.
В обязательном порядке в платежке должны быть нормы потребления коммунальных услуг, если вы платите не по счетчику. Таким образом, если начисления выше этих норм, есть смысл задать вопрос исполнителю коммунальной услуги.
Берем калькулятор, открываем кошелек
Добираемся до "к оплате". Там должны быть:
- общая сумма за потребленную услугу за расчетный период,
- данные о расчетах за предыдущий период.
Причем как оплаченные непосредственно потребителем, так и проведенные АО "Ощадбанк" в денежной безналичной форме.
Также в платежке указывается задолженность, которая не погашена на дату формирования платежки, пеня, перерасчет и период перерасчета, сумма неустойки (штрафа, пени) исполнителя потребителю. Обязательны тарифы.
Важно про задолженность. Даже если она есть в квитанции, не факт, что вы обязаны платить, если уже ее погасили. Просто исполнитель коммунальной услуги мог ошибиться или данные о платеже не успели дойти до него. Лучше уточнять! Не менее важная деталь – период перерасчета. Нередко в платежке в графе "перерасчет" появляется некая сумма и потребитель не знает, откуда она взялась. Если в документе перерасчет не привязан к периоду, есть риск возникновения путаницы в начислениях. Поэтому данную информацию также стоит всегда уточнять, хотя бы на словах.
Песнь о счетчиках
Еще одна группа данных в платежке – о счетчиках. В документе обязательно указываются размеры взносов на счетчик (установка, обслуживание, поверка), расчетный период для таких взносов за квартал), начисления и состояние оплаты. А также сумма задолженности по взносу, которая не погашена потребителем на дату формирования квитанции.
этому разделу нужно относиться особенно внимательно. Ведь поверка счетчика – немалая статья расходов. Поэтому за аккуратной оплатой взносов имеет смысл внимательно следить. Если взносов нет, а решение о них есть, это как минимум повод поинтересоваться, почему.
Коммунальные раздумья
Еще в платежке указываются средний объем потребления и средний размер платы за коммунальные услуги другими потребителями, чтобы вы могли сравнить, осмыслить и последовать рекомендациям по улучшению энергоэффективности домов, которые тоже публикуются в квитанции. Что превращает платежный документ почти в философское эссе об экономии.
Отдельная тема – индивидуальные договоры. В соответствии с законодательством, до 1 мая 2020 года собственники квартир должны определиться, как управлять домом. Если ясности в вопросе нет, они будут заключать индивидуальные договоры напрямую с исполнителями коммунальных услуг.
В таких квитанциях, помимо перечисленных сведений, добавляются:
- размер абонплаты;
- расчетный период для нее;
- начисления;
- задолженность;
- размер платы за обслуживание;
- текущий ремонт внутридомовых систем дома (которые обеспечивают предоставление данной конкретной услуги);
- а также начисления, задолженность по ним.
Цветовая дифференциация и чисто белые платежки
А еще квитанции станут цветными, если этого захочет исполнитель коммунальных услуг. Так, с целью обеспечения эффективной системы оплаты коммунальных услуг квитанции могут стать желтыми или красными или быть украшены полосами таких цветов.
Желтый – если есть задолженность, не превышающая 20 минимумов не облагаемых налогом доходов граждан, красный – если превышает.
А если все уплачено и долгов нет, квитанция приходит чисто белой.
Закрытые и электронные
И, наконец, о диджитализации. Приказ обязывает исполнителей коммунальных услуг отправлять квитанции в бумажном виде. Однако, по договоренности с потребителем или по его требованию, может быть и электронная форма.
Независимо от этого, квитанция должна содержать штрих-код и QR-код.
И последнее. С целью защиты персональных данных потребителей квитанции рассылаются в закрытом (!) виде. Так что, открытые листочки отныне моветон.