- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Газовый рынок для населения. Что изменится для украинцев с 1 июля
С 1 июля украинцы начинают жить в новых реалиях – гарантированной государством цены на "голубое топливо" больше не будет, цену на газ в конфорках будет диктовать рынок, а поставщика можно будет поменять на другую газопоставляющую компанию, которая предложит лучший сервис и более низкую цену.
Какие изменения ждут украинцев, рассказал UBR.ua генеральный директор независимого украинского провайдера энергии ETG Владимир Шведкий после пресс-конференции "Открытие рынка газа для населения: реалии и перспективы", которая состоялась 22 июня в Киеве. Источник – UBR.
Что конкретно изменится 1 июля для простых украинцев в связи с запуском рынка природного газа?
Во-первых, отменяется ПСО – фиксированная цена, которая сегодня искусственно сдерживается правительственными постановлениями. Во-вторых, осуществляется переход к рыночному ценообразованию. В связи с этим появляется возможность выбора поставщика, потому что когда есть рыночное ценообразование, такие независимые поставщики, как мы, можем покупать газ для поставок по свободным рыночным ценам населению.
Поменялась процедура, которая позволяет достаточно комфортно в течение короткого времени менять поставщика при наличии такого желания. Потратив несколько часов на поиск лучших условий, принять решение, подписать заявление на присоединение и отправить его новому поставщику, на котором вся дальнейшая операционная часть. И в течение 21 дня такой клиент может присоединиться к новому поставщику газа.
И много таких поставщиков будет?
Остаются все действующие поставщики, которые работали на условиях ПСО в последние пять лет. Из независимых компаний, которых заявились, пока только мы одни, других не знаем. НАК "Нафтогаз" тоже декларирует свое желание быть в рынке. Я думаю, в ближайший отопительный сезон будет 5-7 поставщиков.
Потом все зависит от динамики рынка, насколько он будет прозрачным. Мы ожидаем, что всплеск будет в 2021-2022 годы со стороны тех компаний Европейского Союза, которые имеют большой опыт в таком свободном рыке. Ожидается также большой спрос от разных розничных компаний – от почты до продуктовых магазинов, которые тоже не против найти себя в таком емком рынке.
Вы говорите, что будут 5-7 поставщиков, но сегодня, если взять только Нафтогаз и облгазсбыты, их уже больше…
Они же разделены по региональному признаку. Лицензиатов сегодня 700, ПСО-поставщиков больше 25, но с точки зрения конечного бенефициара, а не юридических лиц, их меньше 10 – это группа РГК ("Региональная газовая компания", принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу, – ред.) и остальные поставщики. К ним добавятся еще независимые, кто захочет играть на этом рынке.
Рынок без гарантий со стороны государства может создать и проблемы. Если поставщик обанкротится или не сможет купить газ, кто гарантирует потребителю поставки?
Если по какой-то причине ваш поставщик не смог предоставить на следующий период ресурс по каким-либо причинам – дефолт, технические проблемы и др., вы попадаете на "поставщика последней надежды".
Он будет выполнять договор по тем же условиям?
Газ будет дороже. Мы не знаем на сколько, но исходя из тех условий, которые есть на рынке электроэнергии, и европейского опыта, цена будет дороже на порядок. Это делается для того, чтобы физические лица были защищены от таких непредвиденных ситуаций.
На порядок – это в 10 раз дороже?
Цена может быть в 2-3 раза выше. Она должна покрывать риски, ведь такая ситуация может быть месяц, а может и год. При отборе "поставщика последней надежды" учитывают капиталоемкость, возможность удерживать клиентов на значительной отсрочке, наличие газа, инфраструктуры.
Можно ли будет выбрать нового поставщика, если есть долги перед старым?
Недавно было принято постановление, при котором переход можно осуществить и при наличии долга перед предыдущем поставщиком. Это, конечно, не должно провоцироваться новым поставщиком, потому что рано или поздно приведет к тому, что долги будут и перед ним. Но, наверное, важно, чтобы на первом этапе люди почувствовали, что это можно будет сделать с наименьшими затратами сил.
Ранее нужна была справка об отсутствии задолженности, посещение офиса предыдущего поставщика, заявление, операционка, получение акта и так далее. Все это затягивало процесс и уменьшало ценность вообще этого рынка и желание клиентов этим заниматься. Но сегодня действительно намного проще.
Как быть, если долги спорные?
Клиент может перейти при наличии любой задолженности. Предыдущий поставщик вправе подать на него в суд, может обратиться в коллекторскую компанию, может самостоятельно проводить soft-collection по звонкам и востребовать задолженность. Но для действующих поставщиков сегодня это уже не инструмент удержания клиентов.
В меморандуме с МВФ сказано, что облгазы должны поделиться своей базой данных по потребителям, из-за которой "Нафтогаз" все время с ними "воюет". Почему это так важно?
Сам по себе технологический процесс управления портфелями потребителей физлиц достаточно трудоемкий. Это связано с моделью работы рынка природного газа именно суточной номинации – так называемыми балансировками. Если вы не знаете свой прогноз портфеля потребителя физических лиц, и они каждые сутки создают вам какие-то небалансы, негативный или позитивный, он является убыточным.
То есть эти операции будут негативными для вашей финансовой и операционной деятельности. Поэтому поставщик, который идет с закрытыми глазами в этот рынок без наличия данных, несет огромные риски. Поэтому и идет уже несколько лет борьба за эти профили с требованием их получить.
На самом деле эти данные не принадлежат тем, кто ими сегодня обладает. Они принадлежат физическим лицам, людям. И для прозрачности и успешности запуска реформы рынка нужно, чтобы эти данные были открыты. Должна быть цивилизованная процедура, по которой они не попадут всем подряд, а только тому поставщику, который уже подписал такое заявление на присоединение.
Иначе эта модель будет неэффективна, особенно для малых и средних поставщиков, у которых мало потребителей. Чем меньше у тебя портфель потребителя, тем сложнее покрывать эти небалансы в сутках.
Позиция облгазов заключается в том, что они сами собрали эту базу, так же должны поступать и остальные…
Они действительно эти данные собирали, но только потому, что были единственными операторами. У них естественная монополия, так как нет других распределительных сетей. Они обладают этими данными вследствие того, что потребители передавали их на протяжении десятков лет. Но это не собственность операторов ГРМ.
В Европе рыночная цена для населения является более высокой, чем для промышленности, так как этот сегмент рынка считается более сложным. У нас будет так же?
Именно так и должно быть. Если для промышленности маржа должна быть 2-3%, то для населения – 7-10%. Потому что все операции по обслуживанию требуют ежемесячных операционных затрат. Если маржа при самой низкой за последние 15 лет цене не покрывает операционные затраты, то нет экономической целесообразности.
Частные компании вряд ли смогут позволить себе такие длинные инвестиции без вероятности их окупаемости. Поэтому маржинальность розницы во всем мире от США до Евросоюза дороже. У нас цена газа для населения ниже за счет ПСО, как и на рынке электроэнергии. Но рыночная цена для населения дороже, чем для промышленности.
Экспертный совет при Минэнерго дал рекомендации перенести запуск рынка на 1 мая 2021 года – в связи с угрозой монополизма со стороны Нафтогаза, который приведет к злоупотреблению и отключению им газа. Действительно ли такое может быть?
Очень важно, чтобы этот механизм был максимально прозрачен: или газ Укргаздобычи для тех, кто поставляет, или рыночное ценообразование. Но тогда не должно быть, что мы все в рынке, а кто-то торгует не в рынке, потому что у него есть ресурс в виде государственного капитала, банков, гарантий и т.д.
Это получится ПСО в другом формате, ПСО-минус, ПСО, при котором один поставщик решит, что он сможет забрать большую долю рынка действующих поставщиков, а независимые вообще не пойдут в этот рынок, потому что условия будут непрозрачны. Сегодня НАК уже рассылает своим сотрудникам, физическим лицам коммерческие предложения поставки с 1 июля газа на каких-то условиях пока без цен.
Рабочая группа Экспертного совета предложила забирать часть газа Укргаздобычи, чтобы НАК продавал его на бирже, и таким образом все приобретали газ в равных условиях. Как вы относитесь к такой инициативе?
Нам непонятна позиция, чтобы НАК продавал газ на рынке. Если он претендует на анбандлинг и все, что с этим связано: отсоединение функций добычи, транспортировки и поставки, то вообще не должна звучать: НАК Нафтогаз поставляет. Ведь у нас тогда неравные условия.
Мы все должны покупать по прямым контрактам у Укргаздобычи, и Нафтогаз должен выйти вместе с независимыми поставщиками на украинскую биржу, купить там ресурс и со своей маржой поставить конечному потребителю. Только такая модель в нашем понимании может быть успешной.