- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Новая жизнь горняков. Что власти могут предложить взамен закрытых шахт
Украинские власти начинают выполнять собственный план по реформированию энергетического сектора до 2035 года – он предполагает отход от угольной генерации и закрытие неперспективных государственных угольных шахт.
Из 33 шахт, находящихся на подконтрольной Украине территории, только 4 являются прибыльными. Согласно открытым источникам, себестоимость добычи угля на госшахтах превышала индикативную цену ресурса для энергетики. Львиная доля всего угля в Украине производится на частных шахтах (2,7 млн т энергетического угля было добыто в прошлом году на государственных против 22,2 млн на частных). Источник – UBR.
Часть шахт, хоть и с существенными финансовыми затратами, можно было бы законсервировать, если бы не одно препятствие – во многих регионах и, в особенности, моногородах они являются экономически образующими предприятиями.
Чтобы не допустить социального коллапса властям необходимо обеспечить "трансформацию" таких регионов – создать в них новые предприятия, на которых могли бы трудиться оставшиеся не у дел шахтеры и связанное с угольными шахтами население, а, кроме того, обеспечить их профессиональную переподготовку.
Все процессы, связанные с трансформацией угольных регионов, будут основываться на международном опыте, заявляют власти. Между тем, реформаторам необходимо учесть и украинский опыт закрытия шахт и преобразования угольных регионов, который оказался негативным.
Первая трансформация комом
Уже в ближайшее время может быть осуществлен первый пробный проект перепрофилирования двух "угольных" моногородов на востоке и западе Украины. Об этом рассказала 20 июля во время заседания Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг ВР и.о. министра энергетики Ольга Буславец. По ее словам, на высоком уровне ведутся переговоры с Германией по реализации проекта.
Города-участники пробной трансформации пока не определены. Частично эта задача входит в компетенцию созданного в мае Координационного центра по вопросам трансформации угольных регионов, возглавляемого премьер-министром. Он должен разработать Национальную программу трансформации на основе концепции Минэнерго. В частности, в рамках документов будет разработана методология и критерии оценки эффективности шахт.
Вероятно, основными критериями неперспективности будут среднесрочный план добычи угля, рентабельность производства, затраты, необходимые для поддержания и модернизации шахт в сравнении с консервацией и трансформацией конкретного региона. Одновременно с этим Нацпрограмма трансформации также будет включать разработку подходов к диверсификации местной экономики и созданию новых рабочих мест.
В целом программа будет включать целый комплекс мероприятий в экономической, энергетической и социальной сфере. Опрошенные UBR.ua эксперты поясняют, что в случае осуществления неверных подходов к реформированию отрасли на одном из ее этапов последствия могут быть крайне негативными. Примеры, когда власти хотели перепрофилировать регион, построив на месте шахты альтернативное, но оказавшееся не востребованным предприятие, уже были в истории Украины.
"На Луганщине существует город Брянка, рядом со Стахановым (сейчас находятся на неподконтрольной Украине территории, – ред.). В 1990-х там закрывали шахты, а одновременно с этим существовала программа открытия рабочих мест в легкой промышленности. Естественно, шахтеры не пошли работать на швейные фабрики. В результате государством были потрачены огромные деньги, а из города произошел отток населения", – рассказывает заведующий кафедрой в Институте подготовки кадров Госслужбы занятости Украины Андрей Черкасов.
Большинство шахт являются абсолютным центром экономической жизни моногородов. Чем меньше город, тем выше зависимость его жителей от шахты, говорит Константин Криницкий, координатор кампании "Справедливая трансформация в Украине" общественной организации "Екодия".
"В Донецкой области население таких моногородов составляет от 14-17 тысяч до 50 тысяч человек. Их бюджеты на 80-90% формируются из поступлений от местной шахты – на эти средства содержится социальная инфраструктура, в том числе больницы и школы. Города до 20-ти тысяч человек особенно зависят от шахт", – рассказывает о ситуации Криницкий.
Он добавил, что в Украине уже были примеры, когда после закрытия шахты в городе в течение 5 лет полностью деградировала вся инфраструктура – "оставался лишь один магазин".
Как не допустить ошибок
Опрошенные UBR.ua эксперты сходятся во мнении, что трансформировать регионы с лучшим результатом возможно, однако для этого необходимо учесть, как потребности местных жителей и их профессиональные навыки, так и экономическую целесообразность.
Андрей Черкасов считает, что на первом этапе реализации Нацпрограммы Минэкономики должно разработать план эффективного преобразования региона, учитывая наиболее подходящую в каждом случае специализацию. Он приводит пример Западных областей, где, помимо действующих шахт, существует возможность создания транспортного хаба на железной дороге (во Львове, Мукачево, на Волыни). Такой проект может потянуть за собой необходимость в дополнительном промышленном производстве и соответствующих работниках.
Минсоцполитики, в свою очередь, должно проанализировать состав населения, так или иначе связанного с угольной промышленностью.
"Нужно четко определить, сколько людей работает в этой отрасли и, не менее важно, сколько людей с ней связано. Шахта – это большое предприятие, там есть и баня и прачечная, ремонтные предприятия, транспортные", – объясняет Черкасов. В зависимости от выбранного пути преобразования и типа новых предприятий должна быть осуществлена переподготовка связанных с шахтой работников.
"Кто-то будет уходить раньше на пенсию, а кого-то нужно трудоустраивать – и здесь Госслужба занятости должна играть огромную роль", – поясняет завкафедры Института подготовки кадров ГСЗ Черкасов, впрочем, указывая, что за время карантина служба занятости начала утрачивать свою функцию по профессиональной подготовке безработных и превратилась "в кассу".
Криницкий отмечает, что для эффективной трансформации регионов важно наладить диалог с местными властями и представителями общественности. Их видение, в частности по открываемым предприятиям, часто отличается от того, что считают эффективным в столице.
"В Германии был опыт, когда в 2012-13 годах работали так называемые Угольные комиссии. Тогда всех заинтересованных сторон усадили за стол переговоров: органы государственной власти, бизнес, представители общественности, учебных заведений собрались вместе и решали, как правильно уходить от угля и закрывать шахты, чтобы не было социальных потрясений", – приводит пример Криницкий. Отметим, что по словам Буславец, отдельно концепции преобразования регионов будут разрабатываться и на уровне местных общин.
Криницкий в целом констатирует, что заменить шахту одним предприятием в принципе не выйдет. При этом для каждого отдельного города решение может быть разным. Одному региону может подойти новый промышленный завод, к примеру, производящий солнечные панели, а для другого, как в случае с немецким Дортмундом, экономика которого еще недавно была полностью промышленной, может подойти переход в сферу образования через создание местных научных центров.
Современный подход также предполагает строительство IT- и индустриальных парков, говорит Криницкий, впрочем, обращая внимания, что универсального решения трансформации угольных регионов не существует в принципе.
"Опыт европейских стран показывает, что после закрытия шахты в основу нужно ставить диверсификацию экономики. Было бы очень неразумно закрыть одно предприятия, полностью обеспечивающее город, и на его месте открыть другое, но с таким же статусом. В городах нужно открывать много разноплановых предприятий, которые бы могли развиваться параллельно", – рассказывает Константин Криницкий.
Источник финансирования
Центральным вопросом будущей реформы является источник финансирования. Согласно международному опыту, инвестированием в регион должны заниматься как можно больше участников – от местных предпринимателей до национального бизнеса и властей. Каждый из участников может иметь определенную долю в создаваемом бизнесе.
"Екодия работает с городами на востоке Украины в Донецкой области, которые зависят от угольной промышленности. С помощью наших партнеров, которых мы тоже привлекли в этот процесс, 7 городов в Донецкой области планируют делать общую стратегию трансформации. В каждом конкретном случае будет анализ потребностей, сильных и слабых сторон, и будут предлагаться конкретные решения с потенциалом финансирования разных проектов", – рассказывает о своей части работы Криницкий. Он также добавил, что дополнительным источником средств могут стать целевые программы международных партнеров.
"С другой стороны, Украине очень заинтересован помогать Европейский союз, у которого есть отдельные платформы по помощи трансформации угольным регионам как самого содружества, так и не входящим в него европейским странам", – приводит пример Криницкий.
Ольга Буславец также упоминала, что на сегодняшний день, в рамках подготовки Нацпрограммы, предпринимаются меры по созданию Проектного офиса за счет финансирования текущих энергопроектов Всемирным банком.
Андрей Черкасов также считает, что вопрос международного финансирования будет зависеть от степени проработки Нацпрограммы – деньги международные партнеры могут выделить, но на конкретные шаги, в том числе по ликвидации шахт и замещение их новыми предприятиями. Константин Криницкий в свою очередь также заметил, что несмотря на активизацию обсуждения проблем трансформации избавляющихся от угля регионов, целостного видения преобразования отрасли в Украине пока нет.
"1-2 пилотных проекта не решат проблему. Возможно, немцы, которые были упомянуты в качестве участников проекта, смогут помочь властям с поиском целостного видения – они начали трансформацию угольных регионов еще в середине прошлого века в Западной Германии, сейчас этот процесс идет в Восточной. Нужно также понимать, что в Украине этот процесс в любом случае будет болезненным и длительным – так происходит в любой стране. Но шахты все равно будут закрываться, и от того, насколько раньше мы начнем предпринимать необходимые меры по трансформации угольных регионов, зависит уровень негативных последствий через 15-20 лет", – делает оценку Криницкий.