- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
ГБО за 7 тыс. и 20 тыс. гривен: от чего зависит стоимость перехода на автогаз
Согласно данным Украинской газомоторной ассоциации (УГА), в начале этого года в Украине работало 3,5 тыс. станций техобслуживания в сегменте установки газобаллонного оборудования, не считая индивидуальных мастеров.
Значительная часть из них прекратила свою деятельность либо сменила профиль в течение года из-за падения спроса вследствие усложнения и удорожания процедуры регистрации ГБО – об этой проблеме UBR.ua писал в предыдущем материале.
Однако на сегодняшний день на рынке все еще сохраняется большое количество компаний и частных мастеров, предлагающих услуги по переходу на автогаз в очень широком ценовом диапазоне: стоимость установки газобаллонной системы, в зависимости от комплектующих и исполнителя монтажа, может отличаться почти в три раза.
UBR.ua, с целью разобраться в причинах такого разброса, обратился к экспертам рынка, узнав об оптимальной цене услуги, а также о том, чем рискует водитель, решивший сбить затраты на ГБО до минимальных на рынке.
Комплектующие
По разным экспертным оценкам, монтаж установки ГБО (без учета сертификации, которая стоит 2-4 тыс. грн) обойдется владельцу авто с четырехцилиндровым типом двигателя от 7-8 тыс. грн, и до 18-22 тыс. грн.
Разница обусловлена тем, что газовая топливная система – конструктор, собираемый из около 40 отдельных товаров различных наименований: от самого баллона, шлангов, газовых рукавов и хомутов, до более сложных комплектующих, обеспечивающих функционирования ГБО – газового редуктора, а также системы газового впрыска (электроника).
Последняя сама по себе состоит из множества деталей, включая электронный блок управления, форсунки, датчики давления, температуры газа и т.д.
Страна-производитель
Сегодня в Украину импортируется ГБО-оборудование самых разных производителей, но наиболее качественными на рынке считаются итальянские (Landi Renzo, BRC) и польские компании (KME, Alex, STAG).
В то же время системы и детали производства Турции, Китая и азиатских стран (в двух последних случаях – часто не имеющих бренда), находятся в бюджетном сегменте.
И хоть наиболее премиальной и надежной при этом считается продукция из Италии, по мнению собственника сертифицированного центра "ГБО-СТО" Алексея Козина, на практике различия в качестве не такие существенные.
"Сегодня мы импортируем итальянское оборудование, но на наших станциях стараемся устанавливать польское. Не из-за цены – оно чуть-чуть дешевле, – но из-за качества. Сегодня поляки всех перегнали", – выразил мнение Козин.
Тип двигателя
В зависимости от количества цилиндров в двигателе машины, с ним могут быть совместимы разные электронные системы ГБО.
Как объяснил нам технический директор сетей автогазовых СТО "Профигаз" Евгений Устименко, с четырехцилиндровым двигателем работают менее сложные электронные системы, которые нельзя поставить на шести- и восьмицилиндровые механизмы.
В последнем случае необходима более дорогая электроника, к котором, в свою очередь, подходят более мощные редукторы, большее число форсунок.
Кроме того, современные автомобили часто имеют тип топливной системы с подачей бензина непосредственно в камеру сгорания: из-за этого полностью исключить работу на бензине в них невозможно.
В таких двигателях (типы FSI, TSI, TFSI) может быть установлена система, предусматривающая работу в бинарном цикле: и на бензине, и на газе одновременно. Разные системы обеспечивают подачу от 5-30% и до 70-95% пропан-бутана.
По словам Устименко, цена на установку ГБО для машин с системой прямого впрыска бензина начинается от 25 тыс. грн для четырехцилиндровых двигателей, для шестицилиндровых – 35 тыс. грн, а для наиболее сложных, восьмицилиндровых механизмов, может доходить до 2 тыс. евро.
Наиболее популярна установка таких систем у покупателей современных поддержанных авто из США, имеющих двигатели прямого впрыска бензина в камеру сгорания.
Работа СТО
Если цена оборудования закладывается поставщиком на одинаковом уровне, то наценка сервисных центров может значительно отличаться, отметил глава Украинской газомоторной ассоциации (УГА) Степан Ашрафьян.
"По всем параметрам один и тот же комплекс оборудования может у одного установщика стоить 15 тыс. грн, а у другого – 20 тыс. грн", – говорит Ашрафьян, добавляя, что стоимость работы колеблется от профессионализма автотехника, от того, насколько он долго работает на рынке.
При выборе СТО эксперт советует ориентировать как на этот фактор, так и на отзывы клиентов.
По мнению Евгения Устименко, станции, которые существуют на рынке более 10 лет, даже при значительном удешевлении системы не будут делать это за счет тех деталей, которые позволят поставить под сомнение безопасность эксплуатацию машины, в частности, привести к утечке газа.
В то же время проблемы с качеством тех или иных работ могут возникать у крупных сервисных станций.
По мнению автомастеров, для массового сегмента рынка характерна частая сменяемость кадров, что не способствует постоянству в уровне услуг.
Также характерная черта крупных станций – направленность на количество заказов. С одной стороны, это ускоряет процесс установки и удешевляет услугу, с другой – из-за спешки может приводить к неполадкам и необходимости несколько раз повторно возвращаться в сервис за их исправлением.
"В отличие от масторга, у частных мастеров, которые работают на заказ и имеют репутацию, как правило, качество стабильное. Но попасть туда "на вчера" и провести работы за сутки невозможно", – рассказал нам один из мастеров.
Стоит ли ставить более дорогое ГБО
Без убытка безопасности удешевить систему автогаза можно до 10-12 тыс. грн, считают мастера. Такое ГБО без проблем отслужат свой гарантийный срок в 2-3 года, но затем у него могут начать регулярно проявляться те или иные мелкие неисправности, требующие ремонта в $10-20.
В то же время при монтаже системы за 8 тыс. грн автосервис будет серьезно экономить на всех запчастях, начиная от изоленты для электрических соединений, заканчивая редуктором, указывает Евгений Устименко.
На такие комплекты также чаще всего не выдают гарантии, а вероятность поломки сравнима с игрой в лотерею – машина может проехать 2-3 года, а может и поломаться уже в ближайший год.
Кроме того, такая цена не гарантирует безопасность пользования авто.
Рациональное удорожание установки до около 18 тыс. грн, считают некоторые эксперты, позволит, эксплуатировать ее до 5-7 лет без необходимости осуществлять ремонт и, соответственно, экономить в долгосрочной перспективе.
"Более дорогая установка также позволяет чуть раньше включить ГБО на прогреве, что экономит топливо, особенно зимой. Все это в итоге складывается в сумму: в разумных пределах дороже – это на самом деле долгосрочно дешевле", – рассказали нам на одном из киевских газовых СТО.
По мнению Устименко, цена оборудования в 14 тыс. грн позволяет эксплуатировать авто в режиме такси. Гарантия на него выдается на 3 года либо на 100 тыс. км. Необходимость в исправлениях или ремонте при цене ГБО в менее 10 тыс. грн может возникнуть уже через 20 тыс. км пробега.
"Правильное подобранное и установленное ГБО гарантирует увеличение ресурса двигателя и отсутствие дополнительных хлопот при обслуживании. В то же время экономить – значит нести риски за ненадежность турецкого хомута, за качество российского или украинского шланга, за то, как поведет себя ноунейм-китайский редуктор", – подытожил техдиректор "Профигаза" Устименко.