- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 2
Платежки растут: как оформить субсидию на коммуналку
Повышение тарифов не почувствуют получатели субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), заявляют власти Украины. Недавно и Денис Шмыгаль призвали тех граждан, которые не являются субсидиантами, но которым стало сложно своими силами оплачивать коммуналку, подавать документы на оформление субсидии.
Данный вид помощи уже получают более 3,1 млн домохозяйств и, несмотря на определенные ограничения перед кандидатами, правила 2021 года по оформлению субсидии изменились в сторону расширения категорий граждан, на которых она распространяется.
Как оформить субсидию – в материале UBR.ua.
Какие затраты компенсируют
Субсидия – это государственное возмещение расходов на жилищно-коммунальные услуги. Она начисляется:
если расходы на коммуналку оказались выше предельного уровня (обязательного платежа), вычисляемого исходя из доходов всех членов домохозяйства;
в пределах социальных норм потребления.
О соцнормах и обязательном платеже – в разделах ниже.
Предоставляется в денежной форме для:
Покупки сжиженного газа с целью приготовления пищи, а также твердого и жидкого печного бытового топлива тем потребителям, которые не пользуются централизованным отоплением, электроэнергией или газом.
Компенсацию квартплаты за управление многоквартирным домом, в том числе там, где создано ОСМД или жилищно-строительный кооператив;
Оплаты коммунальных услуг. Их список:
поставка и распределение природного газа;
поставка и распределение электроэнергии;
поставка тепловой энергии;
снабжение горячей водой;
централизованное водоотведение;
обращение с бытовыми отходами;
установка, обслуживание и замена узлов коммерческого учета тепловой энергии, горячей и питьевой воды;
Кому не назначат
Поддержка оформляется на одного человека, но рассчитывается на всех зарегистрированных в доме лиц (в отдельных случаях – только фактически проживающих). Оформить субсидию на свое имя может любой совершеннолетний жилец, даже не будучи собственником помещения.
Получить ее могут и квартиранты, однако не на общих основаниях. Допольнительно им будет необходимо:
предоставить вместе с заявлением копию нотариально заверенного договора аренды;
пройти проверку специальной комиссии управления социальной защиты.
Та же процедура касается внутренне перемещенных лиц.
Не полагается помощь проживающим в доме общей площадью более 230 м2 и в квартире более 130 м2, а также домохозяйствам, жильцы и члены семей которых на момент подачи заявления:
имеют просроченную задолженность на оплату жилкомуслуг сроком более чем в три месяца на сумму свыше 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн);
имеют трехмесячную и более задолженность по уплате алиментов;
владеют автомобилем не старше 5 лет, кроме случаев, когда его получили бесплатно либо на льготных условиях;
за 12 месяцев до подачи заявления осуществили покупку свыше 50 тыс. грн (кроме трат на обучение или лечение);
не получали официального дохода, либо он был меньше, чем минимальная заработная плата.
Последний пункт не учитывается:
когда такой жилец учился на дневной форме в школе, вузе или в качестве безработного состоял на учете в Государственной службе занятости и обучался в ее центрах профессионально-технической подготовки;
когда он получил хотя бы один из видов государственной материальной поддержки. Среди прочего, это касается пенсии, стипендии, помощи на новорожденного ребенка или на случай временной потери работы из-за пандемии.
Проверка комиссии
Закон имеет исключения практически для каждого приведенного правила о запрете выдачи субсидии. Норма о максимальной площади дома и квартиры не распространяется на многодетные семьи, включая те, где с учетом приемных проживает трое и больше детей.
Формально не подходящий под требования властей кандидат может запросить в управлении соцзащиты проверку комиссии: соответствующий пункт нужно подчеркнуть в бланке заявления.
Комиссия осуществит осмотр материально-бытовых условий домохозяйства, составит акт и по его результатам вынесет вердикт. Назначить субсидию комиссия может и тем гражданам, у которых не было заработка, но которые при этом "пребывают в сложных жизненных обстоятельствах, вызванных болезнью".
Подробная информация о всех исключениях – в постановлении Кабмина (пункты 14-15).
Для вынесения объективного вывода комиссия может потребовать документы, справки и данные, не входящие в очерченный законом список, но которые могут подтвердить аргументы домохозяйства. Инспекторы могут опрашивать и соседей.
Оценка комиссии по умолчанию нужна:
если человек прописан, но не проживает в квартире. Инспекторы могут исключить такого человека из числа лиц, на которых распространяются соцнормы и чей заработок учитывается в совокупных доходах семьи;
если заявитель одинокий, не работает, нетрудоспособен и проживает в помещении, превышающем норму в 49 м2;
если человек проживает в квартире в качестве арендатора.
В других ситуациях, говорит UBR.ua исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, запрашивать комиссию изначально не стоит – только после получения официального отказа.
Опрошенные UBR.ua эксперты разделились во мнении касательно готовности членов комиссии входить в положение просителей: Олег Пендзин отмечает, что инспекторы в 80% выносят позитивное решение после проверки.
Специалист по вопросам ЖКХ и энергетики Мария Яковлева утверждает, что инспекторы не охотно принимают решение о выдаче субсидии, в частности, когда есть потребность подтвердить, что прописанный человек не живет в квартире.
"Так как бюджета недостаточно, государство ставит задачу территориальным отделениям не выделять деньги на таком формальном основании", – говорит Яковлева.
В случае, если контролирующие органы не утвердили выписку помощи, а коммуналку нужно оплачивать, в качестве временной меры можно подать заявку на финансовом сервисе под 0%. Как это сделать – смотрите в конце материала.
Важные изменения: в декабре 2020 года смягчились стартовые ограничения перед заявителями – теперь помощь дадут без комиссии:
гражданам, получившим в наследство жилье за 12 месяцев до даты заявления;
домохозяйствам, члены которых официально работают в странах, с которыми у Украины не заключен договор о социальном обеспечении;
лицам, не имеющим дохода и по законодательству освобожденным от уплаты ЕСВ, либо тем, за которых этот налог не уплатил работодатель.
Отчего зависит сумма
Ранее скидка отображалась непосредственно в квитанциях на ЖКУ. Ныне помощь предоставляется только в денежной, наличной или безналичной, форме. Цены в платежках указываются полностью.
На объем помощи влияют два основных фактора:
Количество потребляемых услуг и тарифы на них;
Число членов домохозяйства и их суммарные доходы.
Механизм расчета устроен таким образом, чтобы наибольшую помощь получили домохозяйства с наименьшими доходами и с наибольшими тратами на ЖКУ.
Размер поддержки утверждается на 12 месяцев, но пересчитывается отдельно для отопительного и неотопительного периодов: летом компенсация часто вовсе не начисляться из-за отсутствия расходов на отопление.
Каждому домохозяйству сумма высчитывается в индивидуальном порядке. Однако предварительно ее можно просчитать и самому.
Для этого, используя нижеприведенную формулу, необходимо узнать уровень оплаты за ЖКУ, который субсидианты будут обязаны заплатить из собственных средств – так называемый обязательный платеж:
Среднемесячный доход домохозяйства на каждого члена семьи/на прожиточный минимум (2189 грн с 1 декабря 2020 года)/2x15%.
Согласно схеме, в семье из 4 человек с ежемесячным доходом в 20 тыс. грн. на каждого домочадца приходится по 5 тыс. грн.
5 тыс. грн/2189 = 2,3. Подели эту цифру на коэффициент "2" и умножив на 15%, узнаем процент обязательного платежа от семейного дохода в 20 тыс. грн. – он равняется 17,1%.
Семья из примера выше будет должна оплатить за коммуналку до 3420 грн. Остальная часть покрывается государством – если итоговая стоимость всех ЖКУ достигла 4 тыс. грн, то субсидия составит 580 грн.
Главное учесть, что предварительные расчеты могут быть не точными, так как контролирующие органы подсчитывают размер возмещения на каждую из услуг в отдельности.
В совокупном доходе семьи учитываются средства, полученные за два квартала, которые предшествуют месяцу перед месяцем подачи обращения.
Социальные нормы
Субсидия не засчитывается на объем услуг, потребленных сверх социальных норм. Соцнормы существуют для всех видов сервиса, включая дома с централизованным отопления (не более 0,0383 Гкал на м2); отапливаемые газом (4 м3 на м2 площади); или электрической энергией (30 кВт на м2).
Соцнормы касаются и площади жилья. Нынешние нормативы на одного человека: 13,65 м2 + 35,22 м2 на семью. Норма для семьи из 4 человек составляет 89,22 м2.
Нормативы разнятся в зависимости от наличия в доме тех или иных услуг: наличие газовой плиты и центрального водоснабжения дает право пользоваться 3,3 м3 газа в месяц на человека, а при отсутствии водоснабжение параметр повышается до 5,4 м3 газа.
Подробная информация о соцнормах – в постановлении КМУ.
Документы для оформления субсидии
Список:
заявление (бланк можно скачать здесь);
декларацию о доходах и расходах (бланк);
квартирантам – копию нотариально заверенного договора аренды.
В декларации нужно указать доходы и расходы за предшествующий календарный год всех зарегистрированных жильцов, а также членов их семей старше 14 лет. Нужно указывать источник, но не суммы официальных доходов, о которых в ПФУ и ГФС есть информация.
В отдельную графу вписываются доходы, о которых у фискалов сведения отсутствуют. Это может быть выручка от аренды, различных подработок, работы за границей и т.д.
Скрывать данные о доходах членов семьи на заработках, в том числе неофициальных, – нецелесообразно, объяснил UBR.ua адвокат Иван Либерман.
"Чиновники могут подать запрос в платежные системы вроде WesternUnion или GoldMoney, и узнать, переводило ли физическое лицо средства своему родственнику. Платежные системы без проблем раскрывают эту информацию, так как на электронные переводы средств не распространяется банковская тайна", – отметил Либерман.
Юрист также добавил, что после обнаружения таких средств контролеры не только откажут в просьбе из-за чрезмерно высоких доходов, но и обяжут заплатить с переведенной суммы 18% налога на прибыль и 1,5% военного сбора.
При наличии неофициальной и "белой" зарплаты первую есть возможность задекларировать в качестве непрямых доходов, не указав их происхождение, говорит Либерман. Олег Пендзин со своей стороны отмечает, что делать это нецелесообразно: помимо необходимости заплатить налоги с указанных сумм, человек может "вылететь" из списка потенциальных получателей.
"Кроме того, у проверяющих нет реальной возможности узнать о "серой" зарплате", – считает Пендзин.
Куда подавать
Чтобы оформить субсидию, необходимо подать заявление и декларацию о доходах в управление соцзащиты по месту регистрации.
Сделать это можно несколькими способами: напрямую, через интернет (подробно об этом в соответствующем разделе ниже), через уполномоченного чиновника в городском или сельском совете, объединении территориальной общины (ОТГ), а также через Центр предоставления административных услуг (укр. – ЦНАП).
Напрямую документы можно отправить на почтовый адрес управления социальной защиты по месту регистрации.
Сотрудники ЦНАП, при обращении к ним, должны передать данные в управление соцзащиты в течении трех дней после получения заявки. Отметим, что на время локдауна Центры в ряде городов, среди которых и Киев, работают только онлайн.
Когда ждать денег
Можно получить уже за месяц, когда заявление было подано. Она будет назначена до конца отопительного сезона (с октября по апрель), а после последует перерасчет с учетом изменений затрат.
С момента получения документов от заявителя и после сбора информации, необходимой для проверки указанных данных, органы имеют 10 дней, чтобы принять решение и уведомить кандидата о том, позитивное оно или негативное, или назначить проверку комиссии.
Как оформить субсидию онлайн
На сайте Кабмина можно подать заявку и декларацию в электронной форме, не выходя из дома.
При нажатии кнопки "Подать заявку и декларацию" система перенаправит пользователя на сайт Министерства социальной политики. Там нужно зарегистрироваться или войти – есть три варианта на выбор:
с помощью электронного адреса;
с идентификацией электронной цифровой подписью (ЭЦП);
с идентификацией BankID.
Во всех трех вариантах нужно будет заполнить необходимые документы, а при необходимости и распечатать. Второй пункт – направить их в электронной форме на предварительное рассмотрение.
Если обратившийся использовал для идентификации э-мейл, ему нужно будет подать надлежащим образом оформленные документы в бумажном виде. В двух других вариантах (ЭЦП или BankID) – можно "быстро и безопасно подать документы в электронной форме".