- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
Самолетом, поездом, автомобилем: в Украине хотят удешевить авиабилеты
Правительство хочет сделать авиапутешествия внутри Украины более дешевыми. Для этого, в частности, предлагается отменить НДС на внутренние авиаперевозки. "Апостроф" разбирался, поможет ли такая мера реально снизить цены на билеты, и не помешает ли это развитию железнодорожного транспорта в нашей стране.
Правительство Украины готовит законопроект, принятие которого должно способствовать удешевлению пассажирских авиаперевозок внутри страны. Об этом сообщает пресс-служба Кабинета министров.
Планируется, в частности, ввести нулевую ставку (по сути, отменить) НДС, который, напомним, в Украине составляет 20%.
"Освобождение от налогообложения приведет к уменьшению затрат и удешевлению авиабилетов на внутренние рейсы. Украинцы со своей стороны получат более широкий доступ к быстрым и безопасным путешествиям внутри страны", – цитирует пресс-служба Кабмина премьер-министра Дениса Шмыгаля.
По словам главы правительства, предлагаемые законодательные инициативы направлены на оживление внутреннего туризма в Украине.
Шмыгаль также подчеркнул, что этот документ необходимо принять как можно скорее, чтобы эффект от него украинцы смогли ощутить уже нынешним летом.
Отечественное – значит дорогое
О чем, собственно, речь?
Дело в том, что, как ни парадоксально, цены на авиабилеты в пределах Украины в среднем выше, чем в Европу. По крайней мере, в Польшу уж точно, куда можно улететь за 20-30 евро (670-1000 гривен), а иногда, и за 10 евро (около 340 гривен).
Так, например, украинский национальный лоукостер – компания Skyup Airlines предлагает билеты в мае на рейс Одесса-Харьков по 810 гривен (есть и чуть дешевле, но они крайне редки). Однако за такую цену пассажир сможет взять с собой на борт только ручную кладь весом до 9 килограммов. Если сдавать багаж, то билет будет стоить уже 1383 гривны.
У "Международных авиалиний Украины" прямого рейса Одесса-Харьков нет (с пересадкой в Киеве он стоит более 3000 гривен), а вот из Одессы в Киев рейсом авиакомпании можно улететь за 1800-2000 гривен. И это – экономкласс.
Учитывая, что о массовом туризме за границу сейчас речь не идет из-за коронавирусных ограничений, то развитие внутреннего воздушного сообщения выглядит вполне логичным шагом.
Но при нынешних ценах украинцы вряд ли будут массово летать по нашей большой по европейским меркам стране. Большинство соотечественников, скорее всего, предпочтут трястись ночь в поезде, притом, не исключено, в плацкарте, но заплатив за путешествие в несколько раз меньше – билет в плацкартном вагоне поезда Одесса-Харьков можно купить за 245 гривен. Время в пути – более 13 часов.
Поэтому продуманные действия властей в этом направлении могут оказаться весьма кстати.
Взять и отменить!
Но смогут ли они уменьшить стоимость билетов?
По словам эксперта в сфере транспорта Кирилла Новикова, решение об отмене НДС на внутренние полеты могло бы стать неплохим стимулом для оживления авиаперевозок в Украине на фоне карантинных ограничений.
"Только ленивый не говорил, что Украина – чуть ли не единственная страна в Европе, которая не приняла каких-либо мер по поддержке гражданской авиации (во время пандемии коронавируса – "Апостроф"), – сказал он в комментарии изданию. – Поэтому это последнее решение по НДС – это хотя бы что-то".
Как отметил в разговоре с "Апострофом" бывший первый замминистра инфраструктуры Украины, директор общественной организации "Инфраструктурный совет", эксперт Украинского института будущего Владимир Шульмейстер, НДС является инструментом в руках правительства, и здесь главный вопрос – как этим инструментом пользоваться.
По его словам, во многих цивилизованных странах ставка НДС является дифференцированной для разных видов товаров и услуг (именно поэтому цены на продукты питания в некоторых европейских странах ниже, чем в Украине – "Апостроф"), тогда как в Украине ставка на все – 20%. Соответственно, дифференцированный подход может быть применен, например, к авиации.
"Если регулируется или убирается НДС, такому направлению дается преимущество по развитию – либо по сравнению с другими видами транспорта, либо по сравнению с тем, что было раньше. Здесь появляется преимущество, хоть и незначительное, и есть надежда, что это даст толчок внутриукраинским перевозкам", – пояснил эксперт.
Кроме того, добавил Шульмейстер, для перевозок, которые осуществляются за пределы Украины, НДС уже нет: "Поэтому внутриукраинские перевозки, по сути, приводятся в соответствие с международными правилами".
Маловато будет
Выходит, что, если НДС на внутренние пассажирские авиаперевозки будет отменен, то стоимость билетов автоматически снизится на 20%? К примеру, если сейчас билет на рейс Одесса-Харьков стоит 810 гривен, будет ли он после отмены налога продаваться за 650 гривен?
Не совсем.
По словам Кирилла Новикова, между ставкой НДС и конечной ценой билета нет прямой зависимости: "Если на 20% уменьшится налог, это не означает, что на столько же подешевеет билет. На самом деле, он может подешеветь где-то на 10%. И, конечно, этого недостаточно".
Тогда сколько будут на самом деле стоить билеты в случае отмены налога на добавленную стоимость?
Владимир Шульмейстер рассказал, что примерно год назад группа экспертов Украинского института будущего, включая его самого, представила в транспортном комитете Верховной Рады аргументы в пользу отмены НДС на внутренние полеты в Украине. По его словам, они при этом заручились поддержкой авиаперевозчиков, которые пообещали, что в случае отмены налога цены билетов в любой конец Украины не будут превышать 1000 гривен.
"Речь о таких направлениях как Одесса-Харьков, Харьков-Львов, Одесса-Львов, Львов-Днепр, что, в принципе, неплохо, и создает возможности для граждан путешествовать", – отметил он.
От себя добавим, что при цене билета в 1000 гривен не должно быть скрытых доплат как у лоукостеров (за багаж, выбор места в салоне, регистрацию на рейс).
Было бы куда летать
Однако нужно понимать, что отмена НДС – не единственное условие удешевления полетов.
Еще один фактор дороговизны внутренних авиатарифов – дороговизна авиационного топлива.
"Здесь два момента – относительно высокий акциз и очень небольшое количество поставщиков топлива, что позволяет им держать высокую цену. И эта цена, на самом деле, – одна из самых высоких в Европе. Соответственно, чтобы снизить цену топлива, нужно уменьшить акциз и диверсифицировать поставки", – говорит Кирилл Новиков.
При этом, если власти действительно хотят оживить внутренние авиаперевозки, они должны срочно заняться инфраструктурой.
"Критически важным условием являются аэропорты. Две трети аэропортов, которые на сегодня могли бы сделать значительный рывок для своих регионов, находятся в откровенно плохом состоянии", – отметил Новиков.
По его словам, вынужденную па узу, вызванную ковидными ограничениями, было бы правильно использовать для модернизации аэропортов (хотя в некоторых городах этот процесс идет, пусть и не очень активно).
Эксперт добавил, что здесь, как и в случае с НДС и ценой топлива, решения потенциально находятся в руках власти.
Мы поедем, мы помчимся…
Однако, напомним, правительство также намерено развивать скоростное железнодорожное движение с тем, чтобы украинцы могли добираться на поезде из пункта "А" в пункт "В" не более, чем за три-четыре часа. Этот проект, если он, конечно, будет реализован, может стоить 100 миллиардов долларов.
Нет станут ли два проекта – авиационный и железнодорожный – конкурентами друг другу, в результате чего ни один из них не реализуется, по крайней мере, в полном объеме?
По словам Владимира Шульмейстера, о реальной конкуренции пока речь не идет, за исключением, разве что, направления Одесса-Львов.
Но, на самом деле, конкуренция, это – хорошо.
"Наличие выбора и конкуренции по всем направлениям – идеально и для страны, и для потребителя, – говорит эксперт. – Бояться этого не надо, наоборот, нужно развивать все виды транспорта".
Таким образом, дело осталось за малым – чтобы все необходимые шаги были сделаны. И тогда украинцам будет дешевле путешествовать по родной стране.