- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 6
Украинцы реже встречаются "на пиво", но больше заботятся о своем здоровье
В результате локдаунов каждый десятый украинец стал меньше употреблять спиртные напитки. Сократилось в стране и потребление пива, одного из самых популярных у нас напитков – как оказалось, одновременно с этим украинцы стали больше покупать безалкогольный аналог пенного напитка.
Об этом UBR.ua рассказала маркетинг-директор AB InBev Efes Украина (подразделение крупнейшего мирового пивоваренного концерна Anheuser-Busch InBev) Анна Руденко. Мы расспросили ее о последних тенденциях на украинском рынке пива, а также о планах и будущих новинках компании.
Почему украинцы стали пить меньше пива
Какая доля потребления пива в Украине относительно других алкогольных напитков?
Пиво – самый популярный алкогольный напиток в мире, Украина – не исключение. Популярность пива обусловлена тем, что оно содержит относительно низкий процент алкоголя и имеет особенный вкус.
Лидером в Украине является нелегальный алкоголь
Если говорить о потреблении, справедливо считать долю потребления пива в литрах чистого алкоголя, как это делает Всемирная организация здравоохранения. По ее данным, лидером в Украине является нелегальный алкоголь – 36% всего алкогольного рынка. Легальные 64% распределяются между крепким алкоголем, вином и пивом.
Легальный крепкий алкоголь составляет 33,5%, пиво – 27%, вино, соответственно, – 3%. Следует отметить, что доля в структуре потребления алкоголя в Украине ниже, чем в других европейских странах. Так, например, в Германии доля нелегального алкоголя составляет 10%, а доля пива 48%, в то время как доля крепкого алкоголя – 17%.
Как в Украине изменилось потребление пива за время пандемии? Например, президент AB InBev Efes Дмитрий Шпаков отмечал, что в российской пивной индустрии произошел прирост в 3%, а по информации Nielsen-Украина у нас в стране продажи пива снизились на 1%. С чем связано снижение потребления пива в Украине во время пандемии?
Действительно, рынок пива за последние 12 месяцев сократился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение индустрии обусловлено рядом факторов.
Сократились покупки в продуктовых несетевых магазинах
В первую очередь, карантинные ограничения привели к снижению покупательной способности и потребительских настроений. Кроме того, снизились продажи в канале традиционной торговли – сократились покупки в продуктовых несетевых магазинах и в не городской части Украины (поселках, селах).
В результате все тех же карантинных ограничений люди меньше передвигались, делали покупки реже, но больше покупали за один визит в магазин. Весомая доля продаж перетекла в сетевую розницу (ритейлеров), но не вся.
Кроме того, из-за карантинных ограничений, у людей было меньше ситуаций, в которых они обычно пьют пиво – встреч с друзьями после работы, походов в гости, празднований в больших компаниях.
Какая доля потребления пива в Украине приходится на сегмент HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес)? Насколько влияли на продажи коронавирусные ограничения по работе ресторанов?
Рынок HoReCa в Киеве является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов бизнеса и при этом остается ненасыщенным. По сравнению с Западной Европой мы еще далеки от наполненности рынка. Он переходит от количества в качество, хотя количества все еще недостаточно.
Однако пандемия заморозила этот рост и HoReCa была вынуждена, в прямом смысле слова, "выживать" в новых реалиях. Сейчас мы видим, что часть заведений так и не открылась после череды локдаунов. Но появляются новые рестораны, происходит смена концепций заведений. Кризис – это отчасти время для воплощения нестандартных решений и реализации ярких идей.
В 2021 году ожидается частичное восстановление сегмента HoReCa
В 2019 году на долю кафе, баров и ресторанов в Украине приходилось 8,9% продаж пива, тогда как в 2020-м доля этого канала упала до 6,4% от всего рынка пива. В 2021 году ожидается частичное восстановление сегмента HoReCa, но его доля все еще будет ниже 2019-ого.
Ситуация в Украине оказалась не такой критичной, как, например, в Европе. Доля сегмента HoReCa в продажах пива в той же Бельгии или Великобритании составляет 40-50%, а рестораны там были закрыты гораздо дольше, чем в Украине. Продажи пива в рознице в прошлом году там, конечно, выросли в среднем на 20%, но все равно не смогли перекрыть потери.
Безалкогольное пиво – самый перспективный сегмент рынка
Насколько перспективен рынок безалкогольного пива в Украине – какой была доля безалкогольного пива в структуре продаж в последние годы? Изменилась ли она в пандемию – больше или меньше стали покупать безалкогольного пива в Украине, и с чем это связано?
Сейчас мы видим больше возможностей для сегмента безалкогольного пива – он наиболее растущий на рынке.
Сегмент б/а пива продолжает расти
Сегмент б/а пива показал значительный прирост в 2020 году в результате карантинных ограничений, увеличения доли потребления пива дома, а также развития тренда на здоровый образ жизни.
В 2019-м этот сегмент составлял всего 1,83% рынка, в 2020-м он достиг 2,16% рынка и в этом году продолжает расти. По результатам первого полугодия он достиг 2,53% рынка по данным Nielsen. Мы ожидаем, что сегмент продолжит расти. "Драйвиться" он будет запусками новых предложений и развитием тренда здорового образа жизни.
Продажи каких новых брендов планируете запускать в Украине в ближайшем будущем?
До конца года мы планируем запуск еще нескольких инноваций. Обо всех я пока не могу говорить. Среди них будут новые продукты от наших топ-брендов в импорте – Leffe и Hoegaarden.
Наш импортный портфель пополнило по-настоящему итальянское пиво Birra del Borgo (Lisa, Duchessa, Reale). Еще одна новинка этого года – лагеры от легендарного мексиканского бренда с почти вековой историей светлый Modelo Especial и темный Modelo Negra.
Сколько брендов пива AB InBev Efes производятся на территории Украины? Если определенные бренды импортируются, то с чем это связано – можно ли их производить у нас?
Отдельные бренды, которые сейчас импортируем, мы могли бы производить локально. Решение о локализации тех или иных брендов – часть нашей портфельной стратегии.
Сегодня в нашем глобальном портфеле – более 500 брендов, включая премиальные, безалкогольные и крафтовые линейки. В украинском портфеле есть локальные, лицензионные и импортные бренды. Локально мы производим 15 брендов пива.
Среди них – бренд "Чернігівське". Также это американский бренд BUD, европейские Stella Artois, Staropramen и Velkopopovicky Kozel, "Белый Медведь" и "Старий Мельник із Діжки".
Импортируем мы еще 14 брендов. Сегодня со стороны украинских потребителей большой запрос на импортные бренды, и он растет. Поэтому мы стараемся его удовлетворять. Самые крупные и наиболее известные – Corona Extra, Leffe, Hoegaarden, Lowenbrau, Franziskaner, Goose Island, Kwak, Tripel Karmeliet.