- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 2
Месячная аренда жилья во Львове стоит уже $1 тыс. Как власти хотят ограничить "грабительские" цены
Часть арендодателей жилья во Львове в корыстных целях воспользовались наплывом граждан из регионов Украины, где проходят боевые действия. Об этом стали говорить украинские власти на местном и центральном уровне.
Сначала о недопустимости "заоблачного" завышения цен для эвакуированных заявил мэр крупнейшего города Западной Украины Андрей Садовый, назвавший такие действия мародерством. Позже к нему присоединился депутат Верховной Рады, первый заместитель главы комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Алексей Кучеренко, который предложил правительству и военным администрациям на время войны ограничить стоимость съемного жилья в регионах, куда выезжают беженцы.
Как рассказали UBR.ua участники львовского рынка аренды жилплощади, отдельные рантье действительно начали сдавать недвижимость вдвое дороже довоенного уровня, но в целом такие случаи не являются массовыми. При этом средней довоенной стоимостью аренды жилья во Львове риелторы называют 27 тыс. грн за месяц проживания в однокомнатной квартире, что без малого соответствует $1 тыс. по зафиксированному НБУ курсу.
Пока, впрочем, не ясно, установит ли государство арендный лимит, будет ли он привязан к довоенной цене рынка или другим показателям, а также имеют ли власти правовые рычаги для таких мер.
Однако уже с уверенностью можно говорить, что вскоре свободного жилья для размещения переселенцев во Львове не останется – в этом сходятся как наши собеседники, так и Андрей Садовый. Такая же проблема может возникнуть и в других городах Западной Украины.
Могут ли власти ограничить стоимость аренды квартир
Андрей Садовый еще 3 марта пригрозил поступать "так, как нужно во время военного положения" с арендодателями и отельерами, устанавливающими "заоблачные" цены. Мэр заявил, что стоимость аренды во Львове должна остаться на довоенном уровне, и пообещал публиковать информацию о нарушающих это правило. Он также попросил граждан сообщать о фактах арендного мародерства на горячую линию города (тел. 1580).
С тех пор на официальных ресурсах мэрии данных о недобросовестных арендодателях не появлялось, однако, по всей видимости, полностью злоупотребления не прекратились. 7 марта на них отреагировал зампредседателя комитета по ЖКХ Алексей Кучеренко, рассказавший, что во многих случаях цена аренды становится "просто грабительской", и предложивший административно ограничить стоимость аренды в регионах прибытия беженцев.
В комментарии UBR.ua Кучеренко сказал, что уже письменно обратился с соответствующим предложением к правительству и военным администрациям, которые могут его принять в соответствии с пунктом 17 статьи 8 закона Украины "О правовом режиме военного положения".
Указанный пункт, впрочем, не говорит ничего о возможности ограничения цен аренды. В нем лишь сказано, что власти могут устанавливать для физ- и юрлиц военно-квартирную повинность для размещения, среди прочих категорий граждан, также эвакуированного населения.
Как изменилась цены аренды во Львове и на Западной Украине после начала войны
Алексей Кучеренко не решился назвать возможный ценовой потолок аренды, объяснив, что проработка таких деталей находится в компетенции профильного ведомства, Министерства регионального развития. Депутат также не стал конкретизировать "грабительский" уровень цен, лишь указав, что соответствующую характеристику ему дали столкнувшиеся с проблемой временные переселенцы на Западной Украине.
Пока единственный данный властями ориентир касательно уровня цен – их довоенный уровень, превышение которого, по заявлению Садового, будет считаться мародерством. Между тем, как объяснил нам брокер агентства недвижимости "Дім Лева" Николай Ковалевский, рынок аренды во Львове до войны был сильно зависим от сезонности и срока проживания.
В туристический период высокого спроса стандартная стоимость месячной аренды однокомнатной квартиры на 3-4 человека составляла минимум 900 грн в сутки, или 27 тысяч гривен в месяц. Краткосрочная аренда при этом начиналась от 1300 грн за сутки.
Подтвердил нам, что такая стоимость "может быть" на рынке и сегодня для двухкомнатных квартир в новостроях, также руководитель львовского отделения Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины (АСНУ) Андрей Борисов. В других городах Львовской области, по его словам, аренда может обойтись в два и более раз дешевле.
При этом собственники жилья по-разному подошли к пересмотру цен в связи с военным положением.
Согласно указанным в пресс-релизе АСНУ от 5 марта данным, более 30% владельцев жилой недвижимости на Западной Украине бесплатно предоставили свое жилье беженцем. Сами риелторы, входящие в Ассоциацию (более 3 тыс. участников в Украине), отказались от комиссии за свои услуги при расселении женщин с детьми. Входящие в семью мужчины также могут поселиться без комиссии в случае предоставления справки из военкомата.
"Мы подписываем с арендаторами договор, согласно которому мужчины без освобождения из военкомата не могут проживать в таких помещениях – если их обнаружат там, то будем сообщать ответственным госорганам", – объяснил Борисов.
Николай Ковалевский также отмечает, что во Львове возможно договориться как о снятии жилья за 4-6 тысяч гривен в месяц, так и за 70 тысяч гривен, что будет устраивать не только арендодателя, но и арендатора – часть беженцев имеют средства и желания для покупки квартир повышенного комфорта.
При этом риелторы признаются, что без случаев необоснованного завышения цен, хоть и они и единичны, также не обходится. Брокеру "Дім Лева" встречались предложения аренды, превышающие довоенный уровень цен в три-четыре раза, что, по его мнению, не может быть объяснено с точки зрения как качества жилья, так и соотношения спроса и предложения.
Помимо этого, риелторы замечают на рынке попытки намеренного мошенничества. По словам Андрея Борисова, отдельные фирмы и ресурсы по подбору предложений аренды квартир размещают новые объявления со средней или заниженной стоимостью. После запроса покупателя фирма отвечает, что жилье уже арендуется, и предлагает другой вариант дороже в три-четыре раза дороже, а также требуют комиссию.
В АСНУ, говорит Андрей Борисов, пытаются "по мере сил" бороться с мошенниками и завышающими цены арендодателями, сообщая об этом в правоохранительные органы. Однако для более эффективного противодействия арендному мародерству властям стоило бы урегулировать вопрос на законодательном уровне, соглашается глава львовского отделения АСНУ.
Во Львове скоро закончится свободная жилплощадь, дальше – только общежития
В связи с продолжающимся прибытием беженцев во Львов и другие города Западной Украины с каждым днем свободного жилья в регионе становится все меньше. О дефиците говорят как риелторы, так и градоначальник Львова.
Согласно его заявлению, по состоянию на 7 марта в город прибыли 200 тысяч беженцев. Власти задействовали 440 учреждений образования и культуры для их размещения. Также в этом помогли 85 религиозных организаций, однако даже с этим учетом уже сейчас город, чье население на начало 2021 года немногим превышало 700 тысяч человек, уже находится "на пределе своих возможностей".
О дефиците жилых помещений заявляют и в АСНУ, чьи западноукраинские отделения к 5 марта предоставили бесплатную помощь по обеспечению жильем 100 тысяч беженцев. Сейчас риелторы Ассоциации координируют расселение людей в школах, общежитиях и объектах социальной инфраструктуры, но и там недостаточно свободных помещений, отмечал президент АСНУ Юрий Пита.
Для исправления ситуации власти Львова запросили помощь у международных организаций по предоставлению больших палаток, оборудованных средствами санитарии. В свою очередь глава львовского отделения АСНУ Борисов занимается поиском коммерческих нежилых помещений для их переоборудования в хостелы, на что, впрочем, необходимо время и рабочие, которых также не хватает.
В ближайшее время, полагает Борисов, индивидуального жилья для переселенцев не останется в принципе и размещать новоприбывших придется в хостелах, общежитиях или переоборудованных под них нежилых помещениях. При этом подобная ситуация, по оценкам риелтора, может возникнуть и в других крупных городах Западной Украины.
Борисов объясняет, что Львов до войны был рассчитан на проживание более чем 1 млн человек, так как город был туристическим и студенческим центром, а рынок посуточной и среднесрочной аренды в нем развивался годами, квартирными рантье были многие горожане.
В отличие от Львова, другие крупные западноукраинские города, такие как Черновцы, Ужгород, Ивано-Франковск, этим похвастаться не могли.