Смена тактики. Что будет с ценами и наличием топлива после атаки по главному НПЗ Украины

В течение месяца-полутора топливную отрасль можно полностью переформатировать и насытить рынок импортными нефтепродуктами, но необходимо наладить новые логистические схемы

Обстрел Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который произошел несколько дней назад, может повлиять на цены на украинских автозаправках (АЗС) по всей стране.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн заявил, что с первого дня войны атака на указанное предприятие была ожидаема. Помимо ракетного удара этот НПЗ испытывал еще и нехватку сырья, так как войска РФ заблокировали морские пути доставки.

Как насытить рынок Украины нефтепродуктами

По словам эксперта, для стабилизации ситуации нужно наращивать импорт через западную границу, а также временно отказаться от госрегулирования цен на АЗС, так как данный инструмент "работает, когда рынок насыщен горючим".

Текущее положение в отрасли Сергей Куюн охарактеризовал как контролируемый дефицит, который в апреле будет усиливаться из-за роста спроса. В частности, во время посевных работ, а также "из-за потери десятка нефтебаз".

Как сообщил UBR.ua Сергей Куюн, технически можно очень просто отказаться от госрегулирования цен на топливо. Этот инструмент был введен постановлением Кабмина, который может оперативно приостановить его действие.

"Гораздо сложнее принять соответствующее решение. Но оно крайне необходимо, ведь речь идет о наполнении рынка топливом", – подчеркнул директор "Консалтинговой группы А-95".

По его словам, этот вопрос возник в повестке дня после атаки на крупнейшее предприятие по производству нефтепродуктов в Украине, Кременчугский НПЗ "Укртатнафты", благодаря которому "страна прошла март". В новых условиях рынка необходимо больше импортировать, что возможно только через западную границу.

Угроза закрытия небольших АЗС в регионах

Из-за высоких закупочных цен, в частности по причине дефицита в Европе, расходная часть логистики компаний из центральной, восточного и южного регионов Украины балансирует на грани убытков. Как следствие, они не уверены, что вообще нужно продолжать работу автозаправочных станций.

"Это создает риск, что на рынке останутся только крупные игроки, которые не смогут обеспечить спрос", – спрогнозировал Сергей Куюн.

Кроме того, отметил он, крупные сети в большинстве своем представлены в областных центрах и на трассах, соответственно, без горючего останутся районы и периферийные территории, где работают небольшие региональные игроки. Они являются ключевыми поставщиками промышленного сектора, в частности аграриям, подчеркнул эксперт.

"Правительство можно понять – там опасаются неконтролируемого роста цен. Но я уверен, что этого не произойдет. Большие сети показали, что в целом они могут более или менее работать в рамках госрегулирования. Соответственно, их цены будут близки ему. А средние и малые трейдеры будут торговать дороже. Но это горючее будет доступно максимальному кругу потребителей", – констатировал глава "Консалтинговой группы А-95".

Руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей Шевчишин в разговоре с UBR.ua согласился, что на топливном рынке Украины сложная ситуация. Как альтернативу отмене госрегулирования он предложил ограничить "сверхмаржинальность операторов", при этом сделав ее достаточной для осуществления операций в разных регионах с учетом сложившихся рисков. Очевидно, что для запада и центра Украины она может быть одной, а для востока и юга – другой.

"Вопрос дефицита и насыщения рынка можно решить рыночными способами, снять ограничение цен, либо через госдотации и распределение, что в условиях сложной логистики и военных действий может быть неэффективным", – уверен Андрей Шевчишин.

По его мнению, для обоих случаев правительство должно активно работать с импортерами для обеспечения поставок, а также для упрощения топливного экспорта, например, ввести "нулевую растаможку как временную меру".

Как изменятся цены на топливо

В ближайшем будущем, спрогнозировал Сергей Куюн, стоимость топлива вырастет из-за высоких котировок в третьей декаде марта, на основе чего Минэкономики рассчитывает предельные цены на первую декаду апреля.

Ожидается, что цена на дизтопливо может возрасти на 4 грн/л, бензин – более чем на 2 грн/л. Но пять дней апреля показывают, что котировки снова уменьшаются и во второй декаде предельные цены на АЗС снова пойдут вниз.

"Это хорошо иллюстрирует, насколько велика волатильность и непредсказуемость мировых цен, а также невозможность прогнозирования даже в ближайшей перспективе", – констатировал директор "Консалтинговой группы А-95".

Он также отметил, что благодаря снижению налогов на горючее в апреле потребители экономят по 12-13 грн на литре. "Если бы такого шага сделано не было, сейчас бы цены были выше 50 грн/л", – подчеркнул Сергей Куюн.

Но не все разделяют подобный оптимизм. Аналитик компании Esperio Александр Болтян убежден, что наращивать поставки топлива можно и нужно, однако нужно учитывать риски из-за войны. "Возможно, что любая активность в этом направлении будет только усиливать давление на страну со стороны России", – отметил он.

В то же время вопросы "окупаемости бизнеса и свободного ценообразования в период войны" аналитик Esperio назвал кощунством.

Соучредитель Фонда энергетических стратегий (ФЭС) Юрий Корольчук убежден, что даже с уменьшением налоговой нагрузки цены на топливо поползут вверх.

По его словам, на рынке нефтепродуктов нет достаточно ресурсов как для Украины, так и для Евросоюза. "Если сказать пессимистично, то вся надежда на то, что рынок упал и не поднимется еще долго. А потому и наращивать нужно немного", – заявил он в комментарии UBR.ua.

По его мнению, цены на горючее должны быть такими, "чтобы давать бизнесу жить", но вопрос маржи в сетях – "это очень дискуссионный вопрос". "Кто сказал, что при сокращении персонала, объемах торговли, количестве рабочих АЗС, снижении налогов цена в 37-40 грн не выгодна? Для развития – да, не выгодна. Для переживания очень и очень сложного момента – нормально", – уверен он.

Как вариант, предположил Юрий Корольчук, государство могло бы на период войны "национализировать" сети и поставить их в систему дотаций, то есть выплачивать им разницу рыночной цены и регулируемой цены на АЗС.

"А после установления мира, состоялся бы аудит, сверка и все вернули бы назад владельцам. Или не вернули тем, где обнаружили нарушения", – отметил соучредитель ФЭС.

Он напомнил расхожую фразу "рынок все отрегулирует": "Так вот ничего он не регулирует! Большую роль играет государство и его поддержка при необходимости. И она есть", – подчеркнул Юрий Корольчук.

Поэтому, уверен он, временная "национализация" – тоже не выход, но этот вариант лучше, чем в условиях войны отпустить цены. В последнем случае такой подход "просто будет пылесосить остатки денег у обычных людей", а бизнес просто заложит все в цены товаров.