- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 11
Украинцы ринулись за авто из США под бесплатную растаможку, но попадают на мошенников: как этого избежать
Отмена НДС, акциза и пошлины для растаможки ввозимых в Украину авто поддержала спрос на услуги компаний по пригону машин из-за границы. Как рассказал на этой неделе глава налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев, с момента введения льготы украинцы растаможили больше 10 тысяч авто.
Однако работа пригонщиков транспортных средств из Америки усложнилась по причине блокирования южных морских портов. На этом фоне участились не только неизбежные в данной ситуации задержки с прибытием автомобилей, но и случаи прямого мошенничества в отношении клиентов.
Как работает рынок автопригона из США после начала войны
Из-за войны направлявшиеся в Одессу и порт "Черноморск" контейнерные суда были вынуждены поменять пункт конечного назначения на европейские порты. Это повлекло дополнительные издержки для украинских фирм по привозу авто, объяснил нам владелец компании Auto America Валерий Чуб.
Во-первых, им нужно было договориться с отправлявшими груз американским контрагентами о выдаче коносамента европейскому экспедитору, который бы мог забрать машину из местного порта.
"Если американская сторона работала раньше с Европой, то они выдают коносамент (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу, удостоверяет право собственности на отгруженный товар – ред.) на своих европейских контрагентов. Потом украинская компания должна с ними связаться и решить, что делать с грузом – либо забирать контейнер целиком, либо забирать машины автовозами и эвакуаторами, или же сам клиент может приехать и забрать машину. Мы пытаемся вытащить контейнеры из европейских портов, но, пока схемы не отработаны, хромаем на одной ноге", – рассказывает владелец Auto America Чуб.
Он добавил, что далеко не все американские контрагенты и грузоперевозчики отнеслись с пониманием к просьбам своих клиентов из Украины. Первые часто не хотели заниматься операциями "в полном объеме". А некоторые морские линии отказывались от доставки в удобные для получателей груза порты, куда могли добраться экспедиторы или непосредственно клиенты – например, в литовскую Клайпеду.
Кроме того, перенаправление груза в другой порт не всегда оказывалось бесплатной услугой. Впрочем, ссылаясь на этот факт отдельные украинские пригонщики смогли дополнительно и не вполне обоснованно заработать, рассказывает Чуб.
"Например, если морская линия добавила к стоимости перевозки контейнера $500, то некоторые компании прибавляют эти $500 к цене каждой машины. Кому война, а кому мать родна", – констатировал наш собеседник.
Он также отметил, что спрос со стороны клиентов на пригон авто из США сохранился, но только благодаря введению нулевой растаможки. Между тем Чуб напомнил, что отмена НДС, акциза и пошлины – мера, введенная лишь на время войны. За несколько месяцев, необходимых на покупку машины на аукционе, ее доставку из Америки до европейского порта, а затем в Украину, военная обстановка может измениться, а сборы за растаможку возвращены на прежний уровень.
Значительно меньше времени уйдет на приобретение автомобиля в Европе, хотя, говорит Чуб, следует учитывать особенности местного рынка – европейские аукционы в большей степени ориентированы на внутренних оптовых покупателей, например, компании, обновляющие автопарк. Рынок автомобилей для покупателей-физлиц зачастую формируют транспортные средства более низкого класса, по сравнению с представленными на американских аукционах.
Как не попасться на удочку мошенников
Махинации, связанные с необоснованной накруткой стоимости автомобиля со ссылкой на логистические затраты пригонщиков, возможны только в случаях, когда клиент некритически подходит к предоставляемой ему информации и не требует подтверждающих затраты компании документов. Впрочем, в ловушку мошенников, присутствовавших на украинском рынке автопригона и до войны, клиент может угодить еще на этапе подписания договора.
По словам Валерия Чуба, недобросовестные компании пользовались тем, что клиенты не вчитываются в нормы подписываемых договоров, и создавали ряд схем для раздувания бюджета покупки. Так, в инвойсе – документе, содержащем условия сделки и, в частности, цели, на которые компания обязуется потратить средства клиента – указывались иностранные счета для оплаты услуг таможенного брокера при растаможке авто в Украине.
"Сама компания при этом растаможивала авто на себя или связанную фирму, а затем перепродавала клиенту авто по отдельному договору, таким образом дополнительно зарабатывая на возвратах НДС", – объяснил механизм мошенников Валерий Чуб.
Раздувать бюджет мошенники могут также за счет дополнительных бессмысленных услуг, вроде охраны автомобиля в порту. Не редкость, когда компании занижают стоимость ремонта автомобиля, что в итоге может увеличить его цену для клиента на несколько тысяч долларов от обещанной. Кроме того, как свидетельствуют отзывы в интернете на ряд фирм, случается, что машина доезжает к клиенту без ряда комплектующих.
Чтобы избежать обмана, клиент должен внимательно вчитываться в условия подписываемого договора. Само соглашение, рекомендует владелец Auto America, должно быть составлено в максимально упрощенной форме, без непонятных и размытых терминов, назначение каждого платежа должно быть четким и понятным – в противном случае необходимо уточнить и детализировать цели отчислений.
"Все платежи, кроме логистических, перечисляемых международной транспортной компании, и непосредственно за покупку авто, которая осуществляется оплатой за лот на иностранном аукционе, должны проходить на счета украинских банков", – подчеркнул Валерий Чуб.
В любом случае, указал в разговоре с нами автоюрист Богдан Глядик, платежи, в том числе авансы и задатки, должны подкрепляться юридическим договором. Иначе впоследствии, если сумма задатка не будет включена в итоговую стоимость услуг, или если компания вовсе откажется исполнять свои обязательства несмотря на аванс, доказать правоту клиенту будет сложно даже с помощью юристов в суде.
"В договоре должно быть указано, что нам должны предоставить за наши средства, в каком объеме и комплектации, в какие сроки, также ответственность за неисполнение этих условий. Это не значит, что, если средства были внесены без соглашения просто переводом на карту, их нельзя будет вернуть. Но это очень сложный процесс, так как в таком случае потерпевшему придется доказывать каждое обстоятельство сделки, которая будет проходить по разряду гражданско-правовых отношений", – отметил автоюрист.