- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 7
В Украине с 1 июля могут вернуть налоги на импорт и отменить нулевую растаможку на авто. Что будет с ценами?
В Украине уже с 1 июля могут вернуть НДС и налоги на импорт, которые отменили в начале войны. В том числе, власти планируют пересмотреть нулевую растаможку иномарок, под которую в страну продолжают массово завозить авто. Ее оставят, но не для всех – только на технику, которая завозится под потребности ВСУ.
Законопроект, в котором прописаны эти нововведения, подал в Раду Кабмин. Вчера его одобрил профильный парламентский комитет. Голосование будет на следующей неделе.
Ожидается, что проект примут сразу в двух чтениях. Правда, как отметил нардеп Ярослав Железняк, для этого необходимо, "чтобы в зале не было людей категорически против закона. Иначе это правки, время и затягивание процесса и точно тогда не окончание работы льгот с 1 июля", – написал Железняк в своем Телеграм.
Впрочем, он добавил, что "тут самое интересное", так как уже есть три альтернативных законопроекта на тему отмены льгот по пошлинам. И спрогнозировал, что "скорее всего, примут какую-то гибридную версию. Причем, главным камнем преткновения будет как раз нулевая растаможка авто.
"По ставкам на другие импортные товары спора практически нет", – говорит Железняк.
Отметим, что это уже не первая попытка отменить льготы по импорту.
В Раду подавались законопроекты на эту тему, но их так и не приняли.
В этот раз, скорее всего, отката не будет. Ведь ситуация с бюджетом просто катастрофическая. Как следует из отчета Минфина на парламентском комитет, за май фактически расходы составили 250 млрд гривен (на военные цели – 118,4 млрд, на соцзащиту – 29,4 млрд, на медицину и образование – 28 млрд), тогда как доходы бюджета по налоговой службе и таможне – только 83 млрд. "То есть, мы своими доходами покрываем меньше 30% от потребностей", – резюмирует Железняк.
Возврат налогов на импорт – это не только удорожание растаможки иномарок (хотя именно по этому вопросу сейчас и идут основные споры).
Могут существенно подрасти ценники на все импортные товары, в том числе, продукты питания.
Разбирались, почему убирают льготы на импорт и как это скажется на ценниках и работе бизнеса.
Возврат налогов на импорт, отмена нулевой растаможки, "зеркальные льготы"
В Кабмине, который и подал в парламент законопроект №7418 об отмене льгот по импорту, не скрывают, что главная цель – наполнение бюджета.
В пояснительной записке говорится, что анализ данных таможенной статистики показал, что многие товары, которые с начала войны завозились без налогов и пошлин "не являются предметами первой необходимости и таковыми, что обеспечивают бесперебойную работу экономики". В то же время такие товары всегда входили в перечень бюджетообразующих. Авторы проекта приводят в пример, в частности, автомобили, мобильный телефоны и др.
Кабмин ссылается на следующую статистику по льготному таможенному оформлению: льготы по авто составили более 13 млрд гривен, мобильным телефонам – свыше 270 млн, одежды и обуви – более 850 млн. "При этом без уплаты таможенных платежей оформляют автомобили премиум-класса стоимостью свыше миллиона гривен", – говорится в пояснительной записке.
При этом из-за отмены налогов на импорт в неконкурентных условиях оказались отечественные производители. Ярослав Железняк отметил, что о возврате налогов на импорт, якобы, просил бизнес.
Что предлагается в проекте №7418? Главное – возврат налогообложения, которое было отменено законом №2142 (о льготах на время военного положения). Вернуть налоги предлагается для следующих категорий товаров:
Те, что завозятся плательщиками единого налога первой, второй и третьей группы (на них бюджет теряет порядка 3 млрд гривен НДС и ввозной пошлины).
Для предприятий, которые не платят ввозную пошлину (ежемесячные потери бюджета сейчас — порядка 0,5 млрд гривен)
Для транспортных средств, которые ввозятся гражданами (потери бюджета – около 13 млрд с более чем 119 тысяч авто). При этом предлагается внести изменения в закон о пенсионном сборе, освободив от него тех, кто будет завозить электрокары (пенсионный сбор с авто – 5%). Как видно, речь об отмене нулевой растаможки для юридических лиц не идет – только для граждан.
Перечисленные новые старые налоги позволят пополнять бюджет, минимум, на 3,5 млрд гривен в месяц, – подсчитали в Кабмине.
Отметим, что возврат всех пошлин не касается автомобильного топлива. На него, как и ранее, будет действовать сниженный НДС (7%) и нулевой акциз.
На профильном комитете правительственный законопроект немного переписали. В частности, добавили пункт о так называемых зеркальных льготах – Кабмин может предоставлять льготы (то есть, отменять или снижать ввозную пошлину, устанавливать льготные тарифные квоты) на импорт из государств, которые пойдут на такие же шаги в отношении наших товаров (к примеру, эта норма может распространиться на товары из Европы).
Но для этого нужно отдельное решение правительства.
Еще одна существенная поправка – по растаможке авто.
Комитет предложил добавить пункт о том, что до 31 декабря этого года сохраняются льготы по ввозу транспортных средств экологического стандарта не ниже Евро-3 для юридических лиц, которые завозят технику для собственных нужд. При этом вводится запрет на отчуждение в течение 1095 дней (то есть, трех лет). Исключение – техника из России, Беларуси или временно оккупированных территорий. Ярослав Железняк обозначил категорию авто, на которые сохраняется льгота как те, что идут на потребности ВСУ, хотя в самой поправке об этом прямо не сказано.
В таком виде профильный комитет рекомендовал принять проект за основу и в целом. Принять законопроект планируется максимально быстро – он должен вступить в силу уже с 1 июля. Правда, есть одно но – альтернативные законопроекты, которые могут этот процесс затянуть.
Альтернативы по иномаркам
На момент рассмотрения профильным комитетом законопроекта №7418 уже было три альтернативных проекта – №7418-1, 7418-2 и 7418-3.
Первый, законопроект №7418-1, подала в Раду группа нардепов (Галина Васильченко, Соломия Бобровская, Наталия Пипа и др).
В этом законопроекте предлагается следующее:
На время военного положения установить сниженную ставку НДС в размере 7% для операций по ввозу физлицами легковых авто, кузовов, прицепов, мотоциклов, транспортных средств для перевозки пассажиров и грузов
На этот же период установить сниженную ставку таможенной пошлины в размере 5% (стандартная ставка – 10%) на такие же категории транспорта
Разрешить разовый ввоз без НДС, акциза и ввозных пошлин транспортных средств для участников боевых действий.
Пункты по налогам на остальные товары дублируют законопроект №7418 о Кабмина. То есть, переписали только нормы по иномаркам.
В заключении профильного комитета указано, что этот проект не поддержал Минфин, отметив, что в случае его принятия налоговые поступления в бюджет снизятся.
Законопроект №7418-2 (его подала авторская группа, причем некоторые авторы первого и второго альтернативных проектов одни и те же – Галина Васильченко, Наталия Пипа) предлагает оставить нулевую растаможку, но с условиями.
В частности:
для авто, мотоциклов, пассажирского и грузового транспорта, прицепов до 2017 года выпуска и стоимостью не больше 8 тысяч долларов
Эти льготы предлагается сохранить еще в течение года после отмены военного положения, но уже без ограничений по стоимости транспортных средств – для участников боевых действий.
Этот проект Минфин также не поддержал с той же формулировкой – его принятие приведет к снижению поступлений в бюджет.
Законопроект 7418-3 (подали Марьян Заблоцкий, Анатолий Костюх, Андре Клочко и др) предлагает отменить возрастной коэффициент для иномарок (он играет большую роль при определении суммы акциза, так именно на него умножается базовая ставка и объем двигателя. Возрастной коэффициент – это количество лет с момента выпуска авто, но не более 15).
Еще одно предложение – оставить временные льготы по НДС и ввозной пошлине для авто старше 5 лет и не дороже 10 тысяч евро. То есть, за такие иномарки нужно было бы платить только сниженный акциз (несколько сотен евро).
Также в этом проекте есть пункт об освобождении от НДС и ввозной пошлины импорта огнестрельного оружия и аксессуаров и расходников к нему, оптических приборов, бронированных авто, медицинских средств для предоставления первой помощи (кровоостанавливающие, турникеты и пр). Этот проект комитет также отклонил.
"Но финальное решение за залом", – отметил Ярослав Железняк. Также он прогнозирует, что в итоге может быть принят некий "гибридный вариант". То есть, пункты из альтернативных проектов могут стать поправками к основному проекту.
Появился также отдельный законопроект по налогам на авто – №7448 (его подали нардепы Сергей Кузьминых и Георгий Мазураш).
В нем предлагается освободить от НДС импорт б/у иномарок, убрать из формулы акциза возрастной коэффициент, уменьшить пошлину на подержанные авто с 10% до 5%. Авторы подсчитали, что за оформление авто с мотором 2 литра стоимостью 3 тысячи евро собственник заплатит 400-500 евро. При действовавших до войны ставках (20% НДС, 10% пошлины плюс акцизный сбор, зависящих от объема и типа двигателя и возраста авто) машины по 3 тысячи евро (как правило, за такие деньги можно приобрести видавшую виды иномарку) ввозить вообще было невыгодно из-за слишком высокого акциза.
"По нулевой растаможке сейчас активно работает лобби. Там колоссальные заработки, особенно на премиальных авто, по налогам на которых экономят до 15-20 тысяч евро и даже больше", – говорит глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
В АвтоЕвроСиле, которая активно содействует ввозу иномарок, говорят, что решение по отмене нулевой растаможки может быть подержано, "если не вмешается президент и здравомыслящие народные депутаты".
Спасет ли НДС бюджет и что будет с ценами
О том, нужно ли вообще сейчас возвращать налоги на импорт, в профильной среде спорят.
С одной стороны – бюджет пуст, и наполнять его чем-то нужно. С другой – возврат налогов на фоне падения гривны и разгона инфляции может сделать импортные товары еще более дорогими.
"Есть две проблемы – наполнение бюджета и стимулирование экономики. В условиях войны эти два пункта полностью расходятся. Очевидно, что пострадавший бизнес не сможет платить налоги. Их повышение на первом этапе даст положительный эффект, но позже приведет к еще большему спаду. В итоге, повышение налогов опасно и вызовет обратный эффект. Но это не значит, что нельзя вводить высокие налоги, скажем, на люксовые товары или высокомаржинальную продукцию, продавцы которой получают высокие доходы", – считает руководитель аналитического департамента департамента Forex Club Андрей Шевчишин.
Партнер консалтинговой компании "АДА Групп" Андрей Тамошюнас считает, что возврат налогов сейчас – не ко времени. "Во-первых, война не закончилась, во-вторых, бизнес, который только подстроился под военные правила выживания, должен будет опять все менять. В частности, под большим вопросом окажутся выгоды от единого налога в 2%, на который перешли многие компании с начала войны. Да и "лишние" 20% НДС кто-то ведь должен будет платить. То есть, будет рост цен", – прогнозирует эксперт.
Насколько все подорожает? Главную "наценку" даст НДС – 20% плюс по многим товарам есть еще ввозные пошлины в 5-15%. К примеру, на импортную говядину пошлина 15%, на свинину – 10-12%, на сало -15%, на рыбу – 5-10% (по некоторым позициям – 0%), на молоко, йогурты, сливочное масло – 10%, овощи (импорт которых, по всем прогнозам будет расти из-за сужения предложения отечественных овощей после оккупации Херсонской области) – 10-20%. Белокочанная капуста и морковь, к примеру, будет заезжать по ставке 20% НДС и 20% ввозной пошлины, итого – плюс 40% к цене.
Понятно, что поправка о зеркальных льготах позволят Кабмину снижать пошлины для продукции из ряда стран (для многих позиций они снижены в рамках договоров о свободной торговле, в частности, с ЕС, Турцией и др).
"Но НДС это не касается. Речь идет только о возможном снижении ввозных пошлин. 20% налога на добавленную стоимость в любом случае остается", – говорит глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
По его словам, возврат пошлин еще не значит, что цены вырастут пропорционально. Возможно, с учетом снижения платежеспособного спроса, бизнес возьмет часть затрат на себя.
С другой стороны, как отмечает экономист Алексей Кущ, после отмены всех налогов на импорт ценники особо не снижались. Более того, бизнес тут же нашел аргументы для их повышения, в частности, ссылаясь на дорогую логистику. А когда встал вопрос о возврате налогов, скажем, на топливо, в сетях АЗС тут же подсчитали, что бензин и дизель пропорционально подорожают.
"Но выхода у нас нет – нужно возвращать налоги и наполнять бюджет. Понятно, что это ситуацию все равно не спасет (в пояснительной записке кабминовского законопроекта говорится о 3,5 млрд гривен дополнительных поступлений в месяц, тогда как в мае разрыв между доходами и расходами бюджета превысил 160 млрд – Ред.), но все же придется меньше просить у международных партнеров", – говорит Пендзин.