- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Наглые схемы супермаркетов: как украинцев разводят в магазинах
В Украине только за прошедшие полгода зафиксировали 47 тыс. случаев отравления едой. Принести домой кишечную палочку или сальмонеллу можно не только из киоска с шаурмой, но и из крупного супермаркета. Для примера, в прошлом году, как сообщают в Минздраве, в Киеве сразу несколько человек отравились рыбой из супермаркета, один их них умер.
OBOZREVATEL разобрался, как обезопасить себя от опасных покупок и на какие хитрости идут супермаркеты.
Хитрые ценники и обманчивые скидки
На каждом товаре, согласно закону, должны указывать срок годности. Если продукт расфасовали уже в супермаркете, то эту информацию отображают на стикере. Важно следить за тем, чтобы на продукте был только один ценник. Если же старый стикер полностью закрыли новым, возможно, таким образом недобросовестные продавцы "продлили" срок давности.
"Также это может означать, что товар уценен", – рассказывает маркетолог Анна Переверз. По словам эксперта, зачастую поставщики, заключая договора с супермаркетами, обязуются забирать "остатки" и возвращать их стоимость. Поэтому чаще всего подобную уловку с ценниками проворачивают на собственной продукции – нарезках, фасованных молочных продуктах, кондитерских изделиях и т.д.
же давно не секрет, что свежую продукцию ставят вглубь полок, а ту, которая вскоре испортится – ближе к покупателю, поясняет Переверз. "Не спешите брать сразу то, что находится на уровне глаз", – отмечает Анна.
Украинские супермаркеты хорошо усвоили советы мерчендайзеров (специалисты, которые "правильно" расставляют товары). Каждый сотрудник супермаркета знает: товар подороже должен находиться на уровне глаз, дешевый аналог – в ногах или на верхних полках. А отдел с хлебобулочными изделиями лучше располагать в самом конце торгового зала. "По дороге за продуктом первой необходимости покупатель должен встретить как можно больше товара. Люди сначала покупают глазами", – поясняет маркетолог.
Еще один способ подтолкнуть клиента к покупке – акции и скидки. Украинцы готовы покупать даже ненужные товары, успокаивая себя мыслью "сейчас же скидка, все равно понадобится, но так хоть заплачу меньше", делится опытом предприниматель Ирина.
"Рядом со мной лет пять назад открылся продовольственный магазин практически с аналогичным ассортиментом. Что я сделала? Вообще убрала наценку на все крупы и сахар. Да, я на них не зарабатывала, а даже теряла, но когда человек приходит покупать пачку риса, гречки или сахар, обязательно покупал хлеб, масло, воду, овощи. Если человек уже к тебе пришел – пусть из-за того, что ему улыбается продавец или тут дешевый рис, нужно предложить ему как можно больше, и он купит", – рассказывает Ирина.
"Рядом со мной лет пять назад открылся продовольственный магазин практически с аналогичным ассортиментом. Что я сделала? Вообще убрала наценку на все крупы и сахар. Да, я на них не зарабатывала, а даже теряла, но когда человек приходит покупать пачку риса, гречки или сахар, обязательно покупал хлеб, масло, воду, овощи", – рассказывает Ирина
Подобная хитрость работает и в супермаркетах. Покупатель, который приходит за хлебом и водой, в итоге проходит мимо мясных рядов, овощей, фруктов, а на кассе еще встречает кофе и шоколадки. Эксперт по личным финансам, основатель тренингового центра "CashFlow" Алексей Половинкин уверен: ходить в супермаркеты нужно сытым и со списком. Тогда голод не заставит купить лишние продукты.
Покупая по акции можно сэкономить. Но только если скидка существенная, а товар действительно нужен. Многие покупатели не обращают внимание на размер скидки и покупают, даже если полная цена всего на несколько копеек выше.
Весы с подвохом и просрочка
Еще один способ обдурить покупателя – по ошибке "неправильно настроить" весы. Подобную "ошибку" заметила одна из клиенток крупной сети магазинов. На весах установили накладку, с ней покупка была на 1-2 грн дороже. А когда накладку снимали, вес товара уменьшался примерно на 100 граммов. То есть, взвешивая, например, бананы, приходилось платить не только за продукт, но и за накладку. Ее устанавливают для того, чтобы поверхность было легче мыть. Но если неправильно ее установить, это может "утяжелить" покупку.
Самая "опасная" хитрость от супермаркета – акции на продукты, которые вскоре испортятся. Согласно закону "О защите прав потребителей", продавец имеет право реализовать продукцию до "конечного срока употребления", который указан на упаковке. Но дело в том, что все сроки рассчитаны с условием правильного хранения товара.
Если, к примеру, внизу прилавка на отдельной полке находятся уцененная колбаса, буженина, сыры, срок годности которых заканчивается через несколько дней, может оказаться, что продукт уже испорчен. Для примера, колбасы могут храниться:
При температуре от 7 до 9 градусов ниже нуля – 4 месяца
При температуре от 0 до 4 градусов тепла – месяц
Если же на полке витрины с колбасой температура выше 4 градусов, есть ее опасно, даже если ее произвели всего неделю назад.
В то же время нарезанные и упакованные в пленку колбасы могут хранится не больше 6 суток. И чем выше температура в помещении, тем быстрее продукт испортится. То есть на максимальный срок годности товара стоит обращать внимание только в том случае, если его правильно хранят. Даже тот товар по скидке, который якобы можно еще употреблять, может оказаться испорченным, если температура в витрине всего на несколько градусов отличается от "правильной".
К слову, если все-таки рискнули купить товар по скидке, обязательно сохраните чек. Доказать вину магазина или супермаркета можно только с помощью чека и справки от врача. Медик в своем диагнозе должен указать возможную причину отравления. Более того, если пациент сам назвал место, где он приобрел некачественную продукцию, врач может направить жалобу в санэпидемстанцию.
"Первый шаг – прийти в магазин с письменным заявлением, копией диагноза и чека. Если магазин примет решение действовать по-хорошему и возместит вам весь ущерб, конфликт можно считать исчерпанным. Если нет, можно обращаться в суд. Но тут нужно понимать, что суд – дело долгое и затратное. Иногда эффективнее написать пост в социальной сети и тэгнуть официальную страницу супермаркета, чем подавать в суд", – рассказывает юрист Александр Плахотник.