Компенсація за зруйноване житло: які квартири можуть дозволити собі власники сертифікатів

Наприклад, у Києві 2-3-кімнатні квартири на 50-60 кв. м у типовому спальному районі забудови віком 60-80 років коштуватимуть 2,1-2,7 млн грн

Эксперты изучили, какие квартиры смогут купить владельцы компенсационных сертификатов за разрушенное войной жилье на рынке недвижимости в Киеве, Львове и Одессе. Об этом говорится в исследовании ЛУН.

Наименьшая цена за квадратный метр наблюдается во всех трех городах в домах, возведенных с 1955-го по 90-е годы, что соответствует периоду застройки советскими "хрущевками" и "панельками".

В Киеве цена за метр такого жилья будет в диапазоне 40-49 тыс. грн за метр, во Львове – около 36-43 тыс. грн, а в Одессе – 28-34 тыс. грн. С учетом значительно меньшего размера квартир в таких домах (примерно 50 кв. м) это будет самым доступным вариантом жилья.

По данным исследования, в Киеве 2-3-комнатные квартиры на 50-60 кв. м в типичном спальном районе застройки возрастом 60-80 лет в среднем стоят 2,1-2,7 млн грн, во Львове – 2,1-2,5 млн грн, а в Одессе – 1,5-1,6 млн грн.

В столице самые дорогие квартиры продаются в царских зданиях (18-й век и первая половина 19-го) и "сталинках". Во Львове тоже больше всего ценятся здания до середины 19-го века австрийской и польской застройки. В Одессе исторические здания, хоть и дороже массового советского жилья, могут уступать в цене современным новостройкам.

По словам директора по маркетингу ЛУН Дениса Судилковского, идея компенсационных сертификатов – отличная, но сильно зависит от реализации.

"Большим плюсом является невозможность обменять сертификат на деньги, а потратить его исключительно на приобретение нового жилья и невозможность продажи недвижимости в течение 5 лет. Это должно значительно снизить риск коррупции с сертификатами", – отметил он.

Еще среди плюсов эксперт назвал отсутствие ограничений на географию и форму жилья. Так, граждане из разрушенных регионов смогут купить жилье в других городах или поселках. При этом они имеют право купить квартиру или частный дом, либо инвестировать в строительство. В то же время у сертификатов есть и проблемные моменты.

"Кроме определения справедливой суммы компенсации, одной из сложных частей будет часть с доказыванием права собственности или непосредственно параметров уничтоженного жилья. Многие документы не были оцифрованы в реестрах и, вероятно, были утрачены на временно оккупированных территориях", – подчеркнул Судилковский.