- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 5
Новые льготы и пенсии. Как решение суда о прожиточном минимуме изменит жизни украинцев
Прожиточный минимум в Украине хотят изменить в сторону увеличения. Вместе с ним могут вырасти и пенсии и другие выплаты.
Дело в том, что для подсчета минимума Кабмин должен провести экспертизу продуктов питания, услуг, которые включают в потребительскую корзину. Эта экспертиза должна происходить хотя бы раз в 5 лет. Но правительство уже который год подряд устанавливает прожиточный минимум без этой процедуры, то есть безосновательно.
Окружной административный суд Киева наконец завершил рассмотрение соответствующего судебного дела, признал действия правительства противоправными и призвал его установить справедливый прожиточный минимум. И это – уже после того, как был проголосован проект госбюджета на 2020 год.
Какими теперь могут стать пенсии, пособия, компенсации, и поменяет ли правительство смету страны – в материале NEWSONE.ua.
Какой прожиточный минимум закладывают сейчас
В проекте госбюджета на 2020 год прожиточный минимум планируют увеличить на 8%. С 1 января он будет составлять 2 027 гривен, с июля – 2 118 гривен, с 1 декабря – 2 189. При этом минимальная пенсия, которую получают сотни тысяч украинцев, будет на 500 гривен меньше суммы, которая официально признана необходимой для выживания.
Заложенного в бюджет прожиточного минимума, конечно, не хватает на потребности украинцев. Если вычесть из суммы проезд в транспорте и оплату услуг ЖКХ, которые не покрывает субсидия, то остается менее 1000 гривен. Этого должно хватить не только на питание (к слову, шоколад, кетчуп и майонез в корзине не предусмотрены), но и на лекарства, технику и одежду.
Для примера, на месяц выделяется рулон туалетной бумаги, а брюки можно менять лишь раз в 4 года. На зимнюю куртку в 2016 году была заложена сумма в 500 гривен, хотя сейчас дешевле 1 500 ее не найти. Не предусмотрена покупка стирального порошка, оплата услуг связи и Интернета, не говоря уже о платном лечении и отпуске. Школьники могут обойтись двумя учебниками в год, считают в правительстве. Студентам книги не нужны вообще.
Говорить о том, что этих денег хватает на "обеспечение нормального функционирования организма человека, сохранение его здоровья и удовлетворение культурных потребностей личности", как это прописано в законодательстве, не приходится.
"Они говорят: да, мы понимаем, что этого мало, и украинец прожить за эти деньги не может. Но их закладывают, ведь от этого показателя зависят зарплаты, пенсии. То есть в правительстве с самого начала считают, что пенсионер где-то там спрятал деньги где-то на стороне получит. Это тогда не государственный бюджет", – говорит NEWSONE.ua экономический эксперт Александр Охрименко.
Адвокат Станислава Батрин обратил внимание на эту проблему еще в 2015 году. Он обнаружил, что во время последней экспертизы 2016 года были нарушены процедурные правила проведения заседаний. Кабмин не смог предоставить документы, указывающие, каким образом вычисляли данный параметр. Перед этим сумму, необходимую украинцам для жизни, по всем правилам посчитали только в 2000 году.
Год назад Верховный суд Украины удовлетворил иск Батрина и постановил, что потребительская корзина, которую используют для вычисления параметра, незаконна. И теперь в этом вопросе, казалось бы, поставлена точка. Остается провести новые экспертизы.
Если требование суда будет выполнено в полном объеме, размер прожиточного минимума может стать гораздо выше. Какой показатель наиболее вероятен?
Какими теперь могут стать выплаты
Есть отдельное понятие фактического прожиточного минимума, существование которого, по сути, уже парадоксально. Этот минимум считают ежемесячно на основании данных Госстата и Минэкономразвития. По последним подсчетам, он составляет более 4 тысяч гривен, то есть в 2 раза больше, чем закладывают в бюджет на следующий год.
Но даже данный показатель недостаточно объективен. Госстат часто приводит цены, которые на практике встретить трудно. Официальные цены от поставщиков обычно отличаются от того, что указано на прилавках. Поэтому фактический минимум должен быть намного больше. Эксперты называют разные суммы, и все они стартуют от 5 тысяч гривен.
"Минсоцполитики каждый месяц вывешивает фактический минимум, исходя из корзин продовольственных и непродовольственных услуг на своем сайте. То, что он вывешивает для трудоспособного гражданина – 4 200- 4300. При том что Федерация профсоюзов, исходя из документов Международной организации труда, к которым Украина присоединилась, посчитала: минимум должен быть от 5 500 гривен", – говорит NEWSONE экономический эксперт Олег Пендзин.
Сумма может варьироваться в зависимости от того, что учитывать в потребительской корзине. Мы имеем дело с пережитком Советского союза: взяли российскую корзину, и каждый год траты на некоторые товары увеличиваем, или же добавляем то, чего не было раньше, например, станки для бритья. Украина могла бы воспользоваться практикой других стран.
Восточноевропейская модель предусматривает прожиточный минимум примерно в 400 евро. Это 10 800 гривен. Минимально допустимым уровнем жизни в странах, которые используют такую модель, считают тот, который имеют от 10 до 20% населения. В такую продуктовую корзину входит до 200 продуктов питания, а не 23, как сейчас, все нужные виды одежды, аренда квартиры и оплата услуг ЖКХ.
Если вам кажется, что это перебор, то есть и модель западной Европы. Там прожиточный минимум устанавливается на уровне 40-50% от среднестатистического дохода на душу населения. В продуктовой корзине – до тысячи наименований. Во Франции, Великобритании прожиточный минимум включает абонемент на футбол, билеты в театр, отдых за границей, обслуживание авто. Предусмотрена покупка мр-3 плеера и гитары, услуги садовника. Немцы же могут купить различную технику: видеокамеру, принтер, тонометр. Во Франции предусмотрена покупка косметических средств и товаров для животных.
Если бы мы взяли курс на восточноевропейскую модель, то сразу выплатить такие суммы своим гражданам не смогли бы. Но это была бы утвержденная стратегия, и с каждым годом в правительстве могли бы отчитываться о том, как движутся к этой отметке. Кроме того, можно было бы допускать различные вариации прожминимум: отталкиваться от соцопросов, предусмотреть разные потребительские корзины для разных категорий семей.
Пока до европейских выплат нам далеко, возьмем для расчетов соцвыплат средний показатель между реальным минимумом, о котором говорит Кабмин (4 500 гривен) и о котором говорят эксперты (5 500 гривен).
Если прожиточный минимум установят на уровне 5 тысяч гривен, оплата труда индексировалась бы на эту же сумму. Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа, составлял бы 5 тысяч гривен. Максимальная пенсия, например, для судей, составляла бы около 50 тысяч гривен (сейчас – до 20).
Минимальный должностной оклад для бюджетников установили бы на уровне 5 тысяч гривен. Максимальный размер пособия по безработице – 20 тысяч гривен. Размер декретных безработным женщинам – не менее 1250 гривен (вместо 500). Резервистам платили бы по 10 тысяч гривен.
Сиротам до 6 лет государство выплачивало бы около 8 500 гривен в месяц, от 6 до 18 лет – 2 650. Госпомощь на сирот в возрасте от 18 до 23 лет (если ребенок учится в вузе) составляла бы 10 тысяч гривен. Алименты были бы объемом от 2 500 и вплоть до 50 тысяч гривен.
Пересчитает ли правительство выплаты
У правительства развязаны руки. Мало того, что нет механизмов, чтобы заставить его формировать бюджет социального государства, как это прописано в Конституции, существует еще и норма о том, что бюджет должен быть выполнен только в пределах реальных средств. А их, как известно, нет.
Деньги, вероятно, можно было бы найти уже сейчас, если бы меньше выделять, к примеру, на оборону или дорожный фонд. Также могла бы помочь борьба с контрабандой, размеры которой оценивают в 40 миллиардов долларов в год. Но самое главное – развивать реальный сектор экономики. Как в рекламе лекарственных средств: не бороться с симптомами, а устранять причину. Но статьи бюджета на оборону расширены, а реальной борьбы с контрабандой пока не было, как и развития бизнеса.
Так что, то бы ни постановил суд, если денег нет, то правительство может не выполнять его предписание. И подобная практика часто применялась ранее.
К примеру, в судах были оспорены тарифы на обслуживание придомовой территории в столице. Речь шла о том, что украинцы не могут сдавать территории в аренду и получать от них какую-либо прибыль, но зато должны оплачивать их обслуживание. При этом граждане на таких же условиях пользуются тротуарами и парками, но отдельно из своего кармана не доплачивают. Также ВСУ признал незаконным прекращение выплат переселенцам, но Пенсионный фонд отказался что-то менять.
Нарушения происходят повсеместно. В Конституции написано, что дотации на медицину должны составлять не менее 10% от ВВП, на науку и образование – 7%, но эти нормы годами не соблюдались.
"Хоть бюджет Минсоцполитики и увеличили на 46%, деньги идут на различные нишевые программы. Основные цифры мы увидели, роста нет. Решение о несостоятельности прожиточного минимума принято постфактум, и оно далеко не первое: в прошлых годах уже были такие выводы касательно методики. Правительство на это никак не реагирует. Так что задекларированная эпоха преодоления бедности откладывается на следующий год", – рассказывает Олег Пендзин.
Чтобы обжаловать закон о госбюджете на следующий год, необходимо подавать иск в Конституционный суд, который он может рассматривать еще несколько лет. Но и этим можно будет разве что добиться признания действий власти незаконными. Данные действия подорвали бы имидж команды Зеленского, но реальной пользы гражданам не принесли бы. Скорее всего, в правительстве уже в бюджете на 2021 год сделают небольшие корректировки в потребительскую корзину.
Впрочем, даже если представить, что в команде Зе озаботились данным решением суда, у представителей новой власти давно заготовлены пути к отступлению. Министр социальной политики Юлия Соколовская представила концепцию реформирования прожиточного минимума в Украине, которая предусматривает его "отвязку" от более 150 видов социальных выплат.
"Отвязный" маневр от Кабмина
В Кабмине давно обещали увеличить прожиточный минимум. У Гончарука есть амбициозный план сделать это в течение 5 лет. Но если это сделать, на бюджет существенно увеличится нагрузка. Так что в правительстве предлагают "отвязать" от параметра некоторые выплаты.
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" одобрен Кабмином и вскоре будет направлен в парламент. Согласно ему, вместо прожиточного минимума внедрят параметр "базовых показателей", который будет ему равняться. К этому параметру и будут привязаны зарплаты и тарифные ставки.
С одной стороны, если законопроект будет принят, от этого будет некоторый позитив. Не придется с каждым увеличением минимума автоматически поднимать зарплату депутатам, судьям и прокурорам. Зарплата судьи – уже сейчас 160 тысяч гривен. Если за законопроект проголосуют, объем выплат будут устанавливать в проекте сметы на год.
С другой стороны, весь смысл увеличения прожиточного минимума, по сути, нивелируется. Соколовская обещала, что пенсии и соцпомощь "отвязывать" не будут. Она говорила, что для некоторых категорий населения размер выплат даже увеличится. Но по итогу минимальная и максимальная пенсии в законопроекте не привязаны к показателю прожиточного минимума.
Размер пенсий будет устанавливать закон о госбюджете. Все индексации и надбавки к пенсиям не будут происходить автоматически, а лишь по решению Кабмина. От минимума "отвязывают" также доплаты работающим в зоне отчуждения, выплаты резервистам, помощь по безработице, размер алиментов на ребенка, соцпомощь детям с инвалидностью, компенсацию по утрате кормильца, помощь при усыновлении ребенка, многодетным матерям.
Эксперт Олег Пендзин считает такие планы незаконными.
"Но социальные платежи, например, социальная стипендия малообеспеченной молодежи, выплаты на детей, выплаты по безработице, инвалидности нельзя оторвать от минимума. 146 статья Конституции четко показывает обязательства государства перед населением", – подчеркивает экономист.
Кроме того, от минимума будут отвязаны субсидии. В бюджете на следующий год количество денег, закладываемых на эту статью расходов, и без того уменьшено. Чтобы получить субсидию, теперь нужно, чтобы платежка составляла уже не 15% от дохода, а 20%. Кроме того, происходит масштабная верификация. Так что этот шаг был вполне ожидаемым.
При этом налоги останутся. ФЛП придется платить в несколько раз больше. Заплатим за выдачу лицензий, регистрацию ценных бумаг, предоставление сведений из реестров, получение документов и различных отчетов.
Если закон будет принят, декларируемая командой смена вектора с либертарианства на социализм не будет иметь ничего общего с реальностью, ведь опеки лишатся наиболее уязвимые слои населения. Вероятно, это зарабатывание очков перед МВФ, которые требуют от нас оптимизации бюджетных средств. Правительство, по сути, освобождает себя от обязательств. Кроме того, мы будем иметь дело с ручным управлением.
Впрочем, некоторое время правила будут оставаться прежними: все изменения, предусмотренные законопроектом, должны вступить в силу с 1 июля 2020 года.
Скорее всего, судебное постановление никак не повлияет на увеличение прожиточного минимума. А если и повлияет, такое улучшение может нивелировать "отвязка" минимума от соцвыплат. В общем и целом, не наблюдаем ни социального, ни либерального подхода: заботу о социально незащищенных слоях населения в Кабмине на себя не берут, а для развития реальной экономики никаких шагов не предпринимают.