- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 27
Как уволить народного депутата: риски, основания, процедура
В Верховной Раде на днях появился законопроект, который, в случае принятия, позволит отбирать мандат у народных депутатов. "Сегодня", проанализировав документ, разобралась, как хотят отзывать парламентариев и что они сами думают об этой инициативе.
Лишаем мандата
Впервые в Украине народного избранника люди уволили в прошлом году — избирателей города Каменское (Днепропетровская область) не устроила работа депутата горсовета Юрия Литвиненко и они лишили его мандата. Для этого жители собрали 1800 подписей из необходимых 1400. Это стало возможным благодаря закону "О местных выборах", который ВР приняла еще в 2015 году.
А вот для парламента такой нормы в законодательстве до недавнего времени не существовало. Но 10 января внефракционный нардеп Сергей Мищенко зарегистрировал соответствующий документ. Предполагается, что мандата парламентариев смогут лишать, например, за нарушение Конституции, доказанное судом.
Также место в ВР можно будет потерять за пропуск больше половины заседаний в течение одного года, игнорирование своих предвыборных обещаний и использование депутатского мандата в личных целях. Наконец, за голосование чужой карточкой законопроект предлагает карать изгнанием из рядов народных избранников.
Отметим, что депутатскую "корочку" смогут отобрать как у тех, кто избирался по партийным спискам, так и у нардепов-мажоритарщиков. Но в первом случае вопрос должен поднимать руководящий орган партии, от которой избирался кандидат.
А вот для рядовых украинцев, которые почему-либо хотят отозвать своего депутата, процедура несколько сложнее. В этом случае инициативная группа из 10 человек должна сообщить о своем желании самому нардепу и организовать сборы избирателей, на которых должны присутствовать не меньше 300 человек. Депутат на этом собрании может выступить или лично, или прислать своего уполномоченного и отчитаться о своей работе. После сборов инициативная группа регистрируется в Центральной избирательной комиссии, которая 15 дней изучает документы. На последнем этапе избиратели должны собрать 10 тысяч подписей для отзыва своего нардепа. Если же инициатива провалилась, и собрать нужное количество голосов не удалось, процедуру можно повторить, но не ранее чем через год. При этом деньги на сбор подписей должны выделяться ЦИКом из госбюджета.
Глас парламентария
Нардеп от "Народного фронта" Леонид Емец говорит, что законопроект Мищенко еще не видел, но сама идея внедрения механизма отзыва обсуждается уже достаточно давно.
"На мой взгляд, отзыв нардепа избирателями — европейская процедура, правильная и возможная. Но нужно учесть, чтобы ее не использовали как инструмент для манипуляции. А вот отзыв нардепа политической партией — процедура неуместная. Партия должна нести ответственность за список, который сформировала, — объяснил он нам. — Возможность отзыва будет использована как манипуляция: партия в проходную часть будет ставить кандидатов, благодаря которым ее изберут, а после продвигать тех людей, которых будет считать более удобными, чтобы они оставались нардепами. Это открывает путь к банальной коррупции, когда будут продаваться места в непроходной части списка".
А вот нардеп от БПП Наталья Новак считает, что у проекта нет будущего:
"Во-первых, депутаты не будут сами голосовать за отзыв. Во-вторых, политическая ответственность должна быть не только у депутатов, но и у самих избирателей. Если они избрали конкретного человека, то нужно просто не ошибаться на следующих выборах. Наконец, исполнение этого закона запросто может быть связано с манипуляциями и сведением счетов".
"В первую очередь может пострадать оппозиция"
Политолог Владимир Фесенко считает, что шансов у законопроекта в сессионном зале практически нет.
"Несмотря на то, что эта идея уже давно достаточно популярна в народе, оптимальной процедуры нет. Любая технология отзыва должна быть сопоставима с процедурой избрания. А это, напомню, дополнительные траты из бюджета. Но самая главная проблема — это будет использовано как инструмент манипуляции против отдельных депутатов и в первую очередь пострадают нардепы от оппозиции, — уверен Фесенко. — Простой пример: депутат избирался по партийному списку. Как его отзывать? Кто должен иметь право на это? Проводить референдум по всей стране об отзыве одного депутата не очень корректно. По мажоритарке тоже все очень непросто. Представим: победил депутат, за которого проголосовали 20 тыс. человек. Как его отзывать? Казалось бы, самый простой способ — референдум в рамках округа. Но тогда все избиратели, которые голосовали за других кандидатов, могут объединиться и проголосовать против этого депутата. На мой взгляд, это несправедливо. Против его отзыва проголосуют те же 20 тыс. избирателей, а кто голосовал за его соперников (допустим, их наберется 30 тыс.) проголосуют за отзыв. Здесь будут несопоставимы механизмы избрания и отзыва".