Нас там ждут. Как семья из Дружковки эвакуировалась в Польшу

Используйте возможность для эвакуации. Пока она есть…

Вчера «Укрзалізниця» объявила о приостановке движения эвакуационных поездов из Славянска. Такое решение в компании аргументировали снижением количества людей, которые были готовы эвакуироваться.

За пятьдесят дней с момента вторжения России в Украину из населенных пунктов Донецкой и Луганской областей выехали сотни тысяч наших земляков. К примеру, председатель ДонОГА Павел Кириленко сообщает, что до полномасштабного вторжения Российской Федерации в Донецкой области постоянно проживало 1,86 млн человек. Это без учета внутренне перемещенных лиц, которые были здесь зарегистрированы, но постоянно не проживали. Сейчас в Донецкой области, на подконтрольной украинской власти территории, осталось (не эвакуировались) примерно 450 тысяч человек, вместе с Мариуполем.

По состоянию на сегодня, многие жители Донбасса ещё имеют возможность безопасно покинуть регион, которому со всех сторон прочат тяжелые сражения. Ведь покидать свои дома под обстрелами будет гораздо сложнее. 

У каждого из тех жителей Донбасса, которые пока что медлят с эвакуацией, есть свои мотивы, почему они не хотят покидать свои дома. Один из аргументов: нас там никто не ждет. Причем, это «там» каждый трактует по-своему: для кого-то это соседняя область, для кого-то центральная или западная часть Украины, для третьих – заграница. 

А как на самом деле? Что ждет нас – внутренне перемещенных лиц и беженцев – вдали от родного дома?

На днях журналист «Карачуна» узнал любопытную историю «великого переселения» одной семьи. 

Дело было так.

Дружковка. Апрель 2022 года.

- Мы будем дома. Никуда не хотим уезжать. Мы – люди не молодые, не хотим скитаться по чужим углам. У нас в Дружковке нет никаких военных объектов. Наш город не стратегического значения, потому у нас безопасно, - убеждала меня супружеская пара из этого небольшого городка в Донецкой области. 

Шел 41 день войны. Все чаще звучали сирены воздушной тревоги, все ближе и отчетливее слышались артобстрелы, которые уносили жизни земляков. Фронтовые сводки были все тревожнее. Ужасы Изюма, Мариуполя, казалось, уже не оставляли выбора никому из наших земляков: только эвакуация, медлить опасно. 

Но тысячи, десятки тысяч людей все еще выжидали: «А, может, до нас не дойдет….», «Дома и родные стены помогают…». 

Кто знает, может, это давала о себе знать «закалка» 2014 годом? Хотя и слепому видно, что нельзя сравнивать нынешнюю войну с событиями восьмилетней давности.

Видя эти настроения, местные, региональные и национальные власти призывали, как можно скорее эвакуироваться из Донецкой и Луганской областей. Это обращение и прочие новости с фронта породили новую волну эвакуации. 

Тогда моей семье из Дружковки и попалось на глаза объявление от благотворительного фонда Бориса Колесникова:

- Для жителей Донецкой области будет организован эвакуационный поезд из Покровска во Львов. 

Параллельно с этим в Фонде объявили предварительную запись на автобусы из соседних городов, которые доставят всех желающих на поезд в Покровск.

Здравый смысл победил. На семейном совете таки было принято решение: «Уезжаем».

Записались, быстро собрали вещи, и – в эвакуационный автобус. Семья из трех человек (и кота) на следующий день без проблем добралась на вокзал в Покровск, а затем (каждый на своем месте) – поездом до Львова. 

Кстати, в поезде всем пассажирам раздали продуктовые наборы: колбаса, вода и немного сладостей.

Спустя 23 часа (уже под вечер) поезд прибыл на железнодорожный вокзал Львова. Здесь пассажиров встречали волонтеры: для тех, кто хотел остаться во Львове – расселение в специализированные места. Для желающих ехать дальше (в Европу) было два варианта: переночевать, и утром на бесплатном поезде уехать в Польшу (или куда-то ещё), или в частном порядке пересекать границу. 

Предприимчивые перевозчики параллельно с волонтерами предлагали свои услуги. Так, от ЖД вокзала во Львове до Перемышля (Польша) за 500 гривен с человека семья из Дружковки отправилась на комфортабельном автобусе в пункт назначения. 

На границе пришлось выстоять очередь (правда, сидя в автобусе). Спустя пять часов, автобус прибыл в Перемышль. Там переселенцев встретили волонтёры и посадили на электричку до Катовице – где расположен Центр распределения переселенцев. В Польше, кстати, тратить деньги ни на что уже не пришлось.

Центр для беженцев в Катовице

В Центре в Катовице наших беженцев покормили, предоставили ночлег и подобрали жилье для дальнейшего размещения. Кстати, здесь и кот не остался без внимания: ему подарили переносную сумку и различный корм. 

Семью из Дружковки расселили на базе отдыха для любителей кемпинга в населенном пункте Pietrzaki (неподалеку от Катовице): выделили отдельный номер (три кровати, санузел, стол и телевизор). Также здесь есть общая кухня с холодильником. Каждый день всех, кто проживает в этом месте (там поселились еще несколько семей из Украины) обеспечивают бесплатным трехразовым питанием. На завтрак дают обычно: сосиски, овощи, ветчина/бекон, йогурт. Обед: курочка с овощами, тушенка, паштет. Ужин: картошка, рис, сыр, овощи. 

На сегодняшний день никаких ограничений по срокам пребывания в этом месте им не озвучивали.

База отдыха расположена за городом. Есть возможность съездить в магазин на общественном транспорте – проезд по украинскому паспорту также бесплатный. Цены в местном сетевом супермаркете Biedronka зачастую даже ниже, чем в нашем АТБ. 

Ну, а если выехали без каких-либо накоплений – ничего страшного: всем необходимым для жизни здесь обеспечивают. 

Также в польском правительстве анонсировали выплаты нашим переселенцам, которые будут доступны после оформления соответствующего документа. (Об этом «Карачун» расскажет в следующих публикациях). 

Конечно же, не всем везет поселиться в отдельный номер в столь комфортабельных условиях. (И об этом мы тоже расскажем позже).

Разумеется, эта поездка совсем не похожа на путешествие. Разумеется, каждый день хочется домой. Но главное: сегодня там, за 1700 км от дома, можно жить, не беспокоясь о собственной безопасности. 

Сегодня моя семья из Дружковки, как и сотни тысяч украинцев, вынужденных бежать от войны, с огромной благодарностью думают о наших польских друзьях, которые протянули руку помощи в это тяжелое для Украины время.