- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 10
Непредсказуемость медведя. Чем завершится керченский кризис?
Акция протеста возле посольства России в Варшаве, 26 ноября 2018 года
25 ноября в Черном море, недалеко от Керченского пролива, российские военные обстреляли и захватили два катера и буксир ВМС Украины, а также находившихся на их борту 24 украинских военных моряков. 30 ноября моряков перевезли из Крыма в Москву – в СИЗО "Лефортово". В ответ на открытую российскую агрессию в Украине на месяц ввели в десяти областях военное положение. Украинские политики, вступившие в активную фазу президентской гонки, с настороженностью отнеслись к инициативе главы государства о военном положении.
Воскресные события 25 ноября в Черном море вблизи Керчи стали крупнейшим конфликтом в этом регионе со времени аннексии Крыма. Российская сторона заблокировала проход через Керченский пролив корабельной группе ВМС Украины в составе артиллерийских бронированных катеров "Бердянск" и "Никополь" и рейдового буксира "Яны Капу", которые направлялись из Одессы в Мариуполь. До этого, 23 сентября, двум украинским военным кораблям – спасательному судну "Донбасс" и буксиру "Корец" – удалось пройти из Черного моря в Азовское через Керчь-Еникальский канал. Однако в этот раз россияне перегородили движение под Крымским мостом сухогрузом, прибегли к тарану буксира пограничным кораблем "Дон", а вечером того же дня российские корабли и военная авиация с применением оружия атаковали украинскую корабельную группу. Причиной таких действий бывший замначальника Генштаба ВС Украины Игорь Романенко называет стремление Кремля не допустить создания на Азовском побережье военно-морской базы Украины:
"Как известно, мы формируем военно-морскую базу, ситуация, как видим, усложняется, поэтому нам необходимо там наращивать силы. Два месяца назад с этой целью два корабля ВМС Украины пошли через Керченский пролив, и была попытка таким же морским путем провести еще одну корабельную группу в Азовское море. И если тогда Путин решил не обострять ситуацию, действовать в рамках международного морского законодательства, то сейчас российская сторона повела себя иначе. Перегородили проход под Керченским мостом, поставив там сухогруз. Сначала протаранили наш буксир, а когда корабельная группа ВМС, прождав более 12 часов возможности пройти в Азов, начала возвращаться в Одессу, то россияне отправились в погоню и применили оружие на поражение".
Стреляли по украинцам не только с кораблей. Как свидетельствуют данные перехватов разговоров российских летчиков, обнародованные Службой безопасности Украины, четыре ракеты выпустили по катерам ВМС Украины российские истребитель Су-30 и вертолет К-52. "Эти переговоры не оставляют никаких сомнений, что российское военное руководство осознанно отдавало приказ на применение оружия против украинских кораблей", – заявил 29 ноября замглавы СБУ Олег Фролов. В результате нападения трое украинских моряков получили ранения, еще трое были травмированы во время захвата кораблей российским спецназом.
Сразу после атаки российских военных в районе Керченского пролива украинский президент Петр Порошенко собрал сначала Военный кабинет, а затем Совет национальной безопасности и обороны, на котором было принято решение ввести на два месяца военное положение по всей стране. Порошенко заявил, что военное положение будет носить "не наступательный, а оборонительный характер". При этом, как подчеркнул глава государства, Украина не откажется от мирного урегулирования конфликта в Донбассе:
"Военное положение не означает объявление войны. Украина ни с кем не планирует воевать. Военное положение вводится исключительно для усиления нашей обороны на фоне акта неприкрытой агрессии со стороны Российской Федерации. Военное положение не означает наш отказ от политико-дипломатического урегулирования освобождения украинской территории. Мы продолжим придерживаться всех международных обязательств, включая и Минские соглашения".
Нынешние рейтинги Порошенко не гарантируют ему победу на предстоящих через четыре месяца президентских выборах в Украине, поэтому часть политиков сразу же обвинили его в планах использовать военное положение, чтобы перенести выборы и удержаться у власти. Как восприняли инициативу главы государства в Верховной раде, без согласия которой невозможно ввести военное положение, рассказывает аналитик Александр Кочетков:
– Часть депутатов из парламентской коалиции, от "Народного фронта", при любой инициативе президента относительно усиления его политических позиций начинают торг. Торг за преференции, влияние, за будущие политические проекты. То есть без торга эта коалиция не работает. Вторая часть – это позиция оппозиции в лице фракций "Самопомощь" мэра Львова Андрея Садового и "Батькивщина" Юлии Тимошенко. Вот эти две фракции четко знали реакцию канцлера ФРГ Ангелы Меркель, генсека НАТО Йенса Столтенберга по поводу ввода военного положения в Украине, то есть реакция была негативная. Поскольку оценка Западом далеко не столь однозначная и не столь агрессивная, как она есть у Порошенко, который действует в рамках своего предвыборного плана, то есть главный патриот, одел такой патриотический камуфляж и как Верховный главнокомандующий ВС Украины движется к победе во втором туре с врагами в виде агентов Кремля. И третий момент. Яростная позиция лидера Радикальной партии Олега Ляшко и его фракции в Раде, связанная с тем, что они очень плотно сотрудничают с олигархом Ринатом Ахметовым, который через азовские порты вывозит на экспорт свою продукцию и, говорят, не только свою, но и из оккупированных районов Донбасса. И Ахметов увидел реальную угрозу своему бизнесу, а с ним эту тему военного положения Порошенко не обсуждал, поэтому фракция Ляшко заняла тоже некую принципиальную позицию, обозначив, что с ними надо договариваться, то есть с их спонсором. У каждой из фракций были свои интересы, но все однозначно увидели не угрозу территориальной целостности, а увидели именно предвыборную технологию. И естественно, начали возражать, чтобы не потерять свои интересы".
26 ноября собравшиеся на экстренное заседание депутаты Верховной рады после длительных дебатов все же согласились утвердить указ президента о введении военного положения, но не на шестьдесят, а на тридцать дней и лишь в 10 из 24 областей: Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Херсонской, Донецкой, Запорожской. Главный аргумент парламентариев – военное положение не должно сорвать начало официальной предвыборной кампании. Чтобы не допустить такой возможности, они даже приняли постановление, подтвердив, что выборы пройдут, как и предполагалось ранее, 31 марта 2019 года.
29 ноября командующий Военно-морскими силами Украины Игорь Воронченко заявил, что Киев в ответ на акт агрессии РФ будет обращаться к международному сообществу с требованием закрыть пролив Босфор (связывает Черное море с Мраморным, откуда через пролив Дарданеллы открывается путь в Средиземное море) для российских военных кораблей. Александр Кочетков комментирует эту инициативу Воронченко и реакцию западных стран на вооруженную атаку России на украинские корабли в районе Керченского пролива:
– Можно говорить о четкой позиции США и Великобритании. Причем Великобритания является определенным флагманом жесткой позиции по отношению к России. Европейские же страны во главе с Германией имеют значительно более мягкую позицию. Они даже не хотят усиливать санкции в отношении России. Есть еще отдельная позиция Турции, которая стремится стать посредником и выторговать для себя максимально возможные преференции из этой ситуации. И вопрос закрытия или незакрытия для России Босфора – это очередной предмет торга. Инициатива Киева, который кроме закрытия прохода через Босфор также предлагает Западу запретить заход российских кораблей в их порты, – идея абсолютно здравая. Но, к сожалению, запоздавшая. Об этом необходимо было говорить значительно раньше, когда на востоке Украины происходили ожесточенные бои с участием вторгнувшихся на нашу территорию российских регулярных войск под Иловайском, Дебальцевом, и было много, к сожалению, наших погибших бойцов. Сейчас, по факту, рассматривается ситуация как пограничный инцидент из-за неопределенности вопроса в определении территориальных вод. Вот так это рассматривают те страны, которые не хотят усиления санкций против РФ. Поэтому в отношении Босфора все будет зависеть от того, согласятся ли США на некоторые требования Турции в отношении Сирии, курдов и так далее. И только тогда Турция пойдет навстречу США, которые, может, хотят не столько перекрыть Босфор, а просто обозначить, что они могут это сделать. А Европа не будет на этом настаивать, то есть вопрос закрытия и портов, и пролива – это позиция Великобритании, США и торговли с Турцией.
– Кум российского президента, лидер движения "Украинский выбор – Право народа" Виктор Медведчук фактически возглавляет сейчас предвыборный штаб кандидата в президенты Украины Юрия Бойко. Его кандидатуру как единого кандидата от пророссийской оппозиции не поддержал Ахметов, "Оппозиционный блок" даже исключил Бойко из своих рядов и обвинил в сотрудничестве с властью. Перекрытие Керченского пролива не только для военных, но и для грузовых судов, на которых из Мариуполя отправляется на экспорт продукция металлургических комбинатов Ахметова, может быть своеобразной "черной меткой" Кремля украинскому олигарху?
– Ахметов не хочет поддерживать Бойко, поскольку с ним это не обсудили. Олигарх считает себя главным акционером бывшей Партии регионов, а сегодня это партия "Оппозиционный блок". А Медведчук взялся выстраивать схему выхода во второй тур президентских выборов Бойко и Порошенко. Порошенко побеждает, а затем раскрученный Бойко избирается в новый парламент, становится премьер-министром. Эту схему опять-таки не обсуждали с Ахметовым. Вероятно, что он не против все это поддержать, но хочет получить определенные гарантии своего существования и существования своего бизнеса в будущих схемах. Так что обо всем они договорятся. Россия демонстрирует, что она способна всем, кому посчитает нужным, доставить колоссальные проблемы.
– Военное положение введено в Украине до 26 декабря в регионах, граничащих с РФ и Приднестровьем, где размещена российская военная база, или имеющих выход к Черному и Азовскому морям. А что будет после 26 декабря? Верховная рада ведь не согласится его продлевать, поскольку уже 1 января Центризбирком должен объявить об официальном начале предвыборной кампании в Украине.
– Вполне вероятно, что ближе к 26-му произойдет еще какая-то провокация на сухопутной территории и военное положение будет указом президента продлено, Верховная рада не соберется, и кто как хочет, так и будет трактовать это решение. Силовики будут трактовать, что оно есть, общественные активисты – что нет. В президентской администрации утверждают, что Порошенко имеет право продлить военное положение автоматически сам, без согласия Верховной рады. То есть возникает возможность продлить военное положение, извлекая из этого политические выгоды. Весь этот сценарий, который сейчас затеян, ведет к серьезной эскалации вплоть до того, что может спровоцировать Россию на давно лелеянную попытку пробить сухопутный коридор в Крым и таким образом решить проблему с водой на полуострове, возникшую после перекрытия Украиной Северо-Крымского канала.
ежду тем президент Порошенко заверяет, что не собирается продлевать режим военного положения, и призывает украинцев не паниковать. По его словам, ограничение конституционных прав и свобод граждан возможно лишь в случае широкомасштабного вторжения в Украину российских войск. Пока речь не идет ни о полной, ни о частичной мобилизации военнообязанных, ни об объявлении в десяти областях комендантского часа. Одним из последствий введенного военного положения стало решение властей не пропускать в страну мужчин-россиян в возрасте от 16 до 60 лет. Слово – депутату Верховной рады от "Блока Петра Порошенко", бывшему крымскому премьеру Сергею Куницыну:
– Самый большой плюс этого военного положения – мы же не президентская республика, а парламентско-президентская, у нашего президента по Конституции ограниченные полномочия даже как у Верховного главнокомандующего. Военное положение даже на тридцать дней уже дает возможность президенту объявить мобилизацию, даже в этих десяти областях, проверить готовность всех подразделений ВС, МВД, Нацгвардии, СБУ, пополнить резервы и произвести анализ имеющихся там транспортных средств, которые могут быть мобилизованы. По сути, это как тренировка перед матчем футбольной команды, которая проверяет свои потенциальные возможности. Тридцатидневное военное положение, во-первых, снимает вопросы о том, что президент хочет отменить выборы, этот козырь выбит. Тем более что Верховная рада на экстренном заседании 26 ноября приняла и постановление о том, что президентские выборы пройдут, как и ожидалось, 31 марта 2019 года. И во-вторых, это позволит все наши человеческие и материальные ресурсы мобилизовать на случай часа Х. Думаю, что этого часа Х не будет, потому что это уже не 2014 год и украинская армия и силовые структуры совершенно другого качества. И надо быть просто сумасшедшим, чтобы сейчас попытаться завоевать Украину. Это не Грузия и не Приднестровье. Это 42-миллионный патриотичный народ.
– Вы говорите, что нужно быть сумасшедшим, чтобы сейчас завоевать Украину. Некоторые эксперты полагают, что Путин, несмотря на западные санкции, не намерен отступать от такой своей цели. И если не удастся избрать новую пророссийскую власть в Украине, то будет задействован военный сценарий.
– Думаю, что Путин не настолько сумасшедший, хотя там присутствуют элементы у силовиков российских таких параноидальных вещей... Но позиция всего мира очень жесткая. С Россией никто не хочет иметь дело. Тем более эти скандалы с отравлением в Англии Литвиненко, Скрипалей, убийством бывшего президента Чечни в одной из арабских стран и так далее. Мир понял, что русский медведь непредсказуем. Какие бы они там крутые парни ни были, российская армия – это даже не советская армия ни по уровню вооружений, ни по личному составу, ни по боевому духу. Поверьте, мне, как афганцу, есть с чем сравнить. Поэтому я убежден, что ни на какую широкомасштабную операцию они не пойдут. У них на это нет ни сил, ни средств, ни возможности. И если вдруг они бы это сделали – понесли бы колоссальные потери. В самой России все больше раздается голосов, в том числе и ветеранов-афганцев, о том, что это бессмысленная, глупая война на Донбассе.
– А как вы объясняете причины, по которым в Кремле отдали команду своим военным осуществить вооруженный захват группы украинских кораблей в районе Керченского пролива?
– Если проанализировать договор от 2003 года между РФ и Украиной о том, что Азовское море и Керченский пролив – это внутреннее воды двух стран, и через пролив, согласно этому документу, украинские корабли, и военные, и гражданские могут беспрепятственно проходить, известив лоцманскую службу, то напрашивается вопрос: а почему же они себя так повели в этот раз? Ведь более двух месяцев назад они пропустили два украинских корабля, следовавших по такому же маршруту. Думаю, россияне посчитали, что, типа, украинцы уже наглеют, сначала они запустили спасательный корабль и буксир ВМС, а теперь пытаются провести еще и боевые катера. Когда в 2003-м был инцидент на Тузле, который едва не привел к вооруженному конфликту между двумя странами, посыл был в чем: между нами не демаркирована государственная граница. А по международному праву, до момента подписания договора между странами, у которых есть конфликт на границе, условная граница проходит между крайними точками земли. И на момент строительства россиянами дамбы к острову Тузле она проходила между Тузлой и Кубанью. А если бы россияне соединили Тузлу со своим берегом, то получился бы уже полуостров, крайняя точка которого перенеслась бы на сторону судоходного Керчь-Еникальского канала. И главный замысел был в том, что если до событий на Тузле Керчь-Еникальский канал принадлежал исключительно Украине, она получала плату за проход кораблей и решала, кого пропускать, а если бы Тузла стала полуостровом, то крайняя точка перенеслась бы на Керчь-Еникальский канал, который контролировали бы две страны. Тогдашний губернатор Краснодарского края Александр Ткачев ввел Путина в заблуждение, что, мол, у них есть якобы документы, вплоть до амбарных книг, что Тузла якобы принадлежит им, но Украина это утверждение разбила в пух и прах, мы достали карты Генерального штаба ВС СССР, по которым административная граница между УССР и РСФСР проходила именно между Тузлой и Кубанью, а не между Тузлой и Керченским полуостровом. Более того, мы тогда нашли бюллетени выборов 1973 года в УССР в Керченский горсовет, где на Тузле голосовали на выборах в горсовет украинской Керчи. Наши аргументы были убойные, и россиянам пришлось отступить. Что касается нынешнего инцидента: россияне поняли, что если пропустить эту корабельную группу, то Украина будет и дальше беспрепятственно боевые корабли свои заводить, и фактически это может выйти на непризнание в понимании Москвы Крыма российским. Именно поэтому они якобы затопили баржу под арками моста, а на самом деле просто перекрыли проход кораблей, именно поэтому они ударили по нашим кораблям, дабы спровоцировать конфликт. И, насколько мне известно, проблемы есть серьезные у моста через Керченский пролив. Съемки из космоса показывают, что идет смещение опор. И вы представляете, что будет, если грохнется этот мост?
– Обвинят Украину в диверсии?
– Да, а там вдруг какая-то войнушка, кто-то там что-то зацепил, кто-то ударился в этот мост. Десять лет Лужков меня доставал, чтобы построить этот мост. На что я отвечал: Юрий Михайлович, почему великий и могучий Советский Союз не построил этот мост, а построил паромную железнодорожную переправу? Потому что даже суперсовременные технологии не позволяют установить там стабильное железнодорожное сооружение. Там ил на дне десятки метров в глубину, там в 70-е годы прошлого столетия забивали восьмидесятиметровые сваи, и они уходили, их забивали, как в вату, плюс там тектонические разломы, а они построили мост через Тузлу, а Тузла – это четыре километра постоянно двигающегося в море островного образования из песка. И, насколько мне известно, именно три опоры сейчас смещаются именно в районе Тузлы, там, где проходит мост, у них могут быть большие неприятности с этим мостом. И если он грохнется, представляете, как это будет выглядеть? Поэтому там целый клубок из всех этих ситуаций.
– Украина и ее союзники заявляют, что Россия захватила 24 украинских военных моряков в плен, и требуют их немедленного освобождения. Сейчас всех моряков перевезли из Крыма в Москву – в СИЗО "Лефортово". Согласится ли Путин их вернуть в Украину?
– Я один из немногих в этой стране, кто хорошо его знает. Будучи премьер-министром Крыма, я с Путиным встречался 11 раз, имел долгие беседы в присутствии тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, и я достаточно неплохо этого человека изучил. Он никогда не простит личные обиды и оскорбления, во-первых, а, во-вторых, он настолько амбициозен, что я не думаю, что он прямо в ближайшее время отдаст этих моряков. В Москве понимают, что их придется отдать, и корабли придется отдать Украине в ближайшем будущем, но думаю, что завтра этого не произойдет. Даже под давлением мирового сообщества. Им же после их заявлений о якобы нарушенной границе нужно лицо сохранить. Отдавать придется, но думаю, что они будут тянуть время, – считает депутат Верховной рады Сергей Куницын.