- Категорія
- Статті
- Дата публікації
Разрыв договора о дружбе с РФ: что будет с экономикой Украины, Крымом и Донбассом
Некоторые украинские политики заявляли, что с введением военного положения логично было бы разорвать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. И вот проект президентского закона №0206 внесли в Раду и определили, как неотложный. 5 декабря народные избранники должны решить его судьбу, и разорвать многолетний договор с Россией или сохранить его.
В самом договоре указали, что его можно не денонсировать, то есть не расторгать. Достаточно не продлевать действие документа и письменно сообщить об этом намерении второй стороне. Именно так и собирались сделать украинские власти, ведь последний раз договор мы продлевали 10 лет назад. Срок нашего официального дружественного сотрудничества с РФ истекает в апреле следующего года.
Почему вопрос денонсации подняли вновь и именно сейчас, и чем он грозит украинской экономике и суверенитету Украины?
В чем суть этого договора
Соглашению от 31 мая уже “стукнул” 21 год. В документе всего 41 статья. Вторая статья соглашения гласит, что стороны должны уважать суверенитет друг друга, а в третьей идет речь о том, что страны должны избегать применения силы. Но 20 февраля 2014 года Россия начала аннексию Крыма, а 18 марта – присоединила полуостров, использовав для этого, “референдум”. В апреле этого же года началась оккупация Донбасса.
Согласно договору экономическое или политическое давление, вмешательство во внутренние дела обеих стран является недопустимым. Стороны должны сокращать количество вооруженных сил, двигаться к разоружению. Но в июле прошлого года Россия увеличила численность своих вооруженных сил до двух миллионов человек. Украина после начала российской агрессии тоже нарастила численность армии – до четверти миллиона.
Каждая из сторон должна гарантировать гражданам другой права и свободы, но эта норма тоже не выполняется – взять только количество политзаключенных, которых удерживают в РФ. Кроме того, в договоре прописано, что страны должны защищать культуру, язык, религию друг друга, но вместо этого на оккупированных территориях россияне сделали обучение русскоязычным.
Страны должны были так же защищать окружающую среду, но война на Донбассе привела к серьезным экологическим последствиям. Под угрозой заражения радиацией оказались бассейны рек на востоке Украины и Азовское море.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, когда одна сторона не дает возможности другой выполнять договор, его можно считать расторгнутым. То есть де-факто он недействителен с 2014 года.
Политолог Андрей Ермолаев в эфире NEWSONE заявил, что решение прекратить договор после всех этих нарушений ожидаемое и логичное.
“Это событие ожидаемое, учитывая конфликт, который мы сейчас переживаем в связи с событиями в Керченском проливе. Какая-то точка невозврата в отношениях составов властей Украины и России очевидна. Украинская власть должна была пойти на эти меры, учитывая, какую решительность она демонстрирует сейчас, по сравнению с 2014 годом. А нерешительность Президента рассматривалась бы как двурушничество. Тем более, что мы призываем страны о военной помощи на Азовском море”.
Он также подчеркнул, что это еще одна попытка Украины втянуть в гибридную войну западных партнеров. Мы перешли к политике неприкрытого шантажа: или втягиваетесь в решение конфликта, или Украина апеллирует только к США.
Рано или поздно
Довольно длительное время Украина не могла сформировать четкую позицию по этому договору. Звучали мысли, что прекращать его нельзя, но, в условиях де-факто войны, оставлять его действительным – тоже.
В виду несоблюдения все этих норм денонсировать договор с Россией предложили в марте 2018 года. Президент длительное время не занимал четкой позиции по этому договору. Затем 28 августа он поручил МИДу готовиться к расторжению, а 6 сентября – Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении договора. Затем 17 сентября это решение утвердил президент, и 24 сентября России вручили официальную ноту. Договор решили после 1 апреля 2019 года не продлевать. В президентском законопроекте речь снова идет о той же дате расторжения – 1 апреля.
Украинский дипломат Вадим Трюхан объясняет, что действие Президента – это не промедление, а последующий логичный шаг.
“Одни юристы будут говорить, что поздно, другие – что мы все успеваем. Да, расторжение инициировали два месяца назад. То, что мы сообщали о намерении, направили ноту, было только половиной дела. Ключевое – что до 1 апреля должны быть приняты все процедуры Верховной Радой, что потом должен подписать Порошенко.
Через болезненные дискуссии вышли на правильное решение. Этот шаг обязательно формально необходим. С точки зрения внешней политики, Украина должна была до 1 октября сообщить о своих намерениях в отношении этого договора. С точки зрения внутренней, обязана была выполнять договор. Без закона о прекращении действия договора любой гражданин мог подать в суд и добиться признания его бессмысленности”.
Дипломат считает, что за законопроект проголосуют, хоть и будет серьезная дискуссия – такая, как была вокруг введения военного положения. Проблему он видит в том, что страна вступает в предвыборный цикл.
"Мне слабо представляется, как Верховная Рада может провалить такой настолько важный законопроект. Поэтому уверен, что за него проголосуют. Но каждая политическая сила будет пытаться использовать себе на пользу любой информационный повод”.
Задержку в денонсации юристы объясняют важностью документа для победы Украины в судах против РФ.
“Документ доказывал, что стороны уважают территориальную целостность друг друга, – говорит Роман Шахматенко. – Если бы мы его разорвали и полагались, например, на устав ООН, это было бы невыгодно для Украины. Там есть строчка, в соответствии с которой мы могли бы потерять Донбасс. Речь идет о праве на самоопределение региона. Получается, есть место спорным моментам, в отличие от договора о сотрудничестве”.
Последствия для украинской экономики
Российские эксперты считают, что за аннулированием договора последует эскалация конфликта. Они также уточняют, что де-факто договор был расторгнут уже в 2014 году, а Порошенко, по их словам, пытается “вставить свои пять копеек в некролог”.
Они также убеждены, что последствия будут плачевны и отыграются на украинской экономике вплоть до дефолта. Потеря российских рынков, по их словам, приведет к тому, что придется обращаться за поддержкой к Западу, а из-за этого цены на товары подскочат. Украинские эксперты с этим не согласны.
"Остановка действия договора дополнительно не скажется на взаимных экономических отношениях, – завил экс-министр экономики Виктор Суслов. – Там есть пункты, в соответствии с которыми страны должны защищать инвестиции, сотрудничать в экономике, и другие важные аспекты. Но оно уже нарушено. Сейчас нет нормального транзита, защиты инвестиций. Разрыв договора просто приводит ситуацию в то положение, в котором сегодня она и находится. Украина не планирует дальше развивать сотрудничество, а наоборот, уходит от России”.
Поставки ядерного топлива, транзит газа и некоторые другие важные аспекты регулируются отдельными соглашениями. Около 350 договоров между Украиной и Россией еще действительны. Газовый договор заканчивается в 2019 году, но Россия заявляет, что транзит продолжится, и это не будет зависеть от Договора о дружбе. Россия заинтересована в том, чтобы продолжать эти поставки. Так что разрывом договора важные для Украины направления в экономике не будут задеты.
Можно ждать новых экономических реалий, но серьезных изменений не будет. К примеру, Россия и Япония только сейчас со времен Второй мировой войны вырабатывают мирный договор. Все это время им ничего не мешало сосуществовать и торговать.
Эксперты высказывают предположения, что денонсация – это не про экономику, а про выборы. В избирательной программе Порошенко нет экономических тезисов. Там совсем другие лозунги, которым как раз соответствует окончательный разрыв отношений с Россией.
Последствия для суверенитета Украины
Украинская власть до сих пор отклоняла предложения по денонсации потому, что договор гарантирует Украине неприкосновенность ее границ. Ранее предлагали не полностью расторгать договор, а отказаться только от положений, которые не относятся к суверенитету.
Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Ирина Геращенко уточняла, что инициатива Украины могла бы быть выгодной России и освободить ее от исполнения его требований. Было множество споров о том, что денонсация может затруднить Украине проведение судов против России, возврат оккупированных территорий, Крыма, Донбасса. Позиция Украины может быть ослаблена.
“Договор не имеет сакрального значения, это не священная корова, – сказал директор департамента Евросоюза Министерства иностранных дел Украины Василий Филлипчук в эфире NEWSONE. – У него есть конкретное практическое использование – влияние на другую сторону. Мы используем договор в международных судах, чтобы наказать агрессора. Очень бы хотелось, чтобы МИД и Президент объяснили денонсацию в этом ключе.
Разрыв договора не отвечает нашим интересам. США и Иран тоже имеют напряженные отношения, но между ними все время оставался Договор о дружбе, страны торговали. То мы его не продолжаем, то мы его разрываем. Так скоро дойдет и к сожжению на огне”.
Но, с юридической точки зрения, для Украины могут быть и позитивные последствия.
"Вопросы отношений с Россией будут решаться со стороны международного права, – говорит политолог международник Андрей Бузаров. – РФ будет восприниматься миром как агрессор, а наши позиции в суде будет проще защитить. Но есть и риски, что Путина ничего не будет сдерживать. Сложно спрогнозировать последствия".
Но международник Владимир Воля не согласен с утверждением, что денонсация навредит суверенитету Украины. Договор защищает украинские границы, но они признаны также в правовом поле. После аннексии Крыма границы уже были нарушены, хоть это и противоречит договору. Это доказывает, что документ имеет только политическое значение. Это добровольное соглашение уважать суверенитет, поэтому последствий от расторжения договора эксперт не видит.
Что это даст России
На основе этого договора страны заключали и другие соглашения, но юристы говорят, что правовых последствий быть не должно. От денонсации не должны пострадать ни граждане Украины, ни граждане РФ.
Интересно, что Россия, пускай и заявила о разрыве договора первая, к действиям так и не перешла. Властям РФ не хочется этого делать, ведь формально договор доказывает отсутствие конфликта между странами и доказывает, что украинцы воюют сами с собой. Если Россия будет денонсировать договор сама, она лишний раз подтвердит все, в чем ее обвиняют.
Разрыв этого договора – это еще не все. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что будет прекращено еще около 40 договоров. Остановить сотрудничество с РФ ранее предлагали и в Европарламенте. Автор проекта евродепутат от Латвии Сандра Калниете подчеркнула, что Россия нарушает демократические принципы и ценности. Содействие хотят продолжить только в тех аспектах, где есть взаимный интерес сторон.
Также не за горами второй пакет санкций США. А санкции Евросоюза из-за использования “Новичка” и вмешательства России в американские выборы должны ввести уже до католического Рождества.
Таким образом, есть как аргументы “за”, так и аргументы “против” расторжения Договора о дружбе с РФ. С одной стороны, Россия и так нарушила почти все положения документа, а с другой – может оказаться, что в судах будет сложнее отстаивать наш суверенитет. В целом, для украинцев разрыв договора не несет существенных последствий, ведь он имеет больше политический характер.