- Категорія
- Інтервʼю
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 8
Госфинансирование больниц Славянска: денег хватит лишь на пол-операции…
Вчера «Карачун» опубликовал статью, которая называлась «Сколько денег получила медицина Славянска в апреле от Национальной службы здоровья». Статья содержала официальную информацию: цифры и факты, которые нам предоставила Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ).
Эта информация достоверная, но – однобокая. Во всяком случае, такой вывод сделали некоторые читатели «Карачуна», которые не понаслышке знакомы с нюансами финансирования лечебных учреждений – медработники.
Поэтому наша редакция решила продолжить обсуждение этой важной темы. Рассказать о нынешних реалиях финансирования лечебных учреждений Славянска «Карачун» попросил начальника отдела здравоохранения Славянского городского совета Елену ДЖИМ:
- Я внимательно прочитала статью на «Карачуне», но не могу разделить оптимизм ее автора. Например, по клинической больнице Славянска (бывшая ЦГБ им.Ленина) на апрель 2020 года финансирование составило 8 млн. 854 тыс. грн., а дали нам только 4 млн. 347, 45 тыс. грн. И это притом, что полная потребность в финансировании составляет 9 млн. 421,9 тыс. грн.
- Специалисты Национальной службы здоровья напоминают о рациональном использовании перечисленных в регионы денег. Значит ли это, что, например, в медучреждениях Славянска есть какие-то неиспользованные резервы: раздутые штаты, неоправданные затраты?
- Львиная доля средств (85-87%) из общей суммы уходит на оплату труда медработников. Все сокращения штатов, которые возможно было провести, мы провели еще накануне реформирования отрасли. Сократили техработников (слесари, столяры, маляры), дворников, уборщиков помещений, работников пищеблока – уплотнили максимально. «Лишних» специалистов, на зарплате которых можно было бы еще сэкономить средства, в лечебных учреждениях города нет.
Медработники должны обеспечивать круглосуточное оказание медицинской помощи. И потому, не зависимо от того, сколько пациентов в сутки поступает в больницу, работать круглые сутки должны те медработники, которые смогут предоставить населению достаточный объем медицинской помощи. Для этого у нас круглосуточно работают бригады хирургов, дежурят доктора в кардиологическом отделении, во всех отделениях есть дежурные врачебные и сестринские посты. Зарплата этих работников – фиксированная сумма. Ее изменить невозможно.
- На что тратятся средства, перечисленные Славянску Национальной службой здоровья Украины?
- В стоимость медицинской услуги, которая оплачивается НСЗУ, входит только медицинская часть: зарплата медработников, медикаменты, продукты питания (если на них останутся средства). Коммунальные услуги и все другие расходы по содержанию лечебного учреждения НСЗУ рекомендует компенсировать за счет дополнительных источников финансирования.
- В нашем случае, какие это источники?
- В первую очередь, городской бюджет. Без этой поддержки медицина города не выжила бы. Мы благодарны городской власти, что нас слышат, понимают и помогают. В других городах: в Глухове Сумской области, Днепре, Киеве медработники уже столкнулись с проблемой нехватки средств, задолженностями по зарплате. А в Славянске была принята и работает Программа финансовой поддержки лечебных учреждений города.
- Может ли лечебное учреждение самостоятельно зарабатывать средства?
- Да, если это клиника с развитой инфраструктурой, с новым качественным, высокотехнологичным оборудованием, высококвалифицированными специалистами, способными выполнять высокотехнологичные операции. Например, кардиохирургическое или нейрохирургическое отделение, отделение челюстно-лицевой хирургии. Такие больницы в перспективе смогут выживать за счет заработанных средств. Люди будут выбирать такие клиники. У нас этого нет.
Повысить привлекательность лечебных учреждений Славянска мы стараемся путем улучшения материальных условий. В прошлом году за счет средств местного бюджета мы приобрели новое оборудование. У нас – высококвалифицированные кадры.
- Выходит, во времена целевых субвенций из государственного бюджета, лечебным учреждениям Славянска было легче в финансовом плане?
- Во всяком случае, мы четко понимали, на какую сумму средств мы можем рассчитывать. Если брать 2019 год, то в сумме, выделяемой на лечебные учреждения, около 60% составляла субвенция, а 40% – местный бюджет.
Сейчас, в связи с карантином, НСЗУ нам платит капитационную (базовую, без учета коэффициентов) ставку 4300 грн. А в планах к концу года нам планируют выплаты в размере 60% от этой ставки. Остальное мы должны будем зарабатывать сами.
- Получается, что медработников теперь вынуждают заниматься бизнесом – то есть, зарабатывать деньги для своего лечебного учреждения?
- Не секрет, что сейчас медицина постепенно переходит в сферу бизнеса…
- Руководство Национальной службы здоровья Украины утверждает, что НСЗУ перечисляет в регионы средства согласно отчетам лечебных учреждений об оказанных услугах. Так ли это?
- Средства будут поступать по факту выполненных работ (оказанных услуг). Но пока что, как нам говорят, в течение трех месяцев фиксированная сумма средств будет выделяться авансом. Неудобство в том, что мы не знаем когда и какая сумма нам поступит, это осложняет процесс планирования расходов, влияет на своевременность выплаты зарплаты. Благо, что городская власть просчитала возможные риски, и у нас в городском бюджете были заложены необходимые средства. Не все даже областные лечебные учреждения могут этим гордиться.
- Как разрабатывался тариф медицинских услуг?
- Со слов руководительницы НСЗУ Оксаны Мовчан, над составлением тарифов медицинских услуг работали специалисты Всемирной организации здравоохранения, Всемирного банка, Гарвардского университета… Словом, использовался международный опыт лечения пациентов.
В результате медики поставлены в условия: оказывайте платные услуги – зарабатывайте деньги на развитие своих учреждений.
- Реально ли сегодня больному рассчитывать на то, что, к примеру, та или иная операция ему обойдется бесплатно, как изначально заверяли реформаторы? Хватит ли средств, выделяемых НСЗУ, на сложную операцию?
- В принципе, такое возможно. Главный врач может создать резерв средств, запас медикаментов, которые могут понадобиться при сложной операции. Но список лекарств, которые лечебные учреждения имеют право приобрести за бюджетные средства, ограничен. К примеру, если лет пять назад этот список состоял из 1100-1200 медикаментов, то сейчас – из 450-470 лекарственных средств.
Протоколов лечения, утвержденных Минздравом, на сегодня нет. Во времена Ульяны Супрун нам было предложено пользоваться протоколами … любыми, других стран. Мол, берите, сами переводите и пользуйтесь.
Но ведь протоколы лечения должны быть едиными для жителей всей страны, для медработников всей страны!
Во времена министра здравоохранения Зоряны Скалецкой были выбраны американские протоколы. Причем, без всяких поправок на учет местных условий. Зачем украинским врачам учитывать, к примеру, дозировки антибиотиков при лечении ожогов медуз, которые водятся на глубине 5м у берегов Флориды?!...
Поэтому сегодня министр здравоохранения Максим Степанов настаивает на том, чтобы в разработке протоколов, как и формировании тарифов на медицинские услуги, принимали участие украинские специалисты.
А пока мы работаем без протоколов лечения, без алгоритмов, утвержденных Минздравом, с минимальным набором медикаментов, закупленных за бюджетные средства. И если вдруг поступает больной, скажем, с сепсисом, лечение которого предполагает применение сильнодействующих антибиотиков, а их в списке утвержденных препаратов нет, в решении проблемы больного по-прежнему участвуют его родственники. НСЗУ, кстати, не возражает против финансирования лечебного процесса из других источников.
- Значит, почти все остается по-прежнему?
- Я надеюсь на дополнительные деньги, которые планируется выделять для лечения инсультов, инфарктов и проведенные роды. Это даст возможность проводить дорогостоящее обследование, например, при подозрении на инфаркт, применять дорогостоящие тромболитические средства, предусмотренные протоколом.
- Реформаторы утверждают, что мероприятия медреформы приведут к тому, что хорошие, востребованные врачи будут зарабатывать больше. Это так?
- Отвечу вопросом на вопрос: если финансирование лечебных учреждений осуществляется не в полном объеме, есть ли возможность повышать размер зарплат медработникам?! Возможно, реформаторы имеют в виду повышение зарплат одним – за счет сокращения других?! Но у нас такой возможности нет. Нельзя маленьким одеяльцем накрыть большой организм.
По закону, на медицину должно выделяться не менее 5% от ВВП. Например, во Франции эта сумма составляет около 10%. Но я уже не помню, когда в Украине медицину финансировали согласно действующему законодательству…