Самый главный «папарацци» Славянска

Самый главный «папарацци» Славянска

Профессия, которая «заточена» на … позитив

Фото – из семейного архива Сейфулиных 

В эпоху смартфонов, когда сам себе фотограф – любой обладатель «мобильника», Фарид Сейфулин умудряется оставаться незаменимым гостем на любом важном семейном событии и каждом городском празднике. В небольшом Славянске этого обычного с виду человека с необычным талантом, снимавшего итальянских моделей и легендарного Ростроповича, знают почти все. Но не все могут похвастаться снимками «от Фарида», не узнать которые невозможно. Впрочем, как и забыть.

Сегодня главный фотохудожник Славянска – сам в кадре главного городского ресурса «Карачун». Вместе со всей фотодинастией Сейфулиных.

Кто в Славянске не знает Фарида? Есть такие люди? Вряд ли. 

Кто-то в свое время фотографировался у Фарида Сейфулина «на паспорт» или иной документ, и запомнил этого фотографа, потому что он похож на … психолога. Кому-то Фарид сделал шикарный фотопортрет. И этот портрет до сих пор висит дома на стене на самом почетном месте, потому что, глядя на фотопортрет, не покидает ощущение, будто он написан кистью художника. А у кого-то в семейном фотоальбоме хранятся фотоснимки самых важных событий авторства Фарида Сейфулина… 

Такие снимки (или подобные), наверное, мог сделать любой фотограф, коих нынче в Славянске «пруд пруди» – благо теперь есть цифровые фотоаппараты, которые сделали «фотографами» всех желающих. 

Но чтобы оставить для истории самые важные события, обычно зовут Фарида. Потому что все знают: это настоящий профи. 

Кстати, Фарид Сейфулин – единственный в Славянске член Союза фотохудожников Украины.

Но не все знают, что у Фарида все семейство – «фотографическое». 

   Фотография – дело семейное

Жена Лариса, работая вместе с мужем, много лет выполняет работу бильд-редактора. Здесь важно иметь не только безупречный вкус фотографа, но и «незамыленный глаз»: отобрать среди сотен фотоснимков самые-самые – это тоже профессия, причем, не простая. Но с этой задачей Лариса справляется прекрасно. Здесь ей в помощь многолетний опыт работы, когда Фарид активно сотрудничал со столичными глянцевыми журналами.

Особенно увлекла Фарида работа в одном из автомобильных журналов. Было это во время киевского периода карьеры Фарида. 

Но оказалось, что фотографировать автомобили увлекательно и … сложно: нужно знать множество «маленьких секретов» работы со светом, особенно, когда ведешь профессиональную съемку салона автомобиля. 

Он знает. И он умеет. Именно поэтому Фарид Сейфулин однажды был признан лучшим украинским автомобильным фотографом года. 

Затем он оттачивал свое профессиональное мастерство, работая в итальянском модельном агентстве La Prima. Возможно, именно тогда зародилась у него настоящая любовь к портретной фотосъемке. 

«Портреты – это потрясающая возможность раскрыть и показать внутренний мир человека! Но чтобы глаза «кричали», фотохудожник должен уметь «найти свой ключик» к тому человеку, которого фотографируешь», – рассказывает Фарид. 

Я видел портреты, сделанные Фаридом – там есть, на что посмотреть. Но! 

Это вы еще не видели фотопортреты авторства Оксаны Сейфулиной – дочери Фарида! Фотографический талант родителей, судя по всему, передался ей вместе с генами…

Правда, теперь она радует своими работами жителей Львова, куда переехала после известных событий 2014 года. В «западной столице» Украины Оксана оттачивает мастерство в своем любимом жанре – фотопортрет. 

Но, конечно, самая большая радость для молодой мамы – фотографировать своего первенца, полуторагодовалого Левку…

- Когда дедушка Фарид купит внуку фотоаппарат? Ведь внук тоже, наверное, будет фотографом?,- шутя, спрашиваю у Фарида. 

- Пусть подрастает, а там посмотрим…,- улыбается счастливый Фарид.

Кто знает, может в свое время примерно так же отзывался о профессиональном будущем своего племянника Фарида его дядя – Равиль Кулахметов, который был известным в Баку фотохудожником…

   Как становятся фотографами

Как становятся фотографами сейчас? Очень просто: купил за 15-20 тысяч гривен простенькую «зеркалку», освоил ее на уровне пользователя и – вперед: снимай свадьбы, утренники в детских садах, школьные мероприятия и т. д. Без куска хлеба не останешься. 

Многие так и делают.

- Конкуренция в вашем «цеху» большая? Сколько в Славянске фотографов, которые зарабатывают этим ремеслом деньги?, – спросил я у Фарида.

- Человек тридцать, не меньше. 

- Какой самый доходный бизнес фотографов – свадьбы?

- На свадьбах заработки хорошие. Но настоящий бизнес – фотосъемки в школах. Правда, чтобы там прилично зарабатывать, нужно знать, с кем делиться… Словом, нужно быть, прежде всего, бизнесменом. 

Из меня плохой бизнесмен. Мне всегда неудобно говорить о деньгах.

- Но профессия кормит?

- Конечно. Кто же «за бесплатно» работать будет… 

- Как сейчас становятся фотографами – известно. А как пришел в эту профессию Фарид Сейфулин?

- Учился. Окончил Московский политехникум по специальности «Фототехника». Четыре года нас учили азам профессии: ракурс фотосъемки, композиция кадра, работа со светом, с техникой… Это сейчас многие фотографы не знают, что такое «проявитель-закрепитель-увеличитель». А раньше, до «цифры», мы работали с пленкой. Проявлять ее, печатать фотографии – это особенная наука. Я начинал с черно-белых пленок. Снимал «ФЕДами», «Зенитами». Километры фотопленок… Сотни рулонов фотобумаги…

- А где работал потом, после окончания техникума?

- В разных местах: в фотоателье, в редакциях газет и журналов. До переезда в Украину жил и работал в Риге. С 1993 года – живу и работаю в Славянске.

   Какая она, жизнь через объектив фотоаппарата?

Многое из того, о чем рассказывает сегодня Фарид, наверное, будет непонятно тем нашим землякам, которые осваивали «премудрости фотодела» в основном на своих гаджетах. И тем интереснее его рассказ. 

- Ты в профессии больше тридцати лет. Были такие случаи, когда отснял какой-то важный материал, и вдруг засветил пленку?

- Однажды «запорол» проявку, когда загнал в фотобачок одновременно две пленки. Одна из них не проявилась. Пришлось переснимать.

А еще было несколько испорченных кадров, когда в Славянск приезжал Мстислав Ростропович: мы вместе с руководством города встречали прославленного Маэстро на железнодорожном вокзале, и сделанные мной первые кадры из-за элементарной моей оплошности (по технической причине) не получились. Зато потом я отснял четыре пленки с Ростроповичем!

- А сейчас, наверное, никто уже и не работает с фотопленкой…

- Я работаю. Мне это интересно. Естественно, работаю и с «цифрой». У «цифры», конечно, потрясающие возможности. Хотя истинные гурманы фотографии предпочитают пленку, которая способная обеспечить высочайшее качество фотоснимков.

Правда, это качество мало кому нужно. Где сейчас люди смотрят фотографии – на экранах компьютеров, на смартфонах. Для этого даже «зеркалка» не нужна, достаточно фотокамеры на телефоне. 

Но есть отрасли, где по-прежнему востребована фотопленка (военные, секретные, правоохранительные организации). Ведь фотопленка – это документ. В отличие от «цифры», пленку подделать невозможно. 

- Ты больше любишь цвет или предпочитаешь черно-белые фотографии?

- Черно-белые более выразительные. Наверное, потому что цвет отвлекает от главного восприятия, от образа. Черно-белые фотографии заставляют сосредоточиться на характере человека, который изображен на портрете.

Кстати, и моя дочь хоть и снимает на «цифру», в цвете, но затем делает черно-белые портреты.

 … Дети родителей творческих профессий часто идут по стопам своих пап-мам, дедушек-бабушек. Талант (исключительные способности к какой-то творческой профессии), наверное, передается генетически. Хотя случается и так, что на детях даже самых одаренных родителей природа «отдыхает». Но это, скорее, исключение. 

А реальная жизнь подтверждает правило: у талантливых родителей, как минимум, способные дети. И если ребенок растет, например, в семье музыкантов, и дома у него – сплошная «филармония», то ему прямой путь на сцену. Как и ребенку родителей-журналистов, который вырос, образно говоря, на домашних редакционных планерках, «уготована» профессия журналиста. 

Но в отличие от многих других профессий, таких детей невозможно «устроить по блату». Талант – он либо есть, либо его нет. И это всем заметно.