- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Кабмин хочет по-новому начислять оклады и штрафы: кому не повезет?
Прожитминимум нужно использовать только для социальных выплат и тогда его можно будет повысить. Для этого нужно его отвязать от зарплат и штрафов. Такую социальную стратегию избрал для себя Кабмин. Источник – НАШ.
В декабре 2019 г. премьер-министр Алексей Гончарук подтвердил намерение повысить прожитминимум до 4 200 грн. 13 января на сайте Рады появились два законопроекта – №2720 и №2721. Оба в корне меняют подходы к формированию зарплаты бюджетников, выплате штрафов, размеру сборов и закрепляют за правительством право рулить ими в ручном режиме.
Но для того, чтобы люди могли осознать масштабы возможных изменений время было неудачное. В те дни, когда законопроект был подан, Рада уходила на каникулы после первой сессии, вокруг Кабмина бушевал скандал из-за высоких зарплат министров, а сам премьер подал президенту прошение об отставке.
Но уже на второй сессии, которая начнется 4 февраля, нардепы могут добраться до правительственных предложений. Что это значит?
Военнослужащим, судьям и бюджетникам приготовиться
Законопроект №2721 короткий. Он предлагает дописать в заключительные и переходные положения Бюджетного кодекса пункт о том, что в законе о бюджете ежегодно Кабмин будет утверждать минимальный размер должностного оклада для некоторых категорий работников. Он будет зависеть от "имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов".
Каждый год Кабмин собирается утверждать минимальный оклад:
- работников бюджетной сферы;
- работников госорганов, органов прокуратуры и судей;
- военнослужащих.
В этом разделе Бюджетного кодекса и сейчас есть похожий пункт. О видах выплат, льгот, размер и порядок которых зависит от бюджетных ресурсов. Но до сих пор речь еще не шла об окладах работников целых отраслей.
Что вместо прожитминимума?
Дальше свою стратегию правительство расшивает в законопроекте №2721.
Во-первых, из Кодекса законов о труде предлагают изъять обязательное условие о том, что минималка не может быть меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Рассчитывать ее хотят с учетом новых вводных. Сейчас минималку устанавливают, учитывая:
- потребности работников и их семей, необходимые для нормального функционирования организма и сохранения здоровья;
- минимальный набор товаров и услуг для социальных и культурных потребностей;
- общий уровень средней зарплаты;
- продуктивность труда;
- уровень занятости.
В перспективе собираются учитывать прогнозный уровень потребительских цен, финансовые возможности бюджета, уровень налогов, сборов, взносов, соцвыплат и другие экономические составляющие.
То есть законом об оплате труда размер минималки привяжут к способности правительства свести бюджет на следующий год.
Во-вторых, собираются убрать прожитминимум из КзоТ — из статьи об оплате труда. Сейчас минимальный должностной оклад (тарифная ставка) не может быть меньше прожитминимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Но ведь минимальный должностной оклад бюджетников Кабмин хочет прописывать ежегодно и сам. Он не забывает и о сотрудниках других предприятий, организаций учреждений. У них оклад будет не меньше 50% минимальной зарплаты.
Кстати
Сейчас минималка — 4 723 грн. Половина — 2 361 грн. Прожитминимум для трудоспособных лиц — 2101 грн. То есть отвязка от прожитминимума в данный момент принесла бы работникам минимальную выгоду.
Минимальный должностной оклад госслужащих сейчас не может быть меньше двух прожитминимумов. Будет не меньше двух минимальных должностных окладов.
Привязку к прожитминимуму уберут и на уровне законов. Это касается окладов:
судебных экспертов;
главы, заместителей, секретаря и членов Центризбиркома;
работников Национального антикоррупционного бюро;
руководства Национального агентства по предотвращению коррупции;
прокуроров;
работников Нацагентства по вопросам выявления, розыска, управления активами;
сотрудников Госбюро расследований;
членов Нацкомиссии по госрегулированию в сферах энергетики и комуслуг;
педагогических работников самой низкой квалификации. Сейчас оклад соответствует трем минимальным зарплатам. Хотят установить на уровне четырех минимальных должностных окладов.
Правительство и сейчас готовит бюджет. В него закладывает размер прожитминимума для разных категорий и минимальную зарплату на следующий год. Так что вроде бы ничего и не меняется: он по-прежнему будет влиять на зарплаты бюджетников, госслужащих, военнослужащих, правоохранителей.
Но ведь прожитминимум хотят поднять почти вдвое, до 4 200 грн. Тогда как у дефицитного украинского бюджета вряд ли будут ресурсы, чтобы установить адекватный размер минимального должностного оклада. Права у Кабмина будут самые широкие, а во всем плохом будут виноваты доходы-расходы бюджета.
"Есть показатели, которые нужно отвязывать (от прожитминимума, – ред.), чтобы резкое повышение не привело к увеличению фискальной нагрузки, – объясняет эксперт института GROWFORD Алексей Кущ. – Но благими намерениями выстлана дорога в социальный ад. Фиктивные причины — отвязку от прожитминимума — будут использовать для того, чтобы оторвать от него социальные статьи. Власть получит уникальную возможность закладывать в бюджет абстрактный показатель и он не будет влиять на расходы государства. Можно будет рисовать красивый рост прожитминимума на графике, а корреляция с реальной жизнью будет отсутствовать".
"Если прожиточного минимума будут отвязаны начисления, он превратится в чисто статистический показатель, который никак не влияет на размер выплат, – также считает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Правительство сможет устанавливать их в ручном режиме, без оглядки на социальные показатели – прожитминимум, минималку. У него развязаны руки, а для людей это будет значить уменьшение выплат по сравнению с уровнем цен".
Новое о штрафах
Кабмин хочет ежегодно устанавливать еще один важный показатель — расчетную единицу. От нее будут зависеть штрафные санкции за административные и уголовные правонарушения и оценка ущерба.
Сейчас штрафы и оценка ущерба привязаны:
- к необлагаемому минимуму доходов граждан в размере 17 грн (административные правонарушения);
- к необлагаемому минимуму доходов, равному налоговой социальной льготе (50% прожитминимума). Его применяют при оценке ущерба по финансовым уголовным статьям.
Необлагаемый налогом минимум в размере 17 грн — цифра уже привычная. Она фигурирует в законодательном поле с 1992 г., а с 2003 г. ее заморозили. Теперь Кабмин собирается "разморозить".
Основой для штрафов и оценки ущерба будет расчетная единица. Которую, напомним, Кабмин будет указывать ежегодно в законе о бюджете. Вместо необлагаемого налогом минимума штрафы будут привязаны к штрафной ставке. Она будет равна 2% расчетной единицы. И, соответственно, тоже будет каждый год меняться. Сейчас даже приблизительно не ясно, какой будет эта величина.
Цифры в статьях Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса предлагают оставить прежними. Например, сейчас штраф за невыполнение коллективного договора — от 50 до 100 необлагаемых минимумов, а предлагают установить от 50 до 100 штрафных ставок. Сумма же будет меняться в зависимости от планов Кабмина на календарный год. Если захочет, то сможет поднять расчетную единицу и увеличить поступления от штрафов хоть в разы.
То есть о 17 гривнах и предсказуемости можно будет забыть. Каждый год будет с сюрпризом.
Административные сборы по-кабминовски
Кабмин хочет закрепить за собой право устанавливать размеры некоторых административных сборов, экспертиз, которое по многим законам у него и так есть. Но он дополняет их право еще и регулярно их пересматривать. .
Среди прочего, Кабмин хочет устанавливать стоимость лицензии на производство спирта (сейчас 780 грн), его оптовую торговлю, а также оптовую торговлю табачными изделиями (сейчас 500 тыс. грн). Под правительственное крыло увести размер платы за розничную торговлю топливом (сейчас 2 тыс. грн за каждое место).
Чтобы зарегистрировать место проживания или сняться с регистрации сейчас украинцы платят фиксированный сбор — 0,0085 размеров минимальной зарплаты. Кабмин сам хочет устанавливать размер и пересматривать в случае необходимости. То же пожелание и при проведении экспертизы землеустроительной документации (сейчас 3% стоимости проектных работ), сборов за оформление паспорта, удостоверения личности (0,1-0,2 размеров прожитминимума, в зависимости от сроков), госрегистрации ФОПов и общественных формирований.
Вряд ли правительство хочет сокращать поступления в бюджет. Поэтому желание получить новые полномочия равно желанию повысить стоимость административных услуг.