Кабмин ввел новый вид субсидий. Кому и на каких условиях они достанутся

Компенсацию за отмену льготного тарифа на электроэнергию дадут только до апреля

Отмена с 1 января льготного тарифа на электричество в 90 коп/кВт-ч и введение единого 1,68 грн/кВт-ч поставило украинцев, чьи дома находятся на электроотоплении, на грань выживания, особенно в сельской местности.

Власти обещали помочь им, выделив фиксированную субсидию в 1000 грн. Однако согласно постановлению Кабмина, утвержденного 27 января, это будет не субсидия и не тысяча гривен, причем срок действия документа ограничен. Источник – UBR.

Компенсация

В документе Кабинета министров "Вопросы предоставления компенсации некоторым категориям потребителей электрической энергии" от 27 января определяются категории населения, которые получат компенсацию за отмену с 1 января 2021 года льготного тарифа электроэнергии. К таким отнесены:

жители жилых домов (в том числе "гостинок", квартир и общежитий), оборудованных электроотопительными установками;

жители негазифицированных многоквартирных домов, в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения;

многодетные, приемные семьи и детские дома семейного типа.

Право на получение компенсации предоставляется всем потребителям, в том числе в сельской местности, кто имел право на такой тариф по состоянию на 31 декабря 2020 года (1 и 2 группы).

Компенсация предоставляется на покрытие разницы стоимости потребленной электроэнергии, которая возникла в результате отмены сниженных тарифов и применения единой цены, установленной 1 января, то есть на всю сумму потерь потребителя, а не какую-то ее часть.

Ограничения

Документ также вносит и ограничения. Так, получатели жилищных субсидий не вправе рассчитывать на компенсационные выплаты, что в принципе логично, так как в субсидиях уже должны быть предусмотрены компенсации за тариф.

Выплата компенсаций предусмотрена только за первый квартал 2021 года.

Для первых двух категорий действует ограничение в 3 000 кВт-ч в месяц.

При расчете стоимости не применяется 30% скидка, которая была предусмотрена по состоянию на 31 декабря для населения, которое проживает в 30-км зоне АЭС.

Но зато сохраняются тарифные коэффициенты для тех, у кого потребление по периодам времени.

Механизм

Не позднее 2 числа месяца (февраль–апрель) поставщики отправляют в электронном виде Минсоцполитики и НКРЭКУ реестр потребителей для определения среди них получателей субсидий.

Министерство сверяет информацию в реестрах с данными Единого государственного реестра получателей жилищных субсидий и возвращает списки назад, отметив среди потребителей субсидиантов.

Поставщики, исключив получателей субсидий, рассчитывают компенсации сумм потребителям и до 10 числа подают Минсоцполитики и НКРЭКУ заявки на перечисление средств.

Минсоцполитики в течение трех дней после их получения переводит бюджетные средства на их текущие счета со спецрежимом использования.

В случае совершения перерасчета объемов потребления получателям компенсации поставщики предоставляют в министерство до 1 мая дополнительную заявку, и до 15 мая ведомство осуществляет перечисление средств.

Неиспользованные средства возвращаются в госбюджет 1 июня.

Без налогообложения

Все операции совершаются без задействования усилий потребителя. Поставщик электроэнергии просто информирует его о предоставленной компенсации в квитанции и в личном кабинете.

При этом компенсации не выдаются на руки подобно монетизированным субсидиям – спецрежим текущего счета поставщика подразумевают автоматическое зачисление средств на лицевые счета получателей компенсаций.

Размер полученной компенсации не учитывается при обчислении совокупного дохода семьи для всех видов соцпомощи. Кроме того, он не подлежит налогообложению.

"Минсоцполитики внесло два принципиально важных момента. Эти средства не будут учитываться как налогооблагаемый доход, и они пойдут напрямую поставщикам электроэнергии. По-моему, это логично, потому что, если их выплачивать наличными, представляете, сколько потребуется административных расходов, чтобы обилетить каждого получателя такой компенсации", – подчеркивает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Полтора миллиарда на три месяца

Всего правительство намерено использовать на компенсации за повышение тарифа 1,4 млрд грн, которые будут взяты из спецфонда госбюджета. Правда, неясно, откуда в спецфонде могут взяться "лишние" деньги, ведь выплату этих компенсаций в госбюджет не закладывали.

По словам Юрия Гаврилечко, спецфонд не является защищенной статьей госбюджета, в него направляются деньги от конкретных доходов и сразу уходят на определенные законом о госбюджете расходы.

"Кто-то не получит помощь на эти 1,4 млрд грн. Это ведь не из воздуха взято, они предусмотрены на другие программы, у одних забрали, другим – дадут. А у кого забрали, должен Минфин определять", – подчеркивает директор специальных программ научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Однако, как следует из сопроводительных документов к постановлению, Минфин его не поддержал – значит, с финансированием статей расходов действительно могут быть неувязки. Другой проблемой является короткий срок действия компенсации – он ограничен первым кварталом, то есть с апреля, как следует из документа, тариф снова подорожает.