Автобитки из США больше не по карману украинцам

Под праздники частные компании, занимающиеся пригоном авто из США, пытаются привлечь клиентов обещаниями самых выгодных цен за весь год – но собеседники UBR.ua, напротив, утверждают, что стоимость "битков" постоянно растет

Из-за сложностей с логистикой и повышенного спроса на новые авто, уже взвинтившего цены на машины с пробегом в Украине, сильно выросли и прайсы на американских автомобильных аукционах – до того, что общие затраты, включающие транспортировку машины через океан и оплату услуг посредника, ставят под вопрос целесообразность покупки.

Как рассказали UBR.ua в самих компаниях, занимающихся пригоном авто с аукционов в США, клиенту такая машина обойдется минимум в $10-12 тыс. При этом цены на отдельные модели могут быть до 30% выше, чем для аналогичных новых машин из салона.

В то же время в соцсетях некоторые компании по пригону авто из США распространяют информацию о падении цен на американских аукционах под Новый год – якобы эта тенденция проявляется ежегодно, коротко заявили нам в одной из таких компаний, отказавшись объяснять причины явления. Другие собеседники UBR.ua эту информацию не подтвердили.

"Многие компании используют недобросовестную маркетинговую стратегию, привлекая клиентов низкими ценами, но в итоге тот получает не то, что хотел. Часто для этого используют медийщиков и блогеров", – прокомментировал нам вероятность удешевления авто на аукционах США в связи с новогодними праздниками владелец компании Auto America Валерий Чуб.

Почему дорожают авто на аукционах в США

По информации крупной американской автосервисной компании Cox Automotive только оптовые цены на подержанные авто на аукционе Manheim в сравнении с ноябрем выросли на 3,1% за первые 15 дней декабря. В годовом выражении, декабрь к декабрю, рост и вовсе составил 48,9%.

Manheim – специфический аукцион, единственный в Штатах реализующий полностью целые автомобили.

Однако отнюдь не дешевеют и битые машины на популярных аукционах Copart и Insurance auto auctions (IAA), рассказывают нам участники торгов.

Причина та же, что и в случае подорожания подержанных авто во всем мире: снижение объема выпуска автопроизводителями, дефицит комплектующих, в том числе микрочипов, привели к сильным задержкам с поставками машин от изготовителя в салон.

По словам гендиректора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, чтобы сейчас приобрести новую машину, нужно выстоять в очереди от 4 до 7 месяцев.

В результате стоимость автомобилей 2020-2021 годов на аукционах в США может быть почти на треть выше, чем цена новой – "просто потому что последнюю долго ждать", объяснил свой тезис Валерий Чуб.

Однако повышается и цена более возрастных машин, рассказал нам директор компании Automax Александр Король.

"Например, двухлетние машины, которые мы в 2016 году покупали за $2,5 тыс. – сейчас эти же машины, которые теперь восьмилетние, мы покупаем за $3,5-4 тыс.", – привел пример Король.

Он, в свою очередь, объясняет удорожание загрузкой морских портов – многие из них не работают.

"Из-за этого часть локаций стала закрыта для покупок. К примеру, прошлые недели мы не покупали в Лос-Анджелесе, потому что терминал забит. На данный момент мы локально покупаем в Лос-Анджелесе и Индианаполисе, но не покупаем в Саванне (штат Джорджия), Нью-Джерси, Хьюстоне", – объясняет директор Automax.

Пригнать "биток" из США стоит от $10 тыс.

Из-за повысившейся цены на аукционах для посредников, выходящих на торги и привозящих машину для клиентов в Украину, этот бизнес также стал менее выгодным – его маржинальность упала вполовину по сравнению с 2016 годом, сделал оценку Король.

Часто покупка невыгодна и для конечного покупателя – даже несмотря на низкую стоимость на аукционе, общие затраты приобретения, включающие транспортировку, растаможку и ремонт "битка", делают многие машины нелеквидными после их прибытия в страну, отмечает Валерий Чуб.

"Даже в докоронавирусные времена стоимость машин, пользующихся высоким спросом на аукционах, к примеру, Toyota Rav4 или Highlander, завышалась настолько сильно, что цена для конечного покупателя становилась неинтересной", – привел пример владелец Auto America.

В целом средний бюджет приобретения "битка" через американский аукцион для конечного покупателя (с учетом доставки, оплаты услуг посреднику, ремонта и растаможки) составляет $10-12 тыс. – такие машины заказывает 50% клиентов-посредников, говорит Король.

За эту сумму, перечисляют эксперты, можно приобрести авто 2014-2016 годов выпуска не самых лучших комплектаций и следующих моделей:

Volkswagen Jetta и Passat;

Jeep Patriot;

Kia Optima;

Hyundai Sonata.

По словам директора Automax, еще 25% клиентов компаний-посредников покупают машины за $25-35 тыс., 10-15% рынка приходится на машины от $40 тыс. Небольшая доля клиентов ориентируется на очень дорогие авто стоимость $80-100 тыс.