- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
"Скоро будем". Собираются ли возвращаться в Украину политэмигранты после победы Зеленского
За прошедшие пять лет правления режима Петра Порошенко в политической эмиграции оказалось довольно много известных украинцев, которые вошли в конфликт с властью – одних лишили гражданства и не впустили, против других завели уголовные дела.
"Страна" спросила у видных эмигрантов, собираются ли они возвращаться в Украину, когда Владимир Зеленский станет президентом.
Андрей Портнов, юрист, правозащитник, экс-замглавы Администрации президента:
"Действительно, я собираюсь вернуться через пару недель. На самом деле, я сам не понимаю, в чем такая важность этого вопроса. Уголовных дел в отношении меня нет уже давно. Я не приезжал раньше по очевидной причине – огромная вероятность правоохранительной провокации, которая и без того периодический осуществлялась. Но мы все это время с ней успешно боролись дистанционно, обращениями в суд. Проводились эти провокации со стороны Луценко, Порошенко, Грицака. Но даже сейчас я не собираюсь возвращаться на ПМЖ, но в важных процессах буду участвовать вместе с нашей юридической командой. В дальнейшем мы планируем заняться тем, чтобы все преступления предыдущего режима не остались безнаказанными. Даже если этим откажется заниматься новая власть. Мы выстроим работу так, что у них не будет выбора. Порошенко, Парубий, Пашинский, Гройсман, высшие чины генеральной прокуратуры, лидеры БПП, НФ, их функционеры, в зависимости от попадания под руку – каждый из них совершил сотни преступлений, а Порошенко и несколько сотен. Принято считать, что если сам человек бумагу не подписывал, то он и не преступник. Но есть следствие, вина доказывается совокупностью действий, связей, сделками со следствием. Работа с госорганами Панамы, Британских Виргинских островов, теми регионами, где находились офшоры. Показать, что делали эти люди, пока гибли украинские военные. Гройсману инкриминируют санкционирование выплат за подкуп избирателей, вмешательство в волеизъявление. Даже по минимуму, его семья не растаможила "Мерседес". Укрывание Продана. У Бурбака бизнес в Крыму, Герасимов – его связи с Безлером. Пашинский и вовсе преступник высшей категории, начиная со стрельбы на майдане и заканчивая стрельбой в человека под Киевом. По Парубию – это узурпация власти, он скрыл отсутствие коалиции, позволил сформировать правительство, которое распоряжалось страной и ее ресурсами, не имея на то никаких полномочий. Выстраивание преступной иерархии, контролирующей масмедиа и это будет в дальнейшем вопрос, получали ли олигархи преференции за работу своих телеканалов. И это я сходу назвал только малую часть, за полчаса легко можно обнаружить и еще несколько десятков преступлений. Почему, мне кажется, органы этим займутся? Допустим, прокуратура пообещает всему миру, что не будет трогать Порошенко. Но есть группа людей, которая зависит только от себя. Каждую неделю они будут писать отдельные заявления о преступлении по отдельным эпизодам. Если органы не будут реагировать мы обжалуем бездействие в суде и так их обяжут открывать дела. И, когда их наберется около сотни, придется выписывать повестку. Фигурант или явится, или нет. Затем привод в суд, розыск, Интерпол, если потребуется. И, затем, арест. В течении трех-шести месяцев мы превратим их в полностью токсичное образование, показав, как Порошенко и его окружение крали в самые тяжелые для страны годы. И эти 25% испарятся до 2.5%. Мы не дадим им попасть в следующий парламент, несмотря на то, что люди мы маленькие и полномочий у нас нет".
Александр Онищенко, народный депутат:
"Да, я планирую вернуться. И скоро. Готовлюсь. Съездил на тренировку. Погладил рубашку. Отправил письма антикоррупционным прокурорам. Готовлюсь рассказать про коррупцию Пети. Готовлюсь к честному суду. Что поменялось за три года? Ничего, кроме надежды на справедливый суд. И время. Время показало, что "газовое дело" – пустое. Поскольку спустя пять лет, все, что успели сделать прокуроры – передать документы в суд.
Я правильно сделал, что уехал. До последнего времени у меня не было шанса ни на что. Порошенко давил на суды, он управлял судами, угрожал и платил судьям. Я не жалею, что начал разоблачать и рассказывать правду об этом ворье. Первое, что случилось после того, как я дал "Стране" интервью (о том, как президент покупает голосование в Раде), вышли на пресс-конференцию ручные клоуны президента – генпрокурор Луценко и глава СБУ Грицак. Первый обвинил меня в сепаратизме, второй – в госизмене. И понеслось. Я начал защищаться. Потом ко мне прислали переговорщиков с допусловием – мочить будущего кандидата в президенты Юлию Тимошенко. Была еще череда бестолковых гонцов с пустыми декларациями. Я сделал непростой выбор, и решил не играть по их правилам. Наверное из всех решений в жизни, это – было самым правильным. Несмотря на кучу хлопот, расходов и экстрадиционных судов. Где бы я сейчас был, если бы не стал защищаться? Если бы не вышел в публичную плоскость? Если бы не боролся? Я рад, что принял именно такое решение. И что за три года никто не смог меня переломить, переубедить и столкнуть с намеченного пути. Я приеду, чтобы довести начатое до конца".
Геннадий Корбан, бизнесмен, экс-лидер партии УКРОП:
"Безусловно я планирую вернутся в Украину в самое ближайшее время. БОльшая часть уголовных дел против меня закрыты. Срок условного приговора давно истек. Судимость с меня сняли. И в данный момент я планирую обжаловать истекший приговор – сделку с депутатом Рудыком. Поскольку сделку с потерпевшим я заключал под давлением правоохранительных органов, находясь в неволе, и не признаю эту спецоперацию. Несмотря на то, что дела были закрыты, фактовые дела власть держала в замороженном состоянии. Все время намекая через посредников, что дела могут быть возобновлены. На границе стояли "маячки", ситуация некомфортная. Параллельно с этим мой иск несколько лет назад был принят Европейским судом по правам человека. Иск о незаконности задержания и применении пыток во время содержания под стражей. Его рассматривают в ускоренном исключительном порядке. И в ближайшее время я ожидаю решение суда ЕСПЧ, который окончательно поставит точку в этом вопросе. И подтвердит, что меня преследовал режим Порошенко исключительно по политическим мотивам как лидера (в прошлом) политической партии УКРОП, который была оппозиционна к Порошенко".
Андрей Артеменко, бывший народный депутат Украины:
"Конечно собираюсь возвращаться в Украину, но у меня есть несколько преград на этом пути. Во-первых, мои украинские паспорта аннулированы. Сейчас я заканчиваю оспаривание незаконного указа президента Порошенко и украинских судов в ЕСПЧ о лишении меня гражданства. И сейчас уже я на финишной прямой и в ближайшие несколько недель должна быть поставлена точка. Но, даже если что-то затянется, я подам новоизбранному президенту прошение о восстановлении моих конституционных прав. В дальнейшем я готов всеми своими возможностями и связями помогать новой команде восстанавливать страну, но должен предупредить, что права на ошибку у президента Зеленского не будет. Лично у меня, как и у всей страны, Порошенко украл последние пять лет жизни. Не будем забывать и о тех обвинениях в "госизмене", которые мне пытались инкриминировать. Это дело высосано из пальца и, вероятно, давно засунуто в очень глубокий ящик. Меня даже ни разу не вызывали на допрос. Я же решил пока не испытывать судьбу и не возвращаться в страну, чтобы не дать им возможность издеваться над мной. Все, что я говорил и делал было на благо Украины. Я единственный украинский политик, который прошел через расследование Мюллера. "Нью-Йорк таймс" писал обо мне, как о канале коммуникации между Трампом и Путиным, но я ответил на все вопросы и мне бояться нечего. Победа нового президента доказала, что люди поддерживали мои взгляды.
Возможно, я пойду в новый созыв Верховной Рады, а возможно и нет. Моих сил и умений достаточно, чтобы помогать нашей стране на любом месте, где я мог бы оказаться. Сейчас же я занимаюсь тем, что касается взаимодействием между правоохранительными органами в вопросах коррупции Порошенко и его ближайшего окружения. В том числе, отдельным блоком – роль Украины в предстоящих выборах в США 2020 года".
Анатолий Шарий, блогер:
"Я уже восемь лет живу на другой планете. Я легально и спокойно живу в Европе. Всех, кто мне был дорог, я вывез. В Киеве у меня даже недвижимости не осталось. Я привык к другому образу жизни. Здесь никто не интересуется тобой, если ты не нарушаешь закон. Тут свобода слова. На улицах и в магазинах не хамят, дороги хорошие. И я не боюсь, что завтра ко мне в дом вломятся правоохранители и арестуют меня. Заберут у меня машины, как это случилось в Украине. Я самодостаточный человек, живущий в Европе и не собираюсь резко менять свою жизнь. Кроме того, возможно, я бы и вернулся в Украину, но все еще нахожусь розыске. На меня открыты уголовные дела. По одному из дел с розыска сняли, а само дело отправили на дорасследование. Дело абсолютно сфальсифицировано. Не доказанные легкие телесные повреждения, о которых человек восемь лет уже не вспоминает и просит отставить его в покое. Дело так и не закрыли, а мы добивались восемь лет, чтобы его наконец-то начали рассматривать в суде. Суд видит, что там ахинея и отправляет его в итоге на дорасследование. Прокуратура не успокаивается и подала аппеляцию на снятие меня с розыска. Хотя какой розыск, если я спокойно живу и не скрываюсь? Других дел в Украине, кроме тех, открытых еще при Януковиче, на меня нет. Мы восемь лет добивались справедливости и сейчас судья просто поступил по закону. Это не имеет совершенно никакого отношения к смене власти. По Зеленскому – посмотрим, какие шаги он будет осуществлять, я никогда не был лоялен к власти. Другое дело, что ему и команде однозначно надо дать шанс".
Михаил Саакашвили, экс-губернатор Одесской области:
"Пока что я не тороплюсь возвращаться в Киев. Украинского гражданства меня лишили не по суду. Это было решение президента Петра Порошенко. Они сфальсифицировали мои подписи на анкете. Мы обратились в спецслужбу, чтобы провели экспертизу. Они ответили, что у них очередь на два года вперед. Без этой экспертизы суд отказывается выносить решение.
Со всем этим легко покончить, если президент сам признает, что решение было неправомерным. Признает ли? Спикер Владимира Зеленского Дмитрий Разумов уже заявил, что они не могут решать этот вопрос и дело за судом. Нет, не за судом. Решение принималось президентом. Суд в данном случае только посредник. Сам Зеленский, когда его спросили о моем гражданстве, сказал, что должны разобраться и вернуть гражданство. Пойдет ли он на это? Думаю, это самое простое, что может сделать Зеленский. Я посмотрел все его фильмы "Слуга народа" и сделал вывод, что он не какой-то простачок. У него все обдуманно. У него предсказаны все сложности, которые ему предстоят. И он очень хорошо подготовлен к этой должности. Ему и не надо брать пример у Саакашвили, Трампа или Макрона. Все описано в его фильмах. Что касается моего будущего, точно знаю, что не хочу занимать никакую должность в Украине. Если кто-то нуждается в моих советах, я готов их давать. Я бы с удовольствием читал лекции для новой украинской политической элиты. И первое, что я скажу: Порошенко не угомонится. Ошибка оставлять его на свободе. Он будет всячески "потрясать" Зеленского. Но делать ему этого не стоит. Если у Порошенко не будет уголовных дел, он этого благородства не оценит, – по опыту знаю. Порошенко любую благородность считает за слабость. У него психология пахана. И при любой возможности он вставит нож в спину".
Эдуард Ставицкий, экс-министр энергетики и угольной промышленности Украины:
"Хотел бы я вернутся? Конечна да! Если отвечать на этот вопрос шире, то есть несколько преград. Спустя шесть лет незаконного преследования я не без иронии смотрю на хриплые сопли и слюни уходящего режима. Людям выдвигают подозрения, они не являются, они вспоминают о законе. Но закон один для всех. На меня не было выписано ни одной повестки, но я и вся моя семья были подвергнуты обыскам и преследованиям. Я об этом хотел бы напомнить уходящему режиму. Я надеюсь, что с приходом новой власти изменится подход к гражданам, подход к защите их конституционных прав. Вскоре суд расставит все точки над "и". Но уже понятно, что я ни в чем не виноват. И подвергся преследованиям исключительно из политических соображений. Все европейские суды я выиграл, однако в Украине все равно продлевали санкции против меня. Прокуратура подавала надуманные обвинения и все продолжалось. Но почему нет санкций в отношении Гонтаревой и Ложкина? Ведь их подозревают в разграблении сотен миллионов долларов. Я тихо курю в сторонке, по сравнению с тем, что инкриминируют им. Я хочу вернуться, но когда смогу это сделать – пока не знаю. О дальнейшем в будущем в политике пока не думал. Я даже не знаю, в каком статусе нахожусь в Украине и не могу предположить, что за эти три недели может сделать уходящий режим. Если я буду полезен, и кто-то обратиться ко мне за помощью интеллектуального характера, я безусловно, соглашусь. Попробую реализовать свой опыт, накопленный за годы в жизни в Израиле, где непрерывно продолжается военный конфликт. Здесь я почерпнул многие вещи, которые помогут решить и конфликт на Донбассе".