- Категорія
- Новини України
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 7
Без 25-го налога. Отменят ли военный сбор, и как это повлияет на зарплаты
Военный сбор, 1,5% с доходов украинцев, вводили в 2014 году временно – лишь на 5 месяцев. Им должны были перестать облагать наши зарплаты и различные соцвыплаты в январе 2015-го. Но налогообложение затянулось – за 3 дня до истечения срока Рада продолила его действие. Экс-президент отменять налог не торопился: Петр Порошенко сказал, что это случится лишь на следующий день после окончания войны.
Теперь же нардеп от "Слуги народа" Александр Дубинский зарегистрировал законопроекты №2252 и №2253. Один из них убирает норму о военном сборе из Налогового кодекса, второй – из Бюджетного. Если законопроекты примут, мы станем платить меньше налогов уже через 2,5 месяца.
Как инициатива нардепа повлияет на кошелек украинца и чем можно восполнить налог – в материале NEWSONE.ua.
Что не так с военным сбором
Эксперты говорят, что военный сбор действительно можно отменить. Его вводили, когда срочно надо было найти деньги для армии. Теперь же ситуация стабилизировалась. Более того, военный сбор идет не непосредственно в спецфонд на оборону, а поступает в общий бюджет и там растворяется.
"Другими словами, введение и существование военного сбора означает просто повышение налогового бремени на доходы физических лиц", – говорит экономист Виктор Скаршевский.
В команде Зеленского об этом тоже говорили ранее.
"Это было скрытое увеличения налога на доходы в той форме, которая была бы воспринята украинцами. Это была манипуляция", – заявлял глава комитета ВР по финансам и налогам Даниил Гетманцев.
Аналитики рассказывают NEWSONE.ua, что военный сбор действительно являлся манипуляцией. Экономист Олег Пендзин, например, считает, что его внедрение было попыткой применить еще один налог, увеличить налог на доходы физлиц с 18% до 19,5%.
"Даже Минфин сказал, что деньги не идут в спецфонд. Если бы они шли на соцреабилитацию ветеранов, это был бы другой разговор. Это квазифискальный сбор, то есть такой, у которого нет экономически обоснованной базы. Он точно так же не имеет экономической природы, как и налог с покупки наличной валюты. Имеем дело просто с желанием государства затыкать дыры за счет налогоплательщиков. Его отмена – несомненно, правильное решение", – говорит финансовый аналитик Алексей Кущ.
Пендзин, правда, не уверен, что можно рубить с плеча. Он считает, что сперва нужен отчет Минфина о том, куда шли финансы 5 лет.
"Деньги использовались как по военным, так и по не очень военным направлениям. Перед тем как принимать решение, желательно, чтобы Минфин вообще доложил, на какие мероприятия и цели были потрачены средства, использовались ли они действительно на оборону. Конечно, отмена сбора автоматически уменьшит доходную часть бюджета. Но зависимость нелинейная. Вывод будем делать, когда будут комплексные отчеты", – говорит он.
Пробелы с военным сбором существуют и с юридической стороны. По сути, он повторяет фискальные функции налога на доходы физических лиц, дублирует его. Оба налога не платят только льготники и военные. От подоходного налога он отличается лишь тем, что в то же время является льготой и для военных. Получается двойное налогообложение заработной платы.
Юрист Василий Мирошниченко говорит, что вводить сбор не было смысла – можно было просто увеличить подоходный налог до 19,5%. Кроме того, не пришлось бы тратить время и усилия на администрирование этого налога.
Сколько сэкономят украинцы
В Украинском товариществе экономических свобод посчитали, что украинец, который получает официальную среднюю зарплату, 179 дней в году работает на государство. Из всего фонда оплаты труда нам остается 51% заработанных средств, а 49% – это налоги. Мы платим ЕСВ, НДС и тот самый военный сбор. Также уплачиваем акцизы.
Украина ежегодно поднимается в рейтинге Всемирного банка по налогообложению. Неудивительно, что количество официально работающих все меньше, а "теневую" зарплату получают все больше.
За прошлый год за военный сбор мы отдали 700 миллионов долларов. Всего же за 5 лет правительство получило от украинцев до 100 миллиардов гривен. Таковы данные Государственной казначейской службы. При зарплате в 10 тысяч гривен вы платите на армию 150 гривен. Если получаете 20 тысяч, сумма растет до 300 гривен. На первый взгляд, сумма небольшая, но лишней точно не станет. А если бы были снижены другие налоги, вернуть можно было бы гораздо больше.
Экономисты считают, что 25 налогов для украинцев многовато, и их нужно снижать или вовсе упразднять. В Грузии, например, оставили всего 5 налогов. В Украине предлагают оставить 2: налог на затраты и налог на выведенный капитал. Или сделать одну систему и для ФЛП, и для трудоустроенных по договору. Алексей Кущ же считает, что нужно сокращать подоходный налог. Эксперт обращает внимание на то, что даже в России он ниже.
В Германии, к примеру, не платят налог при доходах ниже 9 тысяч долларов в год. Ставка подоходного налога растет вместе с увеличением доходов: чем он выше, тем больше нужно платить. В Германии – при 14%, в США – 10%, во Франции – 5,5%. В Украине же никакой корреляции с доходами нет. Также в большинстве стран Евросоюза применяются пониженные ставки НДС на социально значимые товары и услуги в пределах 5%. В нашей стране ставка установлена разве что на лекарства. Если бы она была хоть немного снижена с 20% на предметы первой необходимости, тарифы на услуги ЖКХ, это существенно повысило бы уровень жизни украинцев.
Чем заменят военный сбор
Для государства, конечно, бюджетный "минус" ощутим. В статье доходов военный сбор формирует около 10% от общего объема поступлений. Чем их заменить – до конца не понятно.
В пояснительной записке законопроекта Дубинского идет речь о том, что рост минимальной зарплаты на 550 гривен, предусмотренный в проекте Госбюджета на 2020 год (до 4 723 гривен), позволит казне получить налогами 20-25 миллиардов гривен. Это должно компенсировать сбор, который обычно составляет около 20 миллиардов гривен в год. Также налогов должно стать больше за счет сокращения выплат заработных плат в "конвертах"
"У таких инициатив всегда смешные объяснения. Мол, если сократить налоги, то это принесет гораздо больше средств в результате сбора других налогов. А если снизить налоги до нуля, то эффект вообще колоссальный. Объяснение в данном случае хромает. Но оно и не нужно. Это налог, который не имеет экономической природы, базы. Никакой связи с обороной у него нет. Нужно просто развивать экономику", – говорит Алексей Кущ.
О развитии экономики как источнике финансирования в законопроекте Дубинского тоже говорится. Он напоминает, что экономика постоянно растет, и приводит план правительства Украины, согласно которому через 5 лет она поднимется на 40%. Эксперты, правда, не верят в такое существенное развитие – не видят для него мотиваторов.
А экономист Борис Кушнирук считает, что нужную сумму можно найти в других непрямых налогах, в НДС. Улучшить ситуацию с отчислениями в бюджет мы также могли бы за счет реформирования таможенной службы.
Помимо отмены военного сбора есть еще инициатива от другого "слуги народа" – Алексея Кучера, согласно которой работодателей могут освободить от уплаты единого соцвзноса за работников, которым меньше 27 лет. Если обе инициативы примут, в бюджет попадет еще меньше налогов.
С другой стороны, это только инициатива. Другие же законопроекты, наоборот, усиливают фискализацию. К примеру, закон об обязательном использовании кассовых аппаратов. Дополнительные налоговые поступления в бюджет должны составить 2,5 миллиарда гривен. К слову, аналитики предсказывают, что бизнесу такое администрирование обойдется в более 33 миллиардов гривен.
Есть и инициативы по налогообложению ФЛП, благодаря которым в бюджет можно будет привлечь десятки миллиардов гривен. Также хотят внедрить специальный акциз на экологические экстерналии и углеродный налог. Это даст казне еще 5-5,5 миллиарда гривен в год. Если, конечно, эта идея, как во Франции, не породит движение "желтых жилетов". Кроме того, хотят легализовать майнинг криптовалют. Правда, это может и не дать поступлений в бюджет, так как криптовалиты – наиболее "серый" сегмент финансового рынка.
Если все эти инициативы будут приняты, то военный сбор будет вполне реально отменить без потерь для бюджета. Но не будет ли такое решение сменой "шила на мыло" – отдельный вопрос.
Шансы инициативы
Документ за авторством только одного нардепа из "Слуги народа", но в команде Зе идея поддерживается. Глава Офиса президента Андрей Богдан тоже говорил, что военный сбор будет отменен. Правда, даты так и не назвал. Это должно произойти "когда сложатся благоприятные экономические условия".
Однако, шансы спорные – из-за авторства Александра Дубинского. С одной стороны, Зеленский на пресс-марафоне выделил несколько минут нардепу, назвав его "талантливым человеком", который "остался журналистом". С другой, недавно Дубинский предложил ввести новый налог – 1% сбора при покупке наличной валюты. Деньги он хотел направить на развитие спорта. Эта инициатива вызвала настоящий фурор.
Затем он создал опрос среди своих подписчиков в соцсети. Так как 80% были против нового налога, законопроект он отозвал. Все эти манипуляции заставляют экспертов сомневаться в нардепе.
"Дубинский популист. Многие его заявления озвучиваются исключительно с политической целью", – говорит Пендзин.
"Дубинский вносит новые и новые законопроекты, как будто чтобы потроллить монокоалицию. Это такой позитивный и негативный хайп. Не уверен, что законопроект будет принят. Скорее, это элемент более сложной игры", – говорит Кущ.
Так что, возможно, важная инициатива будет отложена в долгий ящик, если только не снискает поддержки среди других фракций. Врочем, она возможна со стороны второй по численности партии "Оппозиционная платформа – За жизнь". Там ранее уже заявляли, что военный сбор нужно отменить, ведь деньги должны оставаться в бюджетах украинских семей, а не тратиться на импорт оружия.
В партии считают, что деньги в госбюджете можно будет заменить за счет снятия блокады Донбасса. Это должно дать 1% дополнительного роста ВВП и увеличить рентабельность отечественной промышленности.
Основания для отмены военного сбора действительно есть. Более того, можно было бы пересмотреть и другие налоги. Но важно, чтобы вместе со снижением усиливался и контроль за их взысканием. Если его не будет, то те, кто не платил 19,5%, не заплатят и 18%