- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 5
Кто виноват в росте цен на сжиженный газ?
Украинский рынок газа для авто, который в последние недели и так лихорадит, оказался в эпицентре нового скандала. В ситуацию с рекордными ценами (стоимость пропан-бутана выросла с 10-12 грн. до 16-17 грн./л) вмешались политики.
Нардеп Сергей Лещенко занялся громкими разоблачениями газового сговора, а премьер Владимир Гройсман приказал ценам упасть, назвав их повышение – диверсией против Украины. К поиску монополиста на этом рынке уже активно подключился и АМКУ.
"Страна" разбиралась кто на самом деле пытается поделить рынок автогаза, и что после этого будет с ценами.
Версия Лещенко: всему виной Медведчук
Народный депутат от БПП Сергей Лещенко добавил рынку автогаза давления: на днях он обвинил президента в том, что тот является "украинской крышей" известного политика, лидера движения "Украинский выбор" Виктора Медведчука.
Последний же, якобы, пытается подмять под себя рынок сжиженных углеводородных газов (СУГ), построив вторую империю Курченко. Напомним, во времена Януковича компания младоолигарха ВЕТЭК контролировала львиную долю поставок сжиженного газа в Украину.
На своей странице в Facebook Лещенко призвал водителей 30 августа выйти на митинг.
"Вы собираетесь простить Медведчуку украденные у вас прямо из кармана 5 грн на каждом литре сжиженного газа? Если вам не нравится быть дойной коровой, приходите 30 августа на акцию протеста показать им свое презрение", – написал Лещенко.
Озаботился поисками крайнего и премьер-министр Владимир Гройсман. Он спешно вызвал на ковер крупных нефтетрейдеров и с порога обвинил их в намеренном сговоре. И только потом дал поручение "разобраться", пригрозив в случае чего наказать виновных в ценовом ажиотаже, – рассказал представитель одной из компаний, присутствовавший на встрече с Гройсманом.
Версия альтернативная: не Медведчук, а Кононенко
Любопытно, что многие участники рынка не разделяют выводов Лещенко о монополизации рынка Медведчуком как причине нынешнего роста цен.
"Лещенко просто не в курсе. О какой монополии может идти речь, если 56% рынка контролирует десяток трейдеров, которые жестко между собой конкурируют", – недоумевает руководитель отдела продаж компании "Укравтономгаз" Михаил Шубан.
Он поясняет: конспирологическая версия Лещенко о захвате рынка компанией Медведчука уже не актуальна.
В прошлом году на рынке СУГ действительно начала работать компания "Глуско Украина", "дочка" "Протон Энерджи", которую, якобы, действительно контролирует Виктор Медведчук.
"Она стартовала очень активно и за первую неделю умудрилась завезти в Украину 40% всего импортного газа, подвинув тогдашнего лидера – "Надежду". Это, собственно, и позволило обвинить компанию в попытке монополизации рынка. Но "Глуско" выигрывала на российском эксклюзиве. Сейчас же канал поставок из РФ прикрылся, и доля компании резко упала", – утверждает Шубан.
Нынешний же рост цен, как считают противники конспирологичсекой версии, связан вообще с другими факторами: Россия – ввела экспортные ограничения из-за дефицита на внутреннем рынке. Плюс вмешалась политика – отгрузки в Украину сократились из-за взаимных санкций между нашими странами. Кроме того, сыграли свою роль ремонты на заводах в Казахстане и Белоруссии, откуда к нам также везут газ, и, в целом, дефицит вагонов для перевозки продукта, который не позволил быстро переключиться на альтеративные источники импорта газа.
В результате всего этого образовался дефицит и, как следствие, начался рост цен.
Впрочем, другие эксперты считают, что передел газового рынка все же идет. Правда, подмять его под себя пытается не Медведчук.
Якобы, сильно интересуется сжиженным газом, в частности, упомянутый выше Игорь Кононенко.
Что будет с ценами
Пока эксперты рассуждают о плане спасения рынка автогаза, он уже начал регулировать себя сам.
"Пик цены мы уже прошли, и пришелся он на 23 августа, когда автомобилисты массово выезжали на выходные и, хочешь-не хочешь, заправлялись. Тогда на ценниках многих АЗС появилась цифра в 17 грн./л. Но после выходных спрос резко упал и цена уже просела на 50 коп./л. А до середины сентября она снизится до 14 грн.", – прогнозирует Михаил Шубан.
Руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев говорит, что если осенью не случится обвала гривни, цены на автогаз могут вернуться к исходным показателям, то есть, к 12 грн./л.
Так как большинство оборудованных ГБО авто является двухтопливными, то есть, могут ездить и на бензине, водители попросту перестают покупать дорогой автогаз. А при снижении спроса дефицит сходит на нет, а цены падают, поясняют эксперты.
Впрочем, даже если сейчас газ подешевеет, непонятно как долго продлится затишье.
Как показывает практика, газовый рынок в Украине штормит, причем, ценовая планка каждый раз поднимается все выше. Если еще зимой этого года водители теряли сознание от цены в 15 грн./л, то сейчас газ продают уже по 17 грн. И гарантий того, что в на новой волне ажиотажа мы не увидим ценники в 20 грн./л никто не дает.
Руководитель агентства "А-95" Артем Куюн считает, что у власти есть способ стабилизировать рынок – стимулировать создание инфраструктуры для доставки пропан-бутана морем.
"Это позволит завозить газ из Италии, Алжира, Египта и даже Швейцарии. Но нужно наладить транспортировку, в том числе, от портов вглубь страны. Для этого подошел бы, к примеру, понижающий коэффициент на перевозки, скажем, такой, как платят транзитные перевозчики – 0,5-0.7", – считает Куюн.
А Геннадий Рябев говорит, что государству стоит законодательно обязать трейдеров иметь на складах минимальные "несгораемые" запасы пропан-бутана, чтобы исключить его дефицит и скачки цен.