Журналист «Карачуна» побывал на конезаводе, где выращивают породистых лошадей для скачек

Журналист «Карачуна» побывал на конезаводе, где выращивают породистых лошадей для скачек

За породистого скакуна предлагали 250 тысяч долларов. Но коня не продали даже за такие деньги!

Кому сегодня нужны лошади… В селах плуги и сеялки теперь таскают тракторы, а не лошади. В армии давно нет тачанок и кавалеристов. Разве что мясокомбинаты с удовольствием используют конину для производства популярной колбасы «Махан».

Если бы не конный спорт, не скачки на ипподромах, лошадей, наверное, давно бы постигла участь мамонтов…

Чем Порошенко отличается от Екатерины Второй

Но коневодство в Украине еще живет. Остались 14 конезаводов, на которых путем селекции выращивают породистых лошадей (чистокровных скакунов, «тяжеловесов»). Правда, государственных мужей все это не очень радует:

- Кто мне может объяснить, для чего государству аж 14 конных заводов?»,- возмущался президент Украины Петр Порошенко, выступая в 2015 году в парламенте.

Причина этих возмущений простая: речь тогда шла о приватизации государственных предприятий. Коневодство еще тогда хотели отдать в частные руки. И отдали бы. Только желающих взвалить на себя убыточные конюшни и конные заводы не наблюдалось…

Поэтому конезаводы остались в госсобственности, но бюджетное финансирование урезали. Конезаводы выживают, в основном, за счет сельскохозяйственных земель, которые находятся у них в пользовании.

К счастью, в Украине есть не только любители верховой езды, но и энтузиасты коневодства (а как по-другому можно назвать людей, работающих за «минималку», которую даже не всегда выплачивают вовремя).

Екатерина Вторая любила лошадей…

Деркульский конезавод… Год основания – 1767-й. Имперский Указ о постройке здесь конезавода подписала Екатерина II. В Указе, в частности, говорилось:

“Приписанные ко двору Белгородской провинции Валуйского уезда местности, а именно Беловодскую, Евсугскую и Марковскую слободы, в коих мужского пола 6969 душ с землею и всеми угодьями, отдать в ведомство конюшенной канцелярии, которая по принятии имеет их приписать к конюшенным волостям».

Указ также содержал пункт, который гласил: «Конюшни должны быть построены такие, чтоб не горели».

И, тем не менее, первые конюшни (из камыша и глины) сгорели. Зато новые, из кирпича, с толщиной стены до 80 сантиметров, действительно, простояли сотни лет.

Может быть, особенная «живучесть» конюшен «зашифрована» в особенностях архитектуры? Если смотреть на сооружения Деркульского конного завода с высоты птичьего полета, форма строений выглядит, как монограмма Е II (в честь Екатерины Второй).

Деркульский – один из трех конезаводов на Луганщине, где до сих пор занимаются коневодством.

И если, например, Новоалександровский конезавод специализируется на лошадях-«тяжеловозах», то на Деркульском конезаводе селекционируют, выращивают, тренируют лошадей чистокровной верховой породы. А потом продают их на аукционах. Лошадей покупают спортсмены, коннозаводчики. И, конечно же, небедные любители породистых лошадей. Вроде беглого украинского нардепа Александра Онищенко, у которого не только трепетное отношение к лошадкам, но и своя конюшня.

Конь Задорный за 250 тысяч долларов

Деркульский конезавод имеет не только впечатляющую по времени (заводу 253 года), но и успешную историю. Его коневоды вырастили сотни лошадей, которые блестяще выступали на ипподромах всего мира, завоевывали кубки и медали на скачках.

Пожалуй, самый легендарный скакун Деркульского конезавода – жеребец по кличке Задорный. Он «проскакал» на ипподромах всю Европу. Задорный 41 раз участвовал в крупных зарубежных скачках, в 22 из них побеждал.

В 1956 году, выступая на скачках в Вашингтоне, Задорный принес призовое место. Американцы были настолько поражены резвостью скакуна, что хотели купить Задорного. Предложили за него 250 тысяч (!) долларов (представляете, какие это были тогда деньги!). Но даже за такую баснословную сумму Задорного не продали.

Конь вернулся на родину с именной попоной. Ну, а поскольку Задорный появился на свет в Украине, в попону с советским флагом американцы встроили синюю полоску (элемент флага УССР).

«Любовь» – строго по расчету и расписанию

После заводского музея мы направились в конюшни. Конечно, хотелось посмотреть-полюбоваться на породистых лошадей.

Несмотря на жару, в конюшнях была комфортная температура и почти полное отсутствие специфического «лошадного» запаха (вот что значит солидная толщина стен и правильная система проветривания помещений).

- Здесь, в денниках, лошади находятся в жаркое время дня, – рассказывает наш экскурсовод, директор ГП «Деркульский конезавод №63» Сергей Гладков. – Утром и вечером лошади гуляют на открытом воздухе. Также ежедневно мы тренируем лошадей: тренеры-жокеи работают на лошади не менее 45 минут. Для тренировок используется специальный манеж.

Чтобы вырастить высококачественную породистую лошадь, нужно хорошенько потрудиться. Но прежде необходимо, чтобы лошадка появилась на свет. И это тоже процесс непростой.

Сначала свое веское слово должен сказать главный зоотехник-селекционер, который занимается подбором «любовной пары» – жеребца и кобылы для спаривания.

Затем в «работу» вступает жеребец-пробник по кличке Тростник. Задача у него простая: определить физиологическую готовность кобылы к … ну, вы поняли. Жеребца-пробника ведут в маточную конюшню, где он по запаху (или еще чему-то) определяет, какая кобыла готова к спариванию. Затем Тростника и кобылу перемещают в случной манеж и…

А вот здесь с выводами не спешите. Потому что если Тростник ошибся, кобыла бьет его. А если он «унюхал» кобылу правильно, то… Нет, нет – он же все лишь «пробник». Поэтому Тростника уводят, и «за дело», наконец, принимается настоящий жеребец-производитель…

Словом, Тростнику не позавидуешь…

- Так импотентом стать можно, – шутит кто-то из коллег.

- Судьба у него такая, – улыбается Сергей Гладков.

- И что, искусственное осеменение вообще не применяется?,- интересуюсь.

- Бывает. Но чистопородные лошади спариваются только естественным образом.

Лошади потеряли в цене

Одна из статей доходов Деркульского конезавода – продажа породистых лошадей. После известных событий 2014 года спрос на таких лошадок ощутимо упал. Уменьшилось и поголовье лошадей: сегодня в конюшнях Деркульского конезавода около 140 голов: 65 – «девочки», остальные – молодняк и жеребцы-«производители».

- Сколько стоит купить у вас приличную лошадь?, – спрашиваю у директора завода.

- Стоимость лошадей (обычных) исчисляется по стоимости их содержания. В этом году – до ста гривен в день на одну лошадь. Далее идут коэффициенты: учитывается возраст лошади, ее порода (определяется по резвости, выступлениям на ипподроме). Так «вырисовывается» цена лошади.

- И все-таки – сколько?

- От 60 тысяч гривен. Дешево? Конечно, «Мерседес» стоит дороже. Но конь для иных небедных украинцев – это, скорее, статусное приобретение, «для шика».

… Лошади Деркульского конезавода пользовались повышенным спросом во все времена. Не только истинные любители лошадей и конного спорта мечтают иметь у себя в конюшне такую резвую лошадку, но и украинские политики имеют слабость к породистым лошадям. Например, конь Деркульского конезавода есть у бывшего спикера Верховной Рады Владимира Литвина. А Леонид Кучма, в бытность его президентства, коня получил в подарок.

Для политиков и бизнесменов породистый конь – милое дополнение к их высокому общественному статусу. А у коневодов Деркульского завода задача прозаическая – сохранить генофонд украинских лошадей. И с ней они, несмотря на все трудности, пока что справляются. 

                                  Автор – Александр КУЛЬБАКА