Нам ветер свежих перемен всегда вдувают через *опу

Нам ветер свежих перемен всегда вдувают через *опу

Бездарным исполнением можно дискредитировать любую реформу…

«Нельзя поднять людей с колен,

Покуда плеть нужна холопу;

Нам ветер свежих перемен

Всегда вдували через жопу», – Игорь Губерман. 

 *****

Мы сегодня говорим на «Карачуне» о реформах: то ли о них, то ли об их видимости… 

Вот, скажем, с чем вы ассоциируете столь низкий уровень жизни, который сегодня стал реальностью для многих украинцев? Ну, кроме того, что в Украине идёт так называемая антитеррористическая операция, которая, конечно же, отражается на благосостоянии украинцев. Думаю, что большинство читателей думают примерно так:

- Ну, с чем – с чем? Воруют все и везде. А в итоге нам (рядовым жителям) приходится потом расплачиваться за роскошную жизнь олигархов, больших политических элит и чиновников. 

Вот и названа основная причина большинства наших бед – коррупция. Именно из-за нее украинцы не любят чиновников и политиков: «дорвался до власти и карманы набивает». И люди, конечно, правы: коррупция разъедает, унижает, убивает – государство и его граждан. 

С трибун разного уровня не раз звучало: мол, если в Украине побороть (или хотя бы снизить к минимуму) коррупцию, то наша страна заживёт в унисон с Европой (то есть достигнет европейского уровня благосостояния). 

После победы Революции Достоинства украинская власть задекларировала европейский вектор развития страны. Одна из основных реформ, реализуемых в Украине, называется преодоление коррупции. В ней -целый пакет антикоррупционных законов. 

В конце прошлой недели журналист интернет-издания «Карачун» встречался с главой правления ОО «Центр противодействия коррупции» Виталием Шабуниным. Мы много говорили с ним о тех процессах, которые сегодня происходят в Украине, анализировали антикоррупционные настроения украинского общества. 

Виталий Шабунин рассказал в том числе и о том, как и зачем создавались соответствующие антикоррупционные органы. Признаюсь: некоторые его суждения были резковаты и поражали своей категоричностью. Например, вот что Виталий Шабунин сказал о реформе правоохранительных органов:

- Нет смысла реформировать существующие правоохранительные органы. Например, Генеральная прокуратура – она… конченая. Это безнадёжный орган. Ее деятельность сосредоточена не на интересах государства, а на обогащении конкретных лиц.

Тогда и было принято решение создать отдельные органы – небольшие, но с нуля:

- НАБУ – национальное антикоррупционное бюро;

- НАПК – национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции;

- САП – специальная антикоррупционная прокуратура.

На некоторые вопросы захотелось получить от известного активиста-антикоррупционера более подробные ответы. Вот как на эти вопросы ответил Виталий Шабунин:

- С какой целью создавалось НАБУ? 

- Чтобы забрать расследование ТОП-коррупции у других органов, которые, мягко говоря, прогнили. Вот если коррупцию расследует СБУ, МВД и прокуратура, то по факту получается, что её не расследует никто – и спросить не с кого.

- Если сравнить усилия украинских антикоррупционных органов, результаты борьбы с коррупцией в Украине с опытом, скажем, европейских стран, насколько эффективно мы боремся с коррупционерами?

- Ни для кого не секрет, что Румынский директорат – это пример работы наилучшего антикоррупционного органа в мире. Его сотрудники начали задерживать чиновников категории – А (депутаты, министры и т.д.) на седьмой год своей работы. А НАБУ – в первый год, когда только приступил к расследованиям. 

Другое дело, что детективы НАБУ не могут и шага сделать без разрешения главного прокурора САП Назара Холодницкого...

 - Если пристальнее взглянуть на агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК): какова его роль в борьбе с коррупцией?

- У НАПК есть пять направлений деятельности – там и конфликт интересов, и финансирование политических партий. Но основным направлением деятельности этого органа является электронное декларирование. 

В сентябре-декабре прошлого года антикоррупционная реформа достигла существенного прогресса – и в это же время она столкнулась с массой преград со стороны политической верхушки.

Ключевое достижение за этот период – запуск электронной системы декларирования активов, доходов и расходов. Причём, запуск в том виде, как того требовали мы, граждане Украины, и наши западные партнёры. 

- Каков механизм работы электронного декларирования? Допустим, все е-декларации поданы, пресса написала, соседи узнали много «интересного» – что дальше? 

- У НАПК должен быть программный комплекс, который осуществит логически-арифметическую обработку всех деклараций. То есть это программа, которая берет электронную декларацию и сверяет её с государственными реестрами. Что-то не совпадает – декларация «подсвечивается». Всё просто…

Затем садится аналитик НАПК и начинает проверять несоответствия вручную. На этом этапе выяснилось бы, что львиная доля замечаний – это действительно несущественные ошибки, или сбои в реестрах.

Далее должны идти разбирательства: кому просто сделать предупреждение (неправдивые данные на сумму до 150 000 гривен), кому выписать административный штраф (неправдивые данные на сумму от 150 000 до 400 000 гривен), а кого привлечь к уголовной ответственности (от 400 000 гривен).

Но этой программы нет. НАПК отказались от нее в октябре 2016 года. Более того, у НАПК даже нет прямого доступа к реестрам! 

НАПК не проверило не единой декларации! Не единой! У них нет программного комплекса. Хочет ли НАПК это делать (проверять)? Нет! Почему? Всё дело в политически контролируемом руководстве этого органа.

Раньше в недоработках НАПК винили активистов, которые, якобы, предоставили некачественное программное обеспечение. Однако с момента, когда софт передали государству, прошло 9 месяцев – можно было сделать всё, что угодно. За полгода после первой волны декларирования никто ничего не сделал…

- Какие могут быть последствия от такой работы в сфере электронного декларирования?

- В конечном итоге это может дискредитировать саму систему. 

- Как этого не допустить? 

- Нужно «сносить» руководство НАПК.

Член НАПК Руслан Рябошапка также считает, что власть сегодня больше создаёт видимость борьбы, чем на самом деле борется с коррупцией:

 - То, что в Украине успели принять ряд антикоррупционных законов, это наше … везение. Сегодня у власти окончательно «развеялась» политическая воля.4

К сожалению, руководству государства удалось добраться до контроля над работой НАПК. В результате мы видим смешные преследования Сергея Лещенко и Юлии Марушевской, но не видим реальной борьбы с коррупцией.

*****

Реестр электронных деклараций дал мощную базу для расследований. Теперь граждане Украины, а также все желающие жители Славянска, могут с лёгкостью сверять то, что чиновники задекларировали, с их реальным образом жизни.

 Почему интернет-издание «Карачун» не публикует электронные декларации славянских чиновников?

На сегодняшний день реестр электронных деклараций заполнен информацией о том, кто из славянских декларантов (и членов их семей) сколько заработал, что купил/продал, что подарил, кому одолжил сколько денег и так далее. 

Безусловно, все это достаточно интересная информация для широкой аудитории. Но при этом нужно как-то «подключать мозги» и анализировать. Ведь в некоторых случаях (думаю, в большинстве случаев) всё имущество (пусть и дорогое) может иметь легальные источники происхождения. 

 Вот что по этому поводу говорит Виталий Шабунин:

- Я понимаю, что новостью есть просто наличие особняка – даже если он легальный. Но нужно задавать больше вопросов: мужик, а объясни, откуда у тебя этот дом? И ответ: «Моя жена – бизнесмен» – это не ответ. Нужно копать глубже. 

Информации просто о факте имущества мало! Нужно приучить чиновников к тому, что они будут обязаны объяснить историю происхождения всего того имущества. В большинстве случаев чиновника посадить не удастся! Но сделать ему «пиар-кампанию» – это в ваших, журналисты, руках.

К сожалению, сегодня система е-декларирования выглядит больше, как имитация реформ, нежели рабочий механизм… 

И ещё. 

Мне кажется, что если уж и браться за электронное декларирование, то нужно это делать более масштабно и всеобъемлюще. Тогда и получится – справедливо! Я, например, сторонник того, что подавать электронные декларации должны все – абсолютно все граждане Украины! 

Пусть декларации рядовых граждан будут в другом реестре – не в таком, как отчитываются чиновники! Но они должны быть. Ведь у коррупции есть и обратная сторона. Например, нечистый на руку бизнесмен точно так же ворует из бюджета наши деньги, как и тот чиновник, который «пилит бюджет»! Только делает это он через неуплату налогов. Так почему он не должен декларировать свои доходы\расходы?! Разве это справедливо?!

И если внедрить тотальное е-декларирование, то, может, тогда какой-нибудь особо ушлый коммерсант задумается над тем, а нужно ли ему столько нелегального имущества…

 А иначе получается так, что одни «обнажаются», а другие «подглядывают», хотя по факту сами ничем не лучше…

В начале этой статьи я упомянул четверостишие Игоря Губермана:

«Нельзя поднять людей с колен,

Покуда плеть нужна холопу;

Нам ветер свежих перемен

Всегда вдували через жопу»

Похоже на то, что антикоррупционная реформа в контексте электронного декларирования имеет такой же характер – «свежих перемен»…

А наша задача (журналистов, общественников и небезразличных граждан Украины) не допустить того, чтобы антикоррупционная реформа была похоронена коррупционерами из власти. 

Автор – Григорий КУЛЬБАКА