- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 14
Нам ветер свежих перемен всегда вдувают через *опу
«Нельзя поднять людей с колен,
Покуда плеть нужна холопу;
Нам ветер свежих перемен
Всегда вдували через жопу», – Игорь Губерман.
*****
Мы сегодня говорим на «Карачуне» о реформах: то ли о них, то ли об их видимости…
Вот, скажем, с чем вы ассоциируете столь низкий уровень жизни, который сегодня стал реальностью для многих украинцев? Ну, кроме того, что в Украине идёт так называемая антитеррористическая операция, которая, конечно же, отражается на благосостоянии украинцев. Думаю, что большинство читателей думают примерно так:
- Ну, с чем – с чем? Воруют все и везде. А в итоге нам (рядовым жителям) приходится потом расплачиваться за роскошную жизнь олигархов, больших политических элит и чиновников.
Вот и названа основная причина большинства наших бед – коррупция. Именно из-за нее украинцы не любят чиновников и политиков: «дорвался до власти и карманы набивает». И люди, конечно, правы: коррупция разъедает, унижает, убивает – государство и его граждан.
С трибун разного уровня не раз звучало: мол, если в Украине побороть (или хотя бы снизить к минимуму) коррупцию, то наша страна заживёт в унисон с Европой (то есть достигнет европейского уровня благосостояния).
После победы Революции Достоинства украинская власть задекларировала европейский вектор развития страны. Одна из основных реформ, реализуемых в Украине, называется преодоление коррупции. В ней -целый пакет антикоррупционных законов.
В конце прошлой недели журналист интернет-издания «Карачун» встречался с главой правления ОО «Центр противодействия коррупции» Виталием Шабуниным. Мы много говорили с ним о тех процессах, которые сегодня происходят в Украине, анализировали антикоррупционные настроения украинского общества.
Виталий Шабунин рассказал в том числе и о том, как и зачем создавались соответствующие антикоррупционные органы. Признаюсь: некоторые его суждения были резковаты и поражали своей категоричностью. Например, вот что Виталий Шабунин сказал о реформе правоохранительных органов:
- Нет смысла реформировать существующие правоохранительные органы. Например, Генеральная прокуратура – она… конченая. Это безнадёжный орган. Ее деятельность сосредоточена не на интересах государства, а на обогащении конкретных лиц.
Тогда и было принято решение создать отдельные органы – небольшие, но с нуля:
- НАБУ – национальное антикоррупционное бюро;
- НАПК – национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции;
- САП – специальная антикоррупционная прокуратура.
На некоторые вопросы захотелось получить от известного активиста-антикоррупционера более подробные ответы. Вот как на эти вопросы ответил Виталий Шабунин:
- С какой целью создавалось НАБУ?
- Чтобы забрать расследование ТОП-коррупции у других органов, которые, мягко говоря, прогнили. Вот если коррупцию расследует СБУ, МВД и прокуратура, то по факту получается, что её не расследует никто – и спросить не с кого.
- Если сравнить усилия украинских антикоррупционных органов, результаты борьбы с коррупцией в Украине с опытом, скажем, европейских стран, насколько эффективно мы боремся с коррупционерами?
- Ни для кого не секрет, что Румынский директорат – это пример работы наилучшего антикоррупционного органа в мире. Его сотрудники начали задерживать чиновников категории – А (депутаты, министры и т.д.) на седьмой год своей работы. А НАБУ – в первый год, когда только приступил к расследованиям.
Другое дело, что детективы НАБУ не могут и шага сделать без разрешения главного прокурора САП Назара Холодницкого...
- Если пристальнее взглянуть на агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК): какова его роль в борьбе с коррупцией?
- У НАПК есть пять направлений деятельности – там и конфликт интересов, и финансирование политических партий. Но основным направлением деятельности этого органа является электронное декларирование.
В сентябре-декабре прошлого года антикоррупционная реформа достигла существенного прогресса – и в это же время она столкнулась с массой преград со стороны политической верхушки.
Ключевое достижение за этот период – запуск электронной системы декларирования активов, доходов и расходов. Причём, запуск в том виде, как того требовали мы, граждане Украины, и наши западные партнёры.
- Каков механизм работы электронного декларирования? Допустим, все е-декларации поданы, пресса написала, соседи узнали много «интересного» – что дальше?
- У НАПК должен быть программный комплекс, который осуществит логически-арифметическую обработку всех деклараций. То есть это программа, которая берет электронную декларацию и сверяет её с государственными реестрами. Что-то не совпадает – декларация «подсвечивается». Всё просто…
Затем садится аналитик НАПК и начинает проверять несоответствия вручную. На этом этапе выяснилось бы, что львиная доля замечаний – это действительно несущественные ошибки, или сбои в реестрах.
Далее должны идти разбирательства: кому просто сделать предупреждение (неправдивые данные на сумму до 150 000 гривен), кому выписать административный штраф (неправдивые данные на сумму от 150 000 до 400 000 гривен), а кого привлечь к уголовной ответственности (от 400 000 гривен).
Но этой программы нет. НАПК отказались от нее в октябре 2016 года. Более того, у НАПК даже нет прямого доступа к реестрам!
НАПК не проверило не единой декларации! Не единой! У них нет программного комплекса. Хочет ли НАПК это делать (проверять)? Нет! Почему? Всё дело в политически контролируемом руководстве этого органа.
Раньше в недоработках НАПК винили активистов, которые, якобы, предоставили некачественное программное обеспечение. Однако с момента, когда софт передали государству, прошло 9 месяцев – можно было сделать всё, что угодно. За полгода после первой волны декларирования никто ничего не сделал…
- Какие могут быть последствия от такой работы в сфере электронного декларирования?
- В конечном итоге это может дискредитировать саму систему.
- Как этого не допустить?
- Нужно «сносить» руководство НАПК.
Член НАПК Руслан Рябошапка также считает, что власть сегодня больше создаёт видимость борьбы, чем на самом деле борется с коррупцией:
- То, что в Украине успели принять ряд антикоррупционных законов, это наше … везение. Сегодня у власти окончательно «развеялась» политическая воля.4
К сожалению, руководству государства удалось добраться до контроля над работой НАПК. В результате мы видим смешные преследования Сергея Лещенко и Юлии Марушевской, но не видим реальной борьбы с коррупцией.
*****
Реестр электронных деклараций дал мощную базу для расследований. Теперь граждане Украины, а также все желающие жители Славянска, могут с лёгкостью сверять то, что чиновники задекларировали, с их реальным образом жизни.
Почему интернет-издание «Карачун» не публикует электронные декларации славянских чиновников?
На сегодняшний день реестр электронных деклараций заполнен информацией о том, кто из славянских декларантов (и членов их семей) сколько заработал, что купил/продал, что подарил, кому одолжил сколько денег и так далее.
Безусловно, все это достаточно интересная информация для широкой аудитории. Но при этом нужно как-то «подключать мозги» и анализировать. Ведь в некоторых случаях (думаю, в большинстве случаев) всё имущество (пусть и дорогое) может иметь легальные источники происхождения.
Вот что по этому поводу говорит Виталий Шабунин:
- Я понимаю, что новостью есть просто наличие особняка – даже если он легальный. Но нужно задавать больше вопросов: мужик, а объясни, откуда у тебя этот дом? И ответ: «Моя жена – бизнесмен» – это не ответ. Нужно копать глубже.
Информации просто о факте имущества мало! Нужно приучить чиновников к тому, что они будут обязаны объяснить историю происхождения всего того имущества. В большинстве случаев чиновника посадить не удастся! Но сделать ему «пиар-кампанию» – это в ваших, журналисты, руках.
К сожалению, сегодня система е-декларирования выглядит больше, как имитация реформ, нежели рабочий механизм…
И ещё.
Мне кажется, что если уж и браться за электронное декларирование, то нужно это делать более масштабно и всеобъемлюще. Тогда и получится – справедливо! Я, например, сторонник того, что подавать электронные декларации должны все – абсолютно все граждане Украины!
Пусть декларации рядовых граждан будут в другом реестре – не в таком, как отчитываются чиновники! Но они должны быть. Ведь у коррупции есть и обратная сторона. Например, нечистый на руку бизнесмен точно так же ворует из бюджета наши деньги, как и тот чиновник, который «пилит бюджет»! Только делает это он через неуплату налогов. Так почему он не должен декларировать свои доходы\расходы?! Разве это справедливо?!
И если внедрить тотальное е-декларирование, то, может, тогда какой-нибудь особо ушлый коммерсант задумается над тем, а нужно ли ему столько нелегального имущества…
А иначе получается так, что одни «обнажаются», а другие «подглядывают», хотя по факту сами ничем не лучше…
В начале этой статьи я упомянул четверостишие Игоря Губермана:
«Нельзя поднять людей с колен,
Покуда плеть нужна холопу;
Нам ветер свежих перемен
Всегда вдували через жопу»
Похоже на то, что антикоррупционная реформа в контексте электронного декларирования имеет такой же характер – «свежих перемен»…
А наша задача (журналистов, общественников и небезразличных граждан Украины) не допустить того, чтобы антикоррупционная реформа была похоронена коррупционерами из власти.
Автор – Григорий КУЛЬБАКА