- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 3
Бандера в огне: кто в Славянске использует орудие фашистов
Как можно отмечать день рождения проводника ОУН абсолютно типичной акцией немецких нацистов, которые бросили его в концлагерь, замучили родных братьев и тысячи ближайших соратников?
Не люблю мистификаций вокруг фигуры Степана Бандеры, потому что почти ничего из того, что ему приписывают, он на самом деле не совершал. Бандера был настоящим патриотом, страдальцем, жертвой трех антиукраинских режимов, а посмертно еще и стал символом, поэтому заслуживает должного уважения и чествования. Но почему именно такого? Давайте зададим себе несколько риторических вопросов, которые немножко раскрывают суть некоторых "ценителей"
Первое: Были ли ОУН и УПА структурами хоть как-то связанными с немецким нацистским режимом?
Кажному адекватному человеку понятно, что нет. Несколько незначительных эпизодов в начале войны очень скоро были демаскированны, и для самих немцев стало слишком понятно, что их использовали. Поэтому они еще с начала июля 1941 года направили жестокие репрессии против членов ОУН – тысячи расстрелянных патриотов только в отместку за акт 30 июня. Сам Бандера почти всю войну отсидел в нацистском концлагере. Да, в терпимых условиях, но его родных братьев в немецких концлагерях замучили до смерти.
Второе: Были ли у ОУН традиции факельных шествий?
Нет, не было. ОУН часто использовали церковные и похоронные процессии и памятные акции для проведения своих политических манифестаций. Они также позаимствовали некоторые механизмы у советской пропаганды (политинформации, политпросвещения, применение агитационных листовок, изображений и т.п.), но ничего подобного факельным шествиям никогда не было. Использование факелов никогда не применялось для пропагандистских или торжественных событий в УПА. В диаспоре члены революционной ОУН Степана Бандеры (как и все другие ответвления организации) также никогда не проводили факельных шествий. И за время существования организации это была вполне сознательная позиция. Почему? Ответ на следующий вопрос несколько прояснит.
Третье: Кто использовал факельные шествия?
В своих политических и пропагандистских мероприятиях всего эту методику психологического воздействия на публику применяли члены национал-социалистической партии Германии Адольфа Гитлера. Факелы и массовые шествия с ними стали для нацистов одним из главных орудий во время проведения массовых акций. На стыке ленинской и сталинской диктатуры попытки применить факелы как антураж для политических действ были и в большевистской Россие. Но, в отличие от Гитлера, советские вожди не придавали такого значения подобным деталям.
Четвертое: Так что же происходит 1 января уже много лет в Киеве и многих других городах Украины?
Это точно не может быть названо должным почитанием Степана Бандеры. Это откровенное кощунство, все равно, как если бы его чествовали под пение Интернационала и с красными флагами и портретами Сталина и Ленина. Ну как можно отмечать день рождения проводника ОУН абсолютно типичной акцией немецких нацистов, которые его самого бросили в концлагерь, замучили родных братьев и тысячи ближайших соратников?
Нет, это не означает, что после Гитлера использование факельных шествий дискредитировано навсегда. Но есть же какой-то предел здравого смысла. Для исторических, скорбных, культурных шествий без яркого политического окраса это вполне приемлемо. И сочетание факельных шествий с радикальными политическими лозунгами и жестким языком ультиматумов и нетерпимости – это уже 100% калька с нацизма.
Пятое: Зачем они это делают?
Думаю, что все началось с глупости и любви к дешевым эффектам. Именно такие мотивы в начале были определяющими и для Гитлера – это уже потом факел стал символом огня, которым Рейх планировал поджечь весь мир. Но не только это сейчас является определяющим. Некоторые из организаторов и зачинателей этих акций не раз были заподозрены в финансовой и идеологической нечистоплотности. Поэтому предположение, что это все делается за большие деньги, чтобы сделать надлежащую картинку для рашистских (а заодно для европейских телеканалов), только на первый взгляд кажется таким уж невероятным.
И еще одно. Среди участников этих акций далеко не все являются сторонниками идеологии национализма. Среди них и апологеты как раз таки нацистских идей, которые, подчеркиваю, с украинским национализмом ничего общего не имеют. Реальные нацисты встречаются и в Свободе – еще больше их в той структуре, которая после ухода Яроша продолжает мутировать, но и до сих пор почему-то называется Правым сектором. А Национальный Корпус даже не пытается скрывать, что они являются апологетами нацизма именно в его гитлеровском исполнении.
Автор – Тарас Черновол, политолог. Новое Время