У соленых озер и в сосновых лесах Святогорья…

У соленых озер и в сосновых лесах Святогорья…

Дабы убедиться в том, что ошибаются те, кто утверждает, мол, Донецкая область не для туристов: шахты и терриконы, металлургические и коксохимзаводы – сплошная промзона. Поэтому, мол, что тут делать туристам и чем здесь любоваться? Посмотрим!

«Кто назвал тебя захолустьем? А я с рождения здесь жить хотел…» – такими словами начинается популярная песня «Тихий мой Славянск», автором и исполнителем которой является наш знаменитый земляк Геннадий Тимофеев. При жизни он долгое время работал электриком на Славянском курорте, и в своем творчестве многократно воспевал и Славкурорт, и родной город. Геннадий Тимофеев прославлял своим творчеством тот Славянск, который в лучшие свои годы, действительно, был весьма привлекательным городом, как для жизни в нем, так и для отдыха-лечения.

Сегодня, когда Украина по известным причинам находится в глубокой экономической впадине, политики и экономисты выдвигают различные идеи о возможностях поиска новых источников доходов на собственной территории. Одним из таких источников является развитие туристической отрасли. Но здесь тоже имеются проблемы, связанные с военными действиями на востоке страны. Вооруженный конфликт в Украине повесил на экономику страны тяжелые гири. И если по всей Украине туристическая привлекательность таки набирает обороты (на фоне аннексии Крыма и потери части курортной линии Азовского побережья), то у нас, в украинском Донбассе, туристические перспективы пока что призрачные.

Впрочем, может быть, нам это так только кажется?

Есть такой стереотип: «На Донбассе кроме терриконов и заводов смотреть больше не на что». Мой друг по школе оканчивал университет в Киеве. Однажды его сосед по комнате в общежитие (родом из Ровного) спросил: «А правда, что у вас (на Донбассе), если одеть белую куртку, то к вечеру она уже черная?».

Увы, такое представление о Донбассе, как регионе сугубо индустриальном, долгое время прочно сидело в головах многих наших сограждан. Это не удивительно, ведь до вооруженного конфликта для многих граждан страны знание географии, достопримечательностей и особенностей природного ландшафта Донецкой области ограничивалось в основном промышленными центрами – Донецком и Мариуполем, и то, зачастую, только понаслышке. Даже о Святогорье знали лишь те украинцы, которым посчастливилось в нем побывать. Восторженные отклики после этого лились ручьем.

А мы, жители северной части Донецкой области, уже настолько привыкли и к красотам Святогорска, и к целебным соленым озерам Славянска, и Голубым озерам и сосновым лесам на Лиманщине, что не всегда ценим эти блага, данные природой. Поэтому, прежде чем мы углубимся в туристические характеристики нашего края в целом и Славянска в частности, давайте вспомним, какие красоты мы, жители Славянска, имеем «под боком».

Дабы еще раз убедиться в том, что ошибаются те, кто утверждает, мол, Донецкая область не для туристов: шахты и терриконы, металлургические и коксохимзаводы – сплошная промзона. Поэтому, мол, что тут делать туристам и чем здесь любоваться? Посмотрим!

Святогорск

Святогорск – сегодня это город с почти пятью тысячами местных жителей, который во время вооруженного конфликта в Славянске принял более 30 тысяч переселенцев. Здесь вам и Национальный природный парк «Святые горы», и широкое русло Северского Донца с множеством пляжей, хвойный и смешанный лес, 600-летний дуб, уникальные сосны, которые растут на меловых горах, монастырские пещеры, чистейший воздух и памятники погибшим героям Второй мировой войны.

Святогорск использует свой потенциал эффективно – многие жители города и прилегающих сел заняты в рекреационной сфере, а строительство пансионатов и гостиниц не утихает даже сегодня, в кризисное время. Святогорск расположен всего в 30 километрах от Славянска. Многие жители города запросто ездят туда-сюда на велосипедах.

Голубые озёра

Донбасс не для туристов? Регион-промзона? Да, порой промышленные предприятия дают хороший «побочный» эффект, закладывая фундамент под … туристическое будущее. Вот, например, в соседнем Лиманском районе ещё во времена СССР (после Второй мировой войны) был построен завод по производству силикатного кирпича. Основным сырьём для его производства был песок, который добывали неподалёку от завода. В ходе углубления песчаных карьеров внизу начала появляться родниковая вода, которая вскоре заполняла котлован полностью. Таким образом, в 25 километрах от Славянска сформировалось несколько крупных озёр с песчаным дном. Соответственно, в свете дневного солнца такое озеро действительно имеет светло-голубой окрас. Отсюда и название – «Голубые озера». Долгое время лиманские предприниматели почему-то не использовали огромные возможности для развития туристического бизнеса у озёр на полную мощность. А вот в последние годы – что ни лето, то новая база отдыха вырастает у берегов Голубых озер. Здесь уже оборудованы и вполне цивилизованные пляжи: с горками, кафешками, прокатом катамаранов и водных мотоциклов, душем, лежаками и шезлонгами в тени и т.д.

Недавно популяризация наших Голубых озёр вышла на новый уровень: в начале июля на одном из крупных пляжей был организован двухдневный музыкальный фестиваль, куда были приглашены артисты всеукраинского масштаба: Антитела, Тартак, Братья Гадюкины и так далее. Народ там тогда «зажигал» по полной программе! На будущий год организаторы фестиваля вынашивают новые, еще более грандиозные планы.

Щурово + Брусин

Проехав 20 километров от Славянска в сторону Лимана, можно оказаться в Щурово – курортное село, расположенное на берегу Северского Донца. Ещё лет 10 назад на территории Щурово можно было поселиться разве что в домиках, которые когда-то были собственностью какого-то предприятия. Разумеется, условия проживания в подобных номерах многих не устраивали. Однако прошло несколько лет, и сегодня на берегу Донца в Щурово можно отдыхать в коттеджах европейского уровня.

Увы, не столь радужно пока что выглядит картинка в селе Брусин. Там почему-то не видно новых объектов туристической инфраструктуры. И туристов, соответственно, гораздо меньше даже визуально.

Маяки, Сидорово, Татьяновка

Эти сёла Славянского района также стоят на берегу Северского Донца. Но почему-то цивилизованный туризм туда ещё не добрался. А пока побережье успешно осваивают дачники.

И шахты бывают заманчивы!

Неподалёку от Бахмута есть городок Соледар. Там тоже шахта, только соляная. Кроме прямого своего предназначения – добычи каменной соли – соляная шахта представляют большой интерес для туристов. Внутри шахты есть футбольное поле, концертный зал! Стены, потолки, различные фигуры и деревья – всё из соли.

А в самом Бахмуте тоже творчески подошли к созданию туристических объектов. Например, подземные экскурсии в штольнях Артёмовского завода шампанских вин пользуются огромной популярностью. Особенно привлекает «финальный аккорд» экскурсий: дегустация знаменитого Артемовского шампанского. Что и говорить: приятно пить вкуснейшее прохладное шампанское в расположенном под землей дегустационном зале. Особенно, когда на поверхности – плюс сорок…

Азовское побережье

Сегодня часть прибрежной зоны Азовского моря и некогда популярные места летнего отдыха (Седово, Безыменное) находится не под контролем украинской власти. Некоторые посёлки, такие как Широкино, ещё в течение нескольких лет после наступления мира не смогут восстановить разрушенную инфраструктуру. Тем не менее, на южной границе Донецкой и Запорожской области в полную силу принимают отдыхающих популярные курортные поселки и села: Урзуф, Старая и Новая Ялта, Юрьевка, Мелекино, Бердянск, Кириловка и т.д. Причём, вышеупомянутые курорты сегодня получают колоссальный туристический прирост! (одна из причин их повышенной популярности – аннексированный Крым)

Что у нас, в Славянске?

А у нас есть все шансы залатать бюджетные «дыры», сформировавшиеся из-за разрушенной промышленности и высокого уровня теневой экономики, за счёт привлечения большого туристического потока. Тем более, что некоторые бюрократические процессы уже пройдены. Весной 2011 года Славянск получил статус города-курорта государственного значения. Это заслуга природы, которая подарила нам лечебные озёра и целебную грязь.