- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 1
Что должно произойти, чтобы от нас всех осталось "мокрое место"
Сегодня, 14 декабря, как обычно в этот день, в Украине чествовали чернобыльцев – участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При этом многие вспоминали трагические события той страшной ночи 26 апреля 1986 года. Рассказывали о том, как Украина «укротила» аварийный реактор, как строили едва ли не всем миром саркофаг над четвертым реактором ЧАЭС. Многие до сих пор думают, что самая большая ядерная опасность в Украине исходит от Чернобыля.
Но специалисты на сей счет совсем другого мнения. Вот что рассказал в интервью журналисту «ЗН» непосредственный участник ликвидации аварии на ЧАЭС, эксперт по энергетике, автор ряда законов по ядерной и радиационной безопасности, народный депутат Украины первого созыва Владимир Усатенко.
Предлагаем вниманию читателей «Карачуна» фрагмент этого интервью.
— В каком состоянии сейчас в Украине находятся хранилища ядерных отходов?
— Хранилища находятся в различных учреждениях, частично в воинских частях. Они вообще в неопределенном состоянии. Все должно быть под постоянным контролем, и утрата контроля считается очень большой аварией. К сожалению, у нас очень мало специалистов в этой сфере. И появилась какая-то абсолютно бредовая идея – не отправлять никуда отработанное топливо, поскольку это дорого, и накапливать его в Украине. Из одной тонны отработанного топлива образуется примерно 130 кг отходов. Скажем, на Запорожской АЭС уже порядка 250 хранилищ отработанного ядерного топлива построили, по 10 тонн отработанного топлива в каждой башне.
— В Донецке находится хранилище ядерных отходов. Его район периодически находится под обстрелами. Возможна ли из не него утечка радиации?
— В том случае, если попадет снаряд. Этот могильник является проблемным. Там находится около 65 захороненных источников излучения. Жидких отходов порядка 140 кубических метров, примерно 12 Кюри активности.
Но самое опасное место – это в Запорожье. Там, кроме шести блоков, еще почти 250 башен, в которых хранится отработанное ядерное топливо. Это идеальный объект для того, чтобы устроить там какую-нибудь диверсию. Если в результате ведения боевых действий и туда что-то прилетит, территория от Северного Кавказа до Балкан будет нежилой зоной. И тогда уже в будущем будут туда свозить радиоактивные отходы со всего мира. Может быть, такую перспективу кто-то рисует? Но мне о таком страшно даже подумать.