- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 34
Как торговая блокада ОРДЛО уже бьёт по Славянску
Когда-то здесь был вход на территорию ВНИИМЕТМАША
В сегодняшнем Славянске работающие промышленные предприятия – большая редкость. Их можно перечислить по пальцам одной руки. Одним из немногих оставшихся «в живых» предприятий-тяжеловесов является Славянский машиностроительный завод (СМЗ).
Большинство жителей города знают, что СМЗ расположен в конце улицы Светлодарской (Чубаря) – где-то за стадионом «Химик». Но оказывается, мощности машиностроительного завода расположены и на другой промышленной площадке Славянска.
Помните, когда-то в городе работал «УкрНИИметаллургмаш»? Или, как его называли в народе, ВНИИМЕТМАШ? Так вот еще в 2008 году (путём санации) это предприятие стало частью Славянского машиностроительного завода. И теперь на входе в административное здание красуется соответствующая табличка.
Журналист «Карачуна» сегодня впервые побывал на «новой» территории СМЗ – в тех цехах, где когда-то осуществлял производственную деятельность ВНИИМЕТМАШ. Теперь расскажу вам, уважаемые читатели, о том, как сегодня обстоят дела в мощном, тяжёлом и высокотехнологичном производстве, которое имеет большой потенциал к развитию.
Председатель правления публичного акционерного общества «Славянский машиностроительный завод» Павел Придворов комментирует:
- В 2008 году предприятие находилось в достаточно сложном положении: и финансовом, и материально-техническом. Есть немало сложностей и сегодня. Тем не менее, мы не опускаем руки. И уже есть определённые площадки предприятия, которыми можно гордиться. Также идёт процесс постоянной модернизации станков и оборудования.
Что же это за проблемы, о которых сегодня говорит Павел Придворов?
Уже несколько недель одной из основных тем информационного поля Украины является энергетическая блокада неподконтрольных Украине территорий Донбасса. О её возможных последствиях говорят на различных уровнях: от «дома на кухне» до Президента с Премьером.
Что касается жителей Славянска, то мы, естественно, переживали из-за проблем с поставками угля на Славянскую ТЕС. Но, как показывает жизнь, проблемы могут «прилетать» откуда угодно… «Прилетели» они и на СМЗ. Рассказывает Павел Придворов:
Как СМЗ потерял 3 миллиона гривен?
- На сегодняшний день для нашего предприятия «первой ласточкой» блокады, которая принесла нам неприятности, стала остановка Енакиевского металлургического завода. В письме от ЕМЗ в наш адрес так и написано: в связи с энергетической блокадой … приостанавливаем этот заказ, и возможно, он будет аннулирован.
Размер заказа – около 3 миллионов гривен. Где-то 20 % работ мы уже успели выполнить.
Кстати, сейчас подобная ситуация наблюдается на многих предприятиях Украины, куда СМЗ сбывал продукцию. Уменьшение объёмов заказов уже чувствуется.
Кто-то, возможно, подумает: мол, потерял завод деньги, и что? Нам то какая разница? Они, «хозяева» завода, – богатые люди: очередной джип не поменяют.
Но только если вникнуть в суть проблемы глубже, то выводы могут быть совсем другие.
Вот что по этому поводу говорит Славянский городской голова Вадим Лях:
- 3 миллиона гривен потерял завод из-за так называемой торговой блокады. Это говорит о том, что сотрудники предприятия недополучат заработную плату, а городской бюджет потеряет в наполняемости – это может быть достаточно ощутимо, ведь по итогам 2016 года СМЗ вошёл в первую десятку по размеру плательщиков налога с доходов физических лиц (НДФЛ). А этот налог – основная статья доходной части бюджета города.
Остановка предприятий, завязанных на угле, повлечёт за собой колоссальные сбои в работе многих других предприятий. Когда из цепочки выпадает одно звено, то разрывается вся цепь.
Информация о предприятии:
На СМЗ сегодня производят коксохимическое-, горно-шахтное-, подъёмно-транспортное оборудование и оборудование металлургического комплекса.
На обеих площадках производственных мощностей СМЗ работает около 570 человек. Более того, предприятие постоянно ведет прием рабочих! Чтобы обеспечить выполнение планируемых объёмов заказов, нужно набрать в штат ещё от 50 до 150 сотрудников рабочих специальностей. Средняя зарплата на заводе сейчас – 4200 гривен. Предприятие также готово обучать персонал. Чтобы обеспечить завод кадрами, руководство предприятия вернулось к старым методам – к наставничеству. Например, опытный мастер (пенсионер), который по состоянию здоровья не может работать у станка, обучает ремеслу работе молодых рабочих. Так что предприятие готово брать на работу и учеников.
О некоторых особенностях работы машиностроительного предприятия рассказал Павел Придворов:
- С какими проблемами пришлось столкнуться предприятию в связи с переформатированием рынка?
- Поскольку основным рынком сбыта для нас является Казахстан (его доля около 50 % всей реализуемой продукции) достаточно ощутимой проблемой является логистика, потому как нет возможности доставки в Казахстан через РФ, и приходится везти паромом, тем самым, увеличивая себестоимость товара.
И если раньше эксплуатация 20-тонника нам обходилась в 70-80 тысяч гривен, то сегодня цена вопроса – 200 000 гривен.
30% сбыта идёт на рынок Российской Федерации, а оставшиеся 20% – это внутренний рынок. На внутреннем рынке, надёжным и крупным покупателем являются предприятия группы Метинвест.
До событий, начавшихся в 2014 году, рынок РФ достигал 70 % всего сбыта СМЗ.
- Планируете ли вы выходить на европейский рынок?
- Мы всегда находимся в поисках новых рынков сбыта. Например, недавно мы заключили контракт со шведской компанией до 2020 года.
- В связи с известными событиями приходилось ли вам увольнять своих рабочих?
- В течение этого достаточно сложного периода на заводе не был сокращен ни один работник. Правда, есть небольшая задержка с выплатой зарплаты – около двух недель. Но мы стараемся этого не допускать.
- Сегодня нередки случаи передела собственности, рейдерства. Не сталкивались ли вы с каким-либо давлением: административным, политическим?
- На нас не оказывалось никакого давления. Сложности в другом: в сложной экономической ситуации в стране, отсутствии кредитования, несовершенная логистика, дефиците рабочих кадров и разрыве экономический связей с постсоветскими рынками.
Машиностроительная отрасль любит тишину – для этого производства характерен огромный цикл. На производство одной машины уходит 4-6 месяцев. А рынок диктует условия такие, что на предоплату рассчитывать не приходиться…
Кстати, кроме сохранения и развития производства в планах у руководства Славянского машиностроительного завода есть ещё и социальные идеи: создание музея истории предприятия, реконструкция общежития, где будут жить сотрудники завода, строительство хотя бы десятка домиков в виде базы отдыха при заводе.
Это – машина углезагрузочная. В узких кругах её называют МУЗА. Она уже практически готова ждёт финальных штрихов: окончательная сборка, испытание, разборка, покраска, упаковка и доставка (ЖД или авто) в Казахстан.
С помощью этого оборудования будут поднимать руду из шахты
Руководитель СМЗ Павел Придворов делится планами с мэром Славянска Вадимом Ляхом
Вот с таким настроением работают некоторые сотрудники машиностроительного завода
Продолжается ремонт административных помещений завода
А так выглядит душевая для работников завода: чисто и уютно