- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 1
Ползучий саботаж
Автор – Сергей Лещенко, Новое Время
Недавно мне довелось выступить на двух конференциях — в Тбилиси и Киеве. В Грузии на одной из панелей соседом оказался бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, один из самых ярких адвокатов Украины в Европе. Он рассказал о том, что был приглашен в группу советников президента Петра Порошенко, но за два года они провели всего одну встречу. Описывая наши реалии, Кубилюс предупреждает: “Хватит разговоров о том, наполовину пуст или полон стакан украинских реформ. Главное — не разбить его”. Случай Кубилюса не единичный. Из-за саботажа Банковой свой контракт с Порошенко отказался продлить и бывший вице-премьер Польши эпохи реформ Лешек Бальцерович.
В Киеве, где проходила конференция Ялтинской европейской стратегии, закулисное обсуждение касалось создания Антикоррупционного суда. Петр Порошенко уже не стесняется публично саботировать этот вопрос. Выпытывая у западных гостей, есть ли в их странах антикоррупционные суды, президент явно лукавил — поскольку в США и Германии суды общей юрисдикции работают независимо, потребности в таких отдельных органах нет.
Дискредитируя идею, президент стал перечислять государства с отдельными судами по антикоррупционным делам — и вспомнил Уганду. Но даже здесь он ошибся с примером. Да, там низкий уровень жизни и авторитарный режим, но от британцев у них осталась система права, а созданный антикоррупционный суд работает достаточно активно. И главное — в Уганде собственными силами создали систему электронного декларирования, охватывающую уже 25 тыс. чиновников. Причем, в отличие от Украины, добились этого без принуждения Евросоюза или других “старших товарищей”, а добровольно.
Один демарш произошел из‑за назначения на конкурсах руководителей госкомпаний, которые становятся дойными коровами для коррумпированных политиков. Для этой процедуры был создан номинационный комитет, куда вошли министры и иностранцы. Но вопреки протестам независимых членов, директором государственного аэропорта Борисполь назначили Павла Рябикина, после чего возмущенный глава представительства МВФ объявил о выходе из состава номинационного комитета. Причем он сопроводил это сокрушительное заявление письмом: “Не пришлось долго ждать, чтобы заметить, что номинационный комитет не соответствует тем ожиданиям, которые на него возлагались”. Процесс назначения глав госкомпаний на конкурсах простаивал все первое полугодие — а значит, каждый день кто‑то получал свое с этих потоков.
Еще более вопиющий саботаж происходит с реформой СБУ, которую должны лишить права расследовать экономические преступления. Уже полтора года (!) без ответа со стороны Украины лежит проект, подготовленный офисом связи НАТО и миссией помощи ЕС. Документ блуждает по коридорам Банковой, и никто не берет на себя ответственность сказать европейцам правду: Порошенко рассматривает СБУ как личную вотчину, при помощи которой можно устраивать передел рынков и политические преследования. Но другая правда состоит и в том, что без этой реформы невозможно сближение с НАТО. И все разговоры о подаче заявки на членство без реальных действий — просто пиар накануне предстоящих выборов.
Украинцы заслуживают лучшей власти, способной провести реформы без оглядки на личные интересы президента, министров или депутатов. Во многих сферах украинцы могут дать фору самим европейцам. Современная культура, мода, музыка, уличные граффити делают Киев одним из самых интересных городов в мире. А борьба с коррупцией сделает нас таким же гражданским феноменом, как Румыния. Поэтому нынешние скептические заявления европейцев о будущем Украины рано или поздно будут посрамлены. Когда‑то очень давно, еще в 2003 году, комиссар ЕС по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген уверял, что Украина никогда не станет частью Соглашения об ассоциации. Но Украина стала, а фамилию Ферхойгена уже мало кто вспомнит. Все, что нам нужно,— это делать свое домашнее задание — реформы. А от политиков, стоящих на пути,— просто избавляться. И чем быстрее — тем лучше.