- Категорія
- Статті
- Дата публікації
- Кількість переглядів
- 12
Образование ради образования, а дальше - работа не по специальности
Ситуация с качеством и релевантностью знаний выпускников украинских средних и высших учебных заведений приобрела критический характер.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет автор издания Юлия Самаева. По ее словам, широко распространенный миф о высокообразованной рабочей силе в Украине уже не соответствует действительности. "Зачастую украинцы получают образование ради образования, часто работая не по специальности и занимаясь трудом, не требующим высокой квалификации. Более того, опросы подтверждают, что годы обучения в школах и высших учебных заведениях уже не воспринимаются украинцами как денежные инвестиции в их будущее. Как данность, как подарок родителей или государства, но не как финансовое вложение, которое в идеале должно принести такие же финансовые выгоды в будущем", – отмечает автор. По ее словам, украинские инвестиции в образование и человеческий капитал не дают никакой экономической отдачи. "Да, Украина в мировых лидерах по количеству взрослого населения, имеющего высшее образование. Но если в большинстве стран количество высокообразованных людей прямо влияет на рост ВВП, то в Украине эта связь отсутствует. То есть наши инвестиции в человеческий капитал в итоге не приносят ожидаемых результатов. Более того, даже сейчас мы зачастую "инвестируем" в специальности, которые окажутся непригодными уже в ближайшем будущем", – подчеркивает Самаева. Данная проблема, по мнению автора, касается даже тех высокотехнологичных отраслей экономики, в которых украинские специалисты сумели зарекомендовать себя хорошо. "Хваленые украинские IT-специалисты, массово экспортируемые в развитые страны, — это не более чем интеллектуальное сырье (такое же, как и другие наши экспортные статьи). Среди них практически нет высококлассных специалистов — архитекторов сложных систем, аналитиков, оптимизирующих процессы, менеджеров сложных проектов, подавляющее большинство украинских айтишников — инженеры низшего уровня (Junior QA engineer)", – отмечает она. Самаева указывает, что для исправления ситуации систему образования необходимо реформировать коренным образом, сделав ставку на подготовку специалистов, востребованных в недалеком будущем.