Зачем охранять развалины АИЗа?

Зачем охранять развалины АИЗа?

Оказывается, завод «умер» не полностью…

Интернет-издание «Карачун» недавно показало, во что превратился Славянский арматурно-изоляторный завод (см. статью «Кому «цеплять медаль» за развал АИЗа?» от 10 февраля). Тогда же мы разместили на «Карачуне» видеосъемку развалин АИЗа, сделанную с помощью дрона активистами Славянского краеведческого музея с высоты птичьего полета.

Видео разрушенного АИЗа подтолнуло журналиста «Карачуна» к желанию самому посмотреть: что осталось сегодня от бывшего арматурно-изоляторного завода.

… Чтобы увидеть развалины АИЗа, не обязательно заходить на территорию предприятия. Все заводские «красоты» отлично просматриваются с переулка Ярослава Мудрого (бывший переулок Урицкого).

Но, конечно, со стороны ул. Добровольского все это выглядит более «колоритно». Вот как, например, сегодня выглядит заводоуправление АИЗа.

Здание, конечно, еще можно при необходимости восстановить. Но для кого, зачем? Да и кто будет в это дело «вкладываться»… 

Ближе к центральной проходной предприятия – вообще «картина маслом»: руины, развалины. Примерно так, наверное, выглядел АИЗ в сентябре 1943 года – после того, как город был освобожден от фашистских оккупантов. 

Возле центральной проходной стоят две легковушки. Въездные ворота открыты. Захожу на территорию бывшего АИЗа, фотографирую.

Я успел сделать всего несколько кадров, как ко мне быстрым шагом подошел мужчина.

- Что вы тут делаете? Зачем фотографируете? Кто разрешил?,- вопрошал он, чем сильно меня озадачил.

А что, нужно у кого-то спрашивать разрешения на фотосъемку руин?,- удивился я.

- Немедленно покиньте территорию завода!,- потребовал мужчина.

-Завода?! Это – завод?! Вы шутите… Не могут руины быть заводом! Я – журналист и хочу походить с фотоаппаратом по территории бывшего предприятия, чтобы иметь представление о масштабе разрушений АИЗа. Почему вы мне запрещаете это сделать?

- Идите на проходную к начальнику охраны за разрешением,- дал мне совет человек, который был, судя по всему, охранником. Только непонятно: что он здесь охраняет?!

В небольшом помещении, которое когда-то было заводской проходной, было хотя бы тепло: печка-буржуйка с выведенной в окно трубой, создавала ощущение уюта. Навстречу мне вышел начальник охраны. Было видно, что человек свое дело знает:

Вы находитесь на территории предприятия – общества с ограниченной ответственностью «Арматурно-изоляторный завод». Все вопросы – к собственнику предприятия Джондо Голфвиидзе. Если он разрешит – мы пропустим вас на предприятие.

-А где его можно найти?

- В Киеве. 

-Вы все время говорите: предприятие. Но где оно – это предприятие? Здесь же одни развалины! Или остались еще какие-то «живые» цеха?

– Да, у нас в рабочем состоянии два цеха: уникальной арматуры и кузнечно-прессовый. Но с 2013 года они законсервированы и не работают.

Примерно в таком духе наш диалог, к которому вскоре подключился и охранник, продолжался несколько минут. В какой-то момент мои собеседники не выдержали:

– Эх, вы, журналисты… Где же вы были лет десять тому назад, когда наше правительство начало «валить» это предприятие?! Когда вместо того, чтобы закупать изоляторы на нашем заводе, их заказывали в Польше и Турции! А ведь славянский арматурно-изоляторный завод был уникальным предприятием. Таких в бывшем Союзе было всего два завода. На АИЗе работало тогда около четырех тысяч людей. Завод был для них вторым домом. Мои родители всю жизнь здесь проработали. Да что там говорить: разве только АИЗ так пострадал?! Съездите на «Славтяжмаш», посмотрите: предприятие вырезают на металл. Его ожидает та же участь, что и АИЗ… Не можем понять: кому нужно, чтобы в Украине «загнулось» промышленное производство?!

Я слушал их и не знал, что ответить этим людям. И что отвечать тем ветеранам АИЗа, которые помнят о том, что на их предприятии работали 12 цехов. Десять из них теперь – строительный мусор… А будущее оставшихся «в живых» двух АИЗовских цехов весьма туманное.

И что тут ответишь, если из почти трех десятков промышленных предприятий, которые работали когда-то в Славянске, нынче осталось только три… И только два предприятия за последние четверть века в Славянске были построены.

Внешне это выглядит, как производственное помещение с выбитыми окнами. Вот только за стеной – пустота и развалины... 

Автор Александр КУЛЬБАКА