- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 9
Как теле-радио Нацсовет защищает информационное пространство Украины
В заголовке этой статьи есть одно ключевое слово – «защищает». И если в этом слове поменять всего одну букву (первую «щ» – на «ч»), то заголовок будет иметь противоположный смысл.
Понятно, о чем я?
Если глобально – о роли Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины в формировании и реализации информационной политики государства Украина.
Если локально – о моем личном восприятии политики теле-радио-Нацсовета.
Признаюсь: еще совсем недавно мое личное отношение к работе этого важного государственного органа исполнительной власти было негативным. Зная о «наездах» Нацсовета на ряд информационных украинских телеканалов (112, NewsOne, ZIK, «Наш»), я был солидарен со своими телевизионными коллегами. И был склонен считать, что Нацсовет ЗАЧИЩАЕТ информационное пространство Украины от эфирного инакомыслия.
И потому, скажем так, «без энтузиазма» шел на встречу с членом Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Украины Сергеем Костинским, которая была организована в рамках совместного проекта Украинского кризисного медиа-центра и Эстонского центра восточного партнерства. (Кроме журналиста «Карачуна» в ней также участвовали представители ряда влиятельных СМИ Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей).
Но почти двухчасовое общение с Сергеем Костинским имело неожиданный для меня результат: в слове «зачищает» я в итоге заменил (для себя) всего одну букву (см. заголовок статьи)…
Кстати, общались мы исключительно на украинском языке, которым уроженец Крыма Сергей Костинский владеет в совершенстве. Что не удивительно, учитывая, что Сергей Костинский попал в Нацсовет по квоте бывшего Президента Украины…
Примечательно, что до работы в Нацсовете Сергей Костинский не имел опыта работы на государственной службе. Зато имел опыт руководящей журналистской работы: шеф-редактор «Крымского делового журнала», затем работа в популярном журналистском проекте «Крым. Реалии». Но зная о том, что работники СМИ перестают быть журналистами (по духу и сути профессии) после того, как познают вкус чиновничьих хлебов, мы вначале несколько настороженно отнеслись к хозяину солидного кабинета. Но…
… И значок – в подарок
– Сколько у нас времени для общения с журналистами?,- спросил Сергей Костинский у своей помощницы.
– Минут сорок… Может, чуть больше…
– Ну, это вообще ни о чем…
И мы проговорили почти два часа.
Минут пять ушло на краткое знакомство и приятный сюрприз: Сергей Костинский каждому из нас вручил значок с изображением Государственного флага Украины.
– Я всегда ношу на груди значок с украинским флагом, и хочу, чтобы он согревал и ваши сердца,- так он объяснил нам свой небольшой, но символичный презент.
– Почти, как значок народного депутата…,- улыбаясь, прокомментировал кто-то из коллег.
Развивать популярную тему нардепов хозяин встречи не стал. На «просто поговорить» времени не было. Сергей Костинский сразу начал рассказывать, что удалось сделать в украинском теле-радио пространстве. Перечень результатов работы Нацсовета оказался впечатляющим.
Основные стратегические цели Нацсовета по ТВ и радио
1) Ограничение информационного воздействия государства-агрессора, создание условий для развития украинского теле-радио рынка, украинского информационно-культурного пространства
Была ограничена демонстрация программ российских телеканалов, фильмов и передач, которые нарушали законодательство Украины и Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Результат: появилось немало новых украинских телеканалов и радиостанций. Это положительно повлияло на конкурентоспособность отечественного медиа рынка и киноиндустрии. Факт: за последние три года в Украине появилось 50 новых спутниковых телеканалов!
2) Украинизация отечественного теле-радио-пространства, стимулирование развития украинской музыкальной индустрии
Нацсовет обеспечил выполнение телерадиоорганизациями закона касательно языковых квот и требований относительно европейского контента. Нацсовет также демонстрировал критический подход к адаптации иностранных программ из-за наличия в них российского влияния.
3) Новый подход к развитию радиовещания
Этот стратегический подход имеет три составляющие – развитие общественного, военно-патриотического, местного вещания. Нацсовету удалось создать три FM-сети общественного радио – «Украинское радио», «Радио «Луч», «Радио «Культура». Расширилась география вещания радиостанции «Армия FM»: с территорий с особым режимом вещания – на ряд областных центров и городов. Цель – обеспечить информирование украинцев о событиях, происходящих в Донбассе и в Крыму, а также рассказывать радиослушателям о жизни воинов украинской армии.
Кроме этого активно развивается FM-радио в территориальных громадах. На сегодняшний день (всего за три года!) более ста FM радиостанций по всей Украине получили лицензии и FM частоты в рамках проекта “Мовлення громад». Среди них немало бывших редакций проводового вещания, которые (из-за известных технологических проблем) должны были исчезнуть, уйти в историю, но Нацсовет пытается их спасти путем предоставления возможности перехода в FM диапазон.
4) Усиление украинского влияния в Донецкой, Луганской, Херсонской областях и в Крыму
Удалось достичь упрощения системы лицензирования, в частности, внедрения процедуры выдачи разрешений на временное вещание, благодаря привлечению большого количества телерадиоорганизаций к распространению украинского контента для наших соотечественников на этих территориях. Были построены новые телекоммуникационные объекты, появились новые локальные вещатели: «Радио Крим. Реалии», «Тризуб-FM», «49 параллель», «Свободное радио».
Затем Сергей Костинский ответил на вопросы журналистов региональных СМИ.
Предлагаем вниманию наших читателей ответы на вопросы журналиста «Карачуна».
- До 2014 года на украинских телеэкранах преобладала российская попса. И это в то время, когда несколько украинских музыкальных групп были мега популярны в России. Тот же «Океан Эльзы», например. Да, в России тоже есть немало талантливых музыкантов, но сейчас украинцы больше слушают украинцев. Это – результат «политики языковых квот»?
– Так называемые «языковые квоты» имеют положительный результат, в том числе и в том, что они заставили некоторых «больших артистов» чуть «подвинуться». И оказалось, что в Украине есть много не очень известных, но очень талантливых исполнителей в различных музыкальных жанрах.
Да, «Океан Эльзы» – это круто, популярно! Но это …вчерашний день. Сегодня в Украине появилось много исполнителей высочайшего уровня, которые могут составить конкуренцию признанным лидерам сцены.
Лично я очень люблю творчество Марины Круть. Она – бандуристка, создает прекрасную украинскую музыку – современную, но с тонкими мотивами украинского фольклора. Всем рекомендую послушать ее. Это очень качественная украинская музыка.
– Вы забыли упомянуть популярную на западе и в центре Украины украинскую группу «Без обмежень». Которую слабо знают на востоке страны…
– Я очень люблю «Без обмежень».
Признаюсь: когда мы начали внедрять на ТВ и радио языковые квоты, я, как человек, который старается быть ответственным, сказал себе: теперь слушаю ТОЛЬКО УКРАИНОЯЗЫЧНУЮ МУЗЫКУ.
– Почему такая дискриминация? Талантливое музыкальное произведение – талантливо на любом языке…Музыка – самый интернациональный язык искусства!
– Здесь вопрос в другом: если мы внедряем это, если мы заставляем людей слушать это, то я должен в этом разбираться. Мне, как чиновнику, нужно знать: какой результат мы итоге получим?
Поэтому я стал активно не только слушать украинскую музыку, но и коллекционировать ее. Каждые две-три недели я выкладываю на своей странице в Фейсбук украинские песни – новые и новых авторов. Я их специально ищу и собираю.
Для чего я это делаю: есть такие редакторы, которые не склонны «напрягаться». Они говорят: мол, новой украинской музыки нет, ничего интересного нет, все плохо, приходится крутить «Океан Эльзы». Я им говорю: время «Океана Эльзы» уже прошло! Есть много украинских талантливых музыкантов. Но парадокс по-прежнему в том, что они становятся популярными сначала за границей, и только потом – в Украине.
Я люблю рок-музыку. Недавно открыл для себя гурт «Мотанка» из Луцка. Этот музыкальный коллектив на международном фестивале тяжелого рока в 2018 году занял второе место. Известный австрийский лейбл Napalm Records заключил с ними контракт, и теперь «раскручивает» эту музыкальную группу на сценах мировых столиц.
– Новые украинские музыкальные группы, конечно, хорошо. Но украинцам есть, кем гордиться не только из новых исполнителей. Из «старых» – тоже! Тот же ManSound, например… Но их почти не слышно в украинском радио эфире! Зато в музыкальной сетке радио «Армия FM» преобладает рок-музыка. У нас что – воины ВСУ исключительно поклонники рока?
– В мире нет аналогов создания армейской FM радиостанции. Мы создали ее и учимся «на марше». Но сейчас происходят некоторые изменения в вещании радио «Армия FM». Она станет более информационной радиостанцией, а не музыкально-развлекательной, как сейчас. Активно развиваем и географию вещания. Сегодня существует разветвленная региональная сеть радио «Армия FM». Армейское радио так же важно, как и система общественного телевидения.
Кстати, будем создавать и качественное военное телевидение.
– Российские фильмы сегодня можно посмотреть разве что в Youtube. И многие люди смотрят (привычка такая). Зрителей можно осуждать за это (мол, не сознательные и не патриотичные). Но какая у них (у нас) есть альтернатива?
– Мы создали условия, чтобы создавался и развивался украинский культурный продукт. Он создается на украинском, английском, на русском и других языках. После того, как мы ввели языковые квоты и ограничили российский контент, телеканалы были вынуждены отказаться от покупки дешевого продукта из России, и создавать свой, украинский, хотя это и выходит чуть дороже. И сегодня мы уже имеем свои украинские фильмы, сериалы. Дальше их будет больше.
Почему это для нас важно?
Потому что когда наша киноиндустрия ориентируется на российский рынок, то они снимают фильмы не о нас – не о нашей жизни, не о наших проблемах.
Я несколько лет жил в Якутии, и четко понял, что жизнь в России и жизнь в Украине – это две большие разницы: и люди – разные, и проблемы у нас разные. Поэтому нам важно, чтобы фильмы у нас снимались о нашей жизни и для нас, украинцев.
Как видим, языковые квоты на телевидении стали частью стратегии защиты и стимулирования развития украинского медиа рынка.
– Почему вас, Сергей Анатольевич, так не любят телеканалы 112, NewsOne, ZIK, «Наш»?
– Я не знаю, как лично вы относитесь к тому, что транслируют 112, NewsOne...
– По-разному отношусь. Но периодически смотрю. При этом меня раздражает засилье на этих каналах Медведчука, Рабиновича, Кацмана и их политических «экспертов». Налицо явный перебор данных персон на телеэкране! Это говорит о том, что политика там преобладает над объективной информацией. Хотя эти каналы позиционируют себя, как информационные.
– Что касается работы телеканалов 112, NewsOne, «Наш», мы стараемся действовать в рамках законодательства Украины. Когда мы ограничивали российские телеканалы, к нам приезжали евродепутаты, мы показывали им кипу документов. Говорили: смотрите, мы их предупреждали – вы нарушаете закон, нарушаете европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Когда россияне не выполняли наших требований, мы их выключали. Есть вопросы? Нет вопросов.
С каналами 112, NewsOne все намного сложнее. По украинскому законодательству, получить спутниковую, кабельную лицензии не проблема. Мы можем пачками забирать лицензии и закрывать каналы за нарушение действующего законодательства. Но люди, которые финансируют подобные телеканалы, могут создавать их сотнями. Поэтому борьба с последствиями не эффективна, нужно бороться с источником…
Бороться с телеканалами – все равно, что бороться с ветряными мельницами…
Автор – Александр КУЛЬБАКА