- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 11
Конец игры "Оппозиционного блока"?
Автор – Алексей ПОЛТОРАКОВ, кандидат политических наук
На данный момент партия «Оппозиционный блок» как никогда близка к развалу, а ее одиозным «отцам-основателям» грозит, в лучшем случае, почетная ссылка (вроде той, в которой оказался Дмитрий Фирташ), а в худшем для них и куда более вероятном на практике – реальные сроки.
Очень показательным представляется процесс Добкина, снятие неприкосновенности и арест которого поддержал украинский парламент. Поводом к инициированному уголовному производству послужили махинации экс-мэра Харькова с землей. Решения о предъявлении таких обвинений – это очевидно не попытка поднять темное прошлое Добкина, а выстраивающая система, которая выведет на куда более масштабные процессы. Прокуратура избрала тактику, которая подразумевает, что любой, кто рискнет поддержать одиозного депутата, будет выглядеть опасающимся за свою свободу, а значит – человеком, которому определенно есть что скрывать. Сумма залога, являющегося альтернативой взятия депутата под стражу, составила 50 млн. гривен и была внесена однопартийцами Добкина. Вадим Новинский внес 30 млн. гривен, а оставшиеся двадцать добавил ни кто иной, как бывший представитель Партии регионов Борис Колесников.
Становится очевидным: Добкина вызвались поддержать именно те представители «Оппозиционного блока», которым крайне неспокойно за свою свободу. Как, например, Вадиму Новинскому и Александру Вилкулу. Новинский был лишен депутатской неприкосновенности еще в декабре 2016 года, и наличие блокирующего пакета акций в «Метинвесте» выглядит в исполнении экс-гражданина РФ и постоянного бизнес-партнера Ахметова куда убедительнее, чем отказ от финансирования ФК «Севастополь» в 2014 году по политическим причинам.
Основные фигуры «Оппозиционного блока» фактически загнали себя в тупик, причем сделали это без чьей-либо помощи. Чтобы продолжать привлекать к себе внимание и не вызывать недовольства финансирующего их Ахметова, экс-функционерам ПР приходится высказываться в подобном ключе, что заставляет вспомнить о них не только СМИ, но и избирателей, правда, все чаще в негативном ключе. Народ неизбежно потребует реакции со стороны власти и силовых структур – и здесь вопрос переходит в плоскость их репутации как институций в целом, которая и без того далека от совершенства.
Пусть сейчас в рамках дела о «вышках Бойко» председатель фракции «Оппозиционного Блока» переведен в статус свидетеля, но важно понимать следующее: уже в ближайшее время его статус легко может измениться. Да и репутационные потери, которые понесет любой желающий сотрудничать с так много знающим о схемах беглого олигарха Курченко Юрием Бойко, несопоставимы с материальной выгодой, которое оно потенциально может принести.
Нелегко приходится и Ахметову в качестве негласного лидера всего этого политического объединения: во многих городах на юго-востоке Украины можно увидеть ситилайты с надписями «Ахметов убивает (название населенного пункта, где размещен такой рекламный щит)», под чем подразумевается контекст отказа фактического владельца большинства предприятий тяжелой промышленности от модернизации очистных сооружений.
В особенности это касается Запорожья, где подобную антирекламу можно увидеть в разных местах. И это в то время как над ставленником Ахметова –экс-главным инженером «Запорожстали» Владимиром Буряком тучи сгущаются как никогда сильно.
1 августа в ходе обыска, проведенного СБУ, выяснилось, что в кабинете мэра были установлены прослушивающие устройства, через которые информация попадала на неподконтрольные Украине территории. Буряк может отрицать подобные обвинения, что уже делается им не слишком успешно, ведь на фоне искусственно организованных пророссийских митингов в области, местные жители очень хотели бы знать имена ответственных за организации провокаций.
Эти события очень напоминают действия в Кривом Роге, где были инициированы обыски у предполагаемых участников ОПГ, занимавшейся хищениями в особо крупных размерах. В свете криворожской истории крайне показательной представляется и реакция Александра Вилкула, который очень быстро забыл о поддержке Удода, когда на всю страну прогремело задержание Добкина. С увеличением количества дел против функционеров «Оппозиционного блока» и приближенных к ним лиц круговая порука неизбежно даст сбой.
Приблизительно месяц назад «Оппозиционный блок» лишился своего представительства в горсовете Одессы. И даже тот факт, что это случилось из-за исключения из партии восьмерых депутатов «за нарушения партийной дисциплины и дискредитации партии», не изменит действительности: сами представители данной политической силы сознают, что необходимо готовить себе плацдармы для отступления, тем самым постепенно оставляя избирателей на местах без своих представителей. То есть де-факто «Оппозиционный блок» открыто саботирует свои обязательства перед избирателями, и эта тенденция будет еще неоднократно повторяться.
Чтобы сохранить себе свободу и хоть какое-то место в украинской политической жизни, представителям этой партии придется идти на сближение с партиями, лояльными Киеву, однако и это не дает гарантий. Еще никогда критика представителей «Оппозиционного блока» не приобретала таких масштабов и не переходила в следственные мероприятия в таких количествах. На данный момент становится очевидным, что власть взялась за представителей данной политсилы всерьез: приближаются выборы, к которым хотелось бы подойти с хоть сколь-нибудь ощутимым результатом. И в качестве своих достижений выгоднее всего предъявить окончательное решение вопроса деятелей, приближенных к Партии регионов.
В таком случае избирателям стоило бы задуматься уже сейчас – имеет ли смысл поддерживать людей с неоднозначной репутацией? Стоит ли голосовать за политическую силу, находящуюся в состоянии полураспада, функционеры которой не намерены представлять интересы своих избирателей, так как будут слишком заняты комментированием обысков в своих офисах и кабинетах?
Ответ очевиден. Все происходящее сегодня с представителями «Оппозиционного блока» на разных уровнях – система, действие которой очень трудно будет повернуть вспять.