- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 3
От «протирания штанов» за партами - до уроков в форме игры: в Украине реформируют образование
24 октября, вечер, около 18:00... В актовом зале Донбасского государственного педагогического университета начинается массовое мероприятие, которое продлится более двух часов. В зале – несколько сотен педагогов и руководителей образовательных учреждений Донецкой области. На сцене – народные депутаты, замминистра Министерства образования и науки, ректор педуниверситета, глава областного департамента образования. Местные педагоги выясняют у народных депутатов (руководителей профильного комитета ВРУ), что будет дальше с образованием…
В актовом зале достаточно холодно. И это еще один показатель того, что образовательную реформу нужно было внедрять уже давно…
Правильно говорят, что реформы не должны делаться просто ради реформ. Конечной целью любой реформы должны стать положительные перемены в конкретной отрасли и, в конечном итоге, повышение уровня жизни людей.
Безусловно, чтобы реформы достигали этой цели, их внедрением должны заниматься образованные люди. Ну, а чтобы образованные люди были в Украине и в дальнейшем, в прошлом месяце в Верховной Раде была принята образовательная реформа.
«Ожидаемыми результатами принятия Закона Украины "Об образовании" является создание системы образования нового поколения, которая обеспечит условия для получения образования всеми категориями населения Украины, эффективной системы обеспечения всестороннего развития человека и способствованию существенному росту интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала общества и личности» – так прописано в пояснительной записке.
А что это означает на практике? Что получат ученики и учителя от внедряемой реформы? Удастся ли в полной мере реализовать задуманное?
Сегодня этими вопросами задаются все, кто имеет какое-либо отношение к образовательным процессам. Чтобы найти на них ответы, мало читать газеты или смотреть ТВ. Даже самим педагогам порой непросто бывает понять все аспекты реформы образования, разглядеть ее «подводные камни». Нужна широкая разъяснительная работа. И она уже ведется.
Например, вчера в Славянске состоялось, наверное, самое масштабное выездное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования. Тема того стоила: «О практике применения законодательных и других нормативно-правовых актов относительно функционирования образовательной сферы в Донецкой и Луганской областях в условиях проведения антитеррористической операции».
Перед местными педагогами предстали: народный депутат Украины, первый заместитель председателя комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский, первый заместитель Министра науки и образования Украины Владимир Ковтунец, нардеп Тарас Креминь, руководитель управления образования в Донецкой области Надежда Оксенчук. А инициатором этого «большого турне» выступил народный депутат Украины Олег Недава.
Почему это выездное заседание я назвал «самым масштабным»? Судите сами: актовый зал Донбасского государственного педагогического университета, где проходило заседание, был заполнен до отказа – пришлось даже дополнительные стулья заносить. На встречу с народными депутатами прибыли более 600 представителей учреждений образования из Славянска, Славянского района и других близлежащих населенных пунктов Донецкой области.
Но вышло так, что официальная тема выездного заседания парламентского комитета послужила лишь толчком к обсуждению проблем сферы образования и науки. В реальности образовательная дискуссия оказалась гораздо шире, чем планировалось.
Впрочем, именно этого результата и хотел достичь инициатор встречи Олег Недава:
- Я хотел, чтобы все представители образовательных учреждений могли задать интересующие их вопросы тем, кто участвует в разработке и принимает закон. По-моему, этот диалог удался: жёсткий, серьёзный, предметный.
Да, и замминистра, и руководство комитета Верховной Рады Украины попали под шквал достаточно жестких вопросов. Но ведь это хорошо! Теперь многим учителям и преподавателям стали гораздо понятнее те изменения, которые предусматривает принятая реформа.
Уверен, что это было не последнее выездное мероприятие – планирую инициировать подобные заседания и других профильных комитетов. Не должно быть разрыва между Киевом и Славянском – люди должны иметь возможность «потрогать депутата» и выяснить у него всё, что угодно.
Буду использовать любые возможности, чтобы люди могли коммуницировать с властью.
Итак, вчера 620 местных педагогов стали участниками выездного заседания комитета ВРУ по вопросам науки и образования. Каждый из присутствующих имел возможность задать вопрос депутату или чиновнику высокого ранга. Педагоги задавали вопросы и тут же получали на них конкретные ответы.
Была, естественно, затронута якобы болезненная тема языка обучения.
После принятия образовательной реформы в общенациональных СМИ активно тиражировалась информация об ущемлении языковых прав национальных меньшинств. А вот славянские преподаватели акцентировали внимание на том, что в нашем регионе подобных острых проблем нет.
Вот несколько тезисов образовательной реформы, которые озвучил народный депутат Украины, первый заместитель председателя комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский:
12 лет обучения
Школа будет трехуровневая: начальная – 4 года, вводится с 2018 года, базовое среднее образование – 5 лет (гимназии), вводится с 2022 года, профильное среднее образование – 3 года (лицеи и учреждения профессионального среднего образования), вводится с 2027 года. Поэтому и школа станет профильной, ученик сможет выбирать: учиться в академическом лицее или профессиональном колледже. И исчезнет необходимость "зубрежки" предметов, которые в профессиональной деятельности человеку не понадобятся.
Язык обучения
С пятого класса в учебных заведениях будут преподавать только на украинском языке. Ученикам и студентам национальных меньшинств и коренных народов гарантируется право обучения на родном языке. А для его реализации будут созданы отдельные классы.
Увеличение зарплат учителям
"Минималка" для преподавателей составит три минимальные зарплаты. Выплаты увеличат до 6500 гривен. А для учителей вводится добровольная сертификация. А в случае ее успешного прохождения – 20% надбавки к зарплате.
Автономия школ
Принимать учебные планы теперь будет сама школа. Но они должны быть такими, чтобы достигать результатов обучения, которые будет формировать министерство.
Уроки будут проводить в форме игры, чтобы учитель был частью команды, а не "правителем".
Инспекция школ
Проверять учебные заведения теперь будет Агентство качества образования, а не местные органы управления образования, как это было до сих пор.