- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 4
Цены на продукты будут зашкаливать, но голод украинцам не грозит
В продовольственные отделы супермаркетов сегодня хоть не заходи: цены на продукты питания взяли такой разгон, что остановить их рост вряд ли получится в обозримом будущем.
Фрукты-овощи, мясо-молоко, рыба, хлеб и дальше будут только дорожать. И, что самое неприятное, будет расти себестоимость производства основных товарных позиций аграрного экспорта Украины: пшеницы, ячменя, подсолнечника, кукурузы. Не забываем, что значительная часть ранних зерновых была посеяна еще до войны, когда горюче-смазочные материалы, удобрения, пестициды селяне покупали по божеским ценам. А по каким ценам украинские аграрии будут покупать, например, ГСМ будущей осенью – кто-нибудь знает?
Однако высокие цены на продукты питания – это лишь часть будущей проблемы продовольственной безопасности Украины. Ведь важны не только цены на продовольствие. Важно, чтобы оно было в наличии – на складах, хранилищах, терминалах. Ну, и, конечно, на прилавках украинских магазинов.
Старшее поколение украинцев знает не понаслышке: вслед за войной может идти голод, который несет ужасы не меньшие, чем бомбежки.
Но грозит ли украинцам голод? Какие существуют риски для аграрного сектора экономики Украины в условиях войны?
Ответы на эти и другие вопросы искали журналисты региональных СМИ во время встречи с профессорско-преподавательским составом Полтавского аграрного университета. Свои вопросы ученым-аграриям задавал и журналист «Карачуна».
Рассказывает директор учебно-научного института агротехнологий, селекции и экологии Полтавского аграрного университета профессор Николай Маренич:
- В средствах массовой информации в последнее время активно муссируется тема голода, который может настигнуть страны Северной Африки, если не удастся разблокировать украинские морские порты, дабы экспортировать 22 миллиона тонн украинского зерна. Из них 19 миллионов тонн – зерновые культуры, 3,5 млн.т. – семена подсолнечника. По этой же причине сейчас невозможен экспорт подсолнечного масла и ряда других товаров экспортной группы.
22 миллиона тонн – это, конечно, солидные объемы. В связи с этим многие украинцы начали проявлять беспокойство: мол, вывоз за пределы Украины столь больших объемов зерна может угрожать продовольственной безопасности Украины.
Но так ли это на самом деле?
Обратимся к цифрам и фактам.
В прошлом маркетинговом сельскохозяйственном году Украина вырастила и собрала 106 миллионов тонн зерна. При этом внутреннее потребление составляет всего около 20 миллионов тонн.
Выращенный урожай, как известно, нужно где-то хранить. А с этим у нас тоже есть проблемы.
До войны общий объем складских помещений (элеваторов) позволял засыпать на хранение 75 миллионов тонн зерна. В настоящее время часть этих мощностей (для хранения 10 млн. т. зерна) разрушены или находятся на оккупированных территориях.
Где Украина будет хранить новый урожай? Как пройдут жнива?
Согласно прогнозам Минагрополитики, в этом году будет собрано около 65 миллионов тонн зерновых культур. То есть, втрое больше, чем наши внутренние потребности. Часть урожая примут элеваторы. Однако уже на начало сентября ожидается дефицит мощностей для хранения зерна – 3-4 миллиона тонн. На конец осени дефицит составит 10-15 миллионов тонн.
До войны излишки зерна шли на экспорт, обеспечивая приток в Украину валюты. Теперь, когда РФ заблокировала морские порты, могут пострадать не только некоторые страны, которые не дождутся украинского зерна, но и украинские аграрии, которые не смогут сохранить весь выращенный урожай.
В свою очередь эта проблема может негативно повлиять на посевную кампанию 2022-2023 годов, когда сельхозпроизводители будут вынужденно уменьшать посевные площади под зерновые культуры.
Тему продолжил декан факультета технологии производства и переработки продукции животноводства, профессор Анатолий Шостя:
- Продовольственные запасы – большое подспорье для экономики страны. Заполненные зерном элеваторы – это не только резерв пищевых ресурсов, но и достаточная кормовая база для отрасли животноводства.
Но все хорошо, когда в меру и вовремя. А если миллионы тонн зерна месяцами хранятся в элеваторах и морских портах, и при этом увеличиваются технологические сроки его хранения, то обязательно будет страдать качество зерна – его биологическая полноценность. В частности, способность к использованию в пищевой промышленности.
Проще говоря, «просроченная» продовольственная пшеница может дойти до такого состояния, что будет годиться разве что для переработки на комбикорма…
Что делать в этой ситуации? Как рационально использовать излишки зерна?
Варианта два.
Первый: поставки на экспорт. Если, конечно, будут разблокированы морские порты.
Второй: глубокая переработка зерновых ресурсов в продукты питания. Но для этого нужно увеличивать производственные мощности перерабатывающих предприятий, а также строить новые предприятия пищевой промышленности.
А чтобы решить эту задачу, нужны долгие и дешевые кредитные ресурсы, а также деньги иностранных фондов, которые бы инвестировались в агропромышленный комплекс Украины.
Но кто будет инвестировать в страну, где идет горячая фаза войны?