- Категория
- Статьи
- Дата публикации
Вадим Лях: о начале войны и собственных рецептах психологической устойчивости
Фото из архива Карачуна
Руководитель Славянской городской военной администрации Вадим Лях – частый гость всеукраинского телемарафона. Он также часто дает интервью ведущим украинским телеканалам и сайтам. И это понятно, учитывая значительный интерес к событиям в городе, с которого в апреле 2014 года начались события, восемь лет спустя переросшие в полномасштабную войну с РФ.
А вот местные журналисты редко беспокоят Вадима Ляха. Потому что вроде бы нет такой необходимости, ведь руководитель города регулярно записывает видео, в которых сообщает о текущей ситуации в Славянске.
Однако за кадром до сих пор оставались некоторые интересные моменты личной жизни Вадима Ляха. Именно их и попытались приоткрыть журналисты Славянского телевидения «С-плюс», которые записали большое интервью с Вадимом Ляхом.
Предлагаем читателям «Карачуна» наиболее интересные отрывки из этого интервью.
Итак, рассказывает Вадим Лях:
Как узнал о начале войны
– Весть о полномасштабном вторжении российских войск в Украину застала меня в постели. Раздался звонок моей дочери Юли (от первого брака). Она сейчас живет в Америке. Дочь сообщила, что началась война, что ракетные удары совершаются по многим украинским городам. Конечно, сразу же начал искать официальные сообщения и любую информацию в интернете.
Первые ужасы войны
– В Славянске эвакуация жителей города происходила (и происходит) в плановой спокойной обстановке. А вот жителям тех городов, куда война пришла с первых дней, пришлось узнать все ужасы эвакуации под постоянными обстрелами.
Мне очень больно было видеть и слушать рассказы жителей соседнего Изюма, которые выезжали из города, где велись ожесточенные бои. Особенно, когда они рассказывали о том, что там остались их родители, или дети. На них невозможно было смотреть без боли.
Главное было – не паниковать
– Я, конечно, оставался в городе с первых дней войны. Надо было собственным примером демонстрировать людям, что ни в коем случае нельзя паниковать.
Хочу отметить, что работники коммунальных предприятий вели себя достойно, а некоторые даже героически. Ведь часто им приходилось (и приходится) работать за себя и за тех своих коллег, которые эвакуировались из города. При этом они тоже рискуют своей жизнью и здоровьем.
А вообще работа спасает от плохих новостей, которыми нередко переполнены местные паблики в социальных сетях. Работа помогает преодолевать разный негатив.
О собственном опыте борьбы со стрессом
– До войны не хватало времени на некоторые вещи. К примеру, на занятия спортом. А война научила каждого из нас ценить время, ты ведь не знаешь, что будет с тобой завтра.
Первые недели войны были слишком тяжелыми морально. Стресс был колоссальный. Как было спасаться от него?
И я начал… слушать любимую музыку. Она в какой-то степени успокаивала и настраивала на позитив.
Потом начал регулярно – трижды в неделю – заниматься спортом. Да, существуют определенные трудности. К примеру, не всегда есть вода, мало свободного времени. И все же нужно держать себя в тонусе.
Иногда включаю телевизор. Но между новостями и просмотром какого-нибудь хорошего фильма, выбираю кино. Порой ищу фильмы, которые уже когда-то видел. Главное, чтобы просмотр фильма сопровождался положительными эмоциями.
Признаюсь: все это в комплексе действительно помогает бороться со стрессом и обеспечивает эмоциональную устойчивость.
Привычка к взрывам и сиренам
- Если сирены звучат ежедневно и по несколько раз в день, если город регулярно подвергается обстрелам, к этому… привыкаешь.
Привыкаю не только я, но и все жители города, которые здесь остались. Те, кто не может к этому привыкнуть, уезжают из города.
У каждого человека своя степень крепости нервной системы. Так что многие жители Славянска стали стрессоустойчивыми. Но это не значит, что им можно не эвакуироваться. Снова повторяю: уезжать из города нужно!
О планах на послевоенную жизнь
- Мечтаю взять отпуск и поехать к семье, встретиться с женой, взять на руки дочь. Мечтаю о мирной семейной жизни.