- Категория
- Статьи
- Дата публикации
Переселенцы в Львовской области: хуже, чем дома, но жить можно!
Сколько бы раз ни приезжал во Львов или в какой-то город Львовской области, сюда хочется возвращаться снова и снова. Почему? Видимо, из-за особой ауры Львовщины, которая притягивает, словно магнитом.
Тем не менее, в Украине есть сотни тысяч людей, которые никогда не были в Львовской области, и в этом году попали сюда при трагических обстоятельствах – из-за войны.
С начала широкомасштабной агрессии РФ, во Львов прибыли более двух миллионов украинцев, которые спасались от войны. Наибольший поток беженцев наблюдался в марте-апреле, когда польскую границу на Львовщине пересекли 1 миллион 800 тысяч украинцев.
Самым напряженным месяцем был май, когда Львовская область приняла около 630 тысяч вынужденных переселенцев. Тогда местные гуманитарные штабы едва успевали принимать, кормить, обогревать, размещать людей.
В настоящее время железнодорожный вокзал Львова работает почти в штатном режиме. И хотя волонтеры по привычке выхватывают взглядом в толпе людей с чемоданами тех, кто выехал из опасных регионов, работы им ощутимо поубавилось, ведь ежесуточно приезжают во Львов лишь от трехсот до полутора тысяч человек.
Как известно, сейчас в Львовскую область прибывают один-два эвакуационных поезда. А в области находятся около 400 тысяч вынужденных переселенцев. Из них 245 тысяч зарегистрированы официально, как внутренне перемещенные лица.
Однако руководство области ожидает, что ближе к наступлению осенних холодов количество переселенцев снова ощутимо возрастет, поскольку в западные регионы Украины будут выезжать жители юго-восточных областей, где не будет централизованного отопления.
С обсуждения темы вынужденных переселенцев и началась встреча региональных журналистов с главой Львовской областной военной администрации Максимом Козицким, в которой также участвовал журналист «Карачуна». Предлагаем вниманию наших читателей фрагменты коллективного интервью.
- Не секрет, что Львовщина – это регион, где после начала войны были самые высокие в Украине цены на аренду жилья. Аренда и сейчас не дешевая. Местные власти как-то влияют на эти процессы?
- Есть два варианта расселения переселенцев. Первый, и он самый простой, это когда люди самостоятельно находят себе временное жилье. Кто-то остановился у родственников-знакомых, кто-то жилье снимает.
Но многие переселенцы обращаются с этими проблемами к местным властям. К примеру, с начала войны 385 тысяч человек обратились в областную администрацию по вопросам расселения. Им была предоставлена информация о возможных вариантах расселения. Были поселены 368 тысяч переселенцев. Если вспомнить, что Львовщина приняла 630 тысяч вынужденных переселенцев, то получается, что местные власти помогли найти временное жилье более, чем половине людей. Учтите, что мы помогали им и с транспортом.
Также есть штабы, которые занимались (и занимаются) оказанием гуманитарной помощи переселенцам (их в области одиннадцать). Ведь людей нужно накормить, обогреть, предоставить им вещи первой необходимости. Многие люди также нуждаются в медицинской, психологической помощи, которую тоже оказывают наши специалисты.
– Часто людей временно расселяли, образно говоря, «на матрасе в спортзале». Но ведь им сложно длительное время жить в таких условиях. Какие еще варианты готовят областные власти для размещения переселенцев?
– У нас действует областная программа создания лучших условий для внутренне перемещенных лиц. Согласно этой программе, сейчас мы ремонтируем около двадцати социальных объектов в области. Это преимущественно общежития системы профтехобразования. В них в ближайшее время будут созданы все бытовые условия для расселения более двух тысяч переселенцев. Это будут полноценные места с полным спектром жилищно-коммунальных услуг.
- Кто берет на себя финансовое бремя по расселению переселенцев – территориальные общины, или в областном бюджете на эти расходы есть отдельная строка?
– Конечно, общины сами выделяют средства на содержание переселенцев. Но часто это совместные проекты по переоборудованию, ремонту жилых помещений для размещения людей этой категории.
Если говорить о централизованных программах, действующих в областной администрации, то их три:
- программа поддержки релокированного бизнеса;
- программа поддержки внутри перемещенных лиц на питание;
- программа компенсации частным гостиницам стоимости коммунальных услуг при размещении ВПЛ.
Эти программы будут гарантированно действовать до конца текущего бюджетного года.
Какие будут возможности областного бюджета в следующем году? У меня пока нет ответа на этот вопрос. Но точно знаю, что и в следующем году мы будем стараться всячески помогать вынужденным переселенцам.
Но скажу прямо: если в случае размещения переселенцев, мы компенсируем частным гостиницам стоимость коммунальных услуг, то поддерживаем не только людей категории ВПЛ, но и местный малый бизнес. Таким образом, мы сохраняем рабочие места в этих отелях, ведь мы должны думать и о завтрашнем дне местного бизнеса.
– Чтобы быстрее проходил процесс социальной адаптации вынужденных переселенцев, им желательно на новом месте найти работу. На Львовщине – находят?
- За это время около трех тысяч человек категории ВПЛ обратились в Центры занятости. Около 800 человек нашли в Львовской области официальную работу. Но, честно говоря, работу ищут не так много переселенцев. Главная причина, по-моему, в том, что не определено их будущее. Большинство переселенцев надеются на то, что они завтра вернутся домой.
- Многие ли предприятия перевели (релокировали) свой бизнес на Львовщину?
- В Львовскую область переехали 195 компаний, которые перевезли производственные мощности и работников. На территории Львовской области они уже создали более 4800 рабочих мест. 125 релокированных компаний начали свою деятельность в нашей области, остальные находятся в процессе перевозки, монтажа и ремонта производственного оборудования.
– Проходят ли эти предприятия перерегистрацию на Львовщине?
– Мы к этому вопросу относимся так: поработайте, присмотритесь, а дальше решайте вопросы регистрации своей компании. Конечно, наша задача состоит в том, чтобы им хотелось бы зарегистрироваться здесь, в Львовской области. Поэтому мы стараемся создать им все условия для успешной работы. Но в вопросах перерегистрации предприятий нет и не будет никакого давления.
В областной администрации существует специальный отдел поддержки бизнеса, в котором восемь работников живут этим процессом. Их задача – работать с руководителями релокированных предприятий, находить и показывать им свободные земельные участки, содействовать в подведении инженерных коммуникаций, помогать в получении всевозможных разрешительных документов и т.п.
Когда руководители предприятий видят человеческое отношение, они понимают, что релокация их бизнеса в Львовскую область – процесс правильный и потенциально выгодный.
Но это еще не всё. Мы – единственная в Украине область, которая платит релокированному бизнесу: 100 тысяч гривен – за перевозку производственного оборудования, еще 100 тысяч гривен – за создание новых двадцати рабочих мест, 500 тысяч гривен – на обновление материальной базы.
– Вы часто общаетесь с людьми, знаете их настроения. Скажите: есть ли у львовян усталость от переселенцев? Ведь одно дело, когда человек гостит неделю, и совсем другое дело, когда полгода…
– Не так давно мы заказали группе «Рейтинг» социальное исследование на эту тему. И оказалось, что более 80 процентов людей категории ВПЛ удовлетворены условиями пребывания на Львовщине, а также почти 80 процентов львовян удовлетворены общением с переселенцами. И 26 процентов вынужденных переселенцев готовы остаться в Львовской области на постоянное проживание.
– Бывают ли конфликты на языковой почве?
- Бытовые конфликты бывают на любой почве. 67 процентов людей категории ВПЛ готовы разговаривать здесь на украинском языке. Для около 20 процентов местных жителей крайне необходимо, чтобы переселенцы разговаривали по-украински. Остальные жители Львовской области (80 процентов!) толерантно относятся к языку общения переселенцев.
А что касается усталости… Действительно, есть накопившаяся усталость от войны. И это нормальное состояние людей. Ведь война – это горе, стрессы, потери, выход из обычной зоны комфорта. Но расслабляться нельзя. Впереди – долгий путь к победе.
Редакция интернет-издания «Карачун» благодарна Харьковскому пресс-клубу за содействие в подготовке нашим корреспондентом серии журналистских материалов в рамках пресс-тура «Местные общины Львовщины в условиях военного положения. Вызовы и достижения».